Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На



(СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО

И СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО)

Методические указания.Когда дети научатся пра­вильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их состав­лять разные виды сложного предложения. Логопедиче­ская работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется толь­ко проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. (Ло­гопед: «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок: «Потому, что он устал».)

В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правильным син­таксическим и грамматическим оформлением всего пред­ложения, так как в придаточном предложении дети опус­кают то вторую часть союза, то подлежащее.


Задание 20.Научить детей составлять сложносочи­ненные предложения с противительным союзом а.

При составлении сложносочиненных предложений логопед должен использовать разнообразный картинный материал, демонстрировать конкретные действия.

Задание21.Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сна­чала, а второе предложение начинается словами а потом.

Примерный лексический материал

Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать. Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать. Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо. Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки. Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить.

Фрагмент одного занятия

Логопед подбирает пары сюжетных картин примерно такого содержания: девочка стелет кровать — девочка спит; мальчик умывается — мальчик вытирается; дети сидят за столами и едят — дети моют посуду; женщина стирает белье — женщина развешивает белье и т.д. Ре­бенку предлагается сказать, что делает мальчик (девочка или кто-либо) сначала, а что потом. Логопед может на­чать фразу, а ребенок ее закончить, например: «Вова сна­чала моет руки, а потом их ...».

Игровые приемы к заданию

«Все наоборот».Логопед заранее готовит и расклады­вает на столе необходимые предметы, которые можно ис­пользовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, постель­ные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок — водящий по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начи­нает расчесываться. Дети должны уловить ошибку в пос­ледовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

«Что сначала, что потом».Дети садятся в кружок. Логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предме-


ты, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.

Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны до­гадаться и сказать, что он будет делать потом. Например, стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом...» — «Ты ее снимешь», — добавляют дети. Девочка держит в руках половник и тарелку и гово­рит: «Сначала я налью суп, а потом...» — «Ты будешь его есть», — добавляют дети.

«Угадай, где ошибка».Логопед, а затем и сами дети

составляют предложения, специально путая при этом

f последовательность действий. Например, логопед гово-

': рит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу». Или:

1 «Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю книгу» и т.д.

•      Остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.

[ Задание 22.Научить детей составлять предложения I с разделительным союзом или.

?                         Игровые приемы

I «Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены

•      различные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш,
бумага, прыгалки, куклы, флажки, коляска, совочек,
формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими
игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый
должен рассказать, что он собирается делать. Например,
вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит:
«У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч или ловить
бабочку сачком». Другой ребенок говорит: «Я взяла
ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду играть
в песок или катать куклу в коляске». Далее логопед пред­
лагает детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать,
что ребенок будет делать сначала, а что потом.

«Или — или». Дети проговаривают и стараются за­помнить все предметы, разложенные на столе. Все за­крывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола (например, карандаши и пластилин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно по­смотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью делает водящий. Ответы детей (в зависимости от


исчезнувших предметов) могут быть разными: «Вова ри­сует, лепит из пластилина ...»

Аналогичная работа проводится и с другими предме­тами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она вос­питывает внимание, память, учит анализировать и делать простейшие обобщения.

Задание 23 •Научить детей грамматически правиль­но отвечать на вопрос почему?

Примерный лексический материал

Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т.д.

Игровой прием

столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, куклы и т.п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал, например: «Я взял (выбрал) сачок, потому что хочу ловить ^бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Задание24.Научить детей правильно строить слож­ноподчиненные предложения, в которых главным пред­ложением является оборот речи я хочу, а подчиненным — выражение желания через союз чтобы+ именитель­ный падеж существительного + согласованный глагол + зависимое от глагола слово.

Игровой прием

«А что ты хочешь?»Дети приносят свои любимые иг­рушки и раскладывают на столе. Потом все садятся в полукруг и по просьбе логопеда дают друг другу задания в такой форме: «Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол». «Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей». «Я хочу, чтобы Лена взяла коляску и катала в ней куклу».

Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял. Например: «Я взял клюшку, чтобы


играть в хоккей». «Я взял мяч, чтобы играть в футбол». «Я взял сачок, чтобы ловить бабочек». «Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске».

Задание 25.Научить детей в простой форме пере­давать чужую речь с помощью союза что и придаточного предложения из 2 — 3 слов.

Игровойприем

«Что тебе сказали по телефону?»Логопед или кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего то­варища о чем-либо или сообщает что-то ему в форме про­стого предложения из 3 — 4 слов, например: «Вова, при­неси мне книгу», или: «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить, что ему сказал и, например: «Коля сказал, чтобы я принес книгу», или: «Он сказал, что сегодня плохая погода».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.248 (0.005 с.)