Содержание книги

  1. Общее недоразвитие речи у детей
  2. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
  3. Социальный характер возникновения и развития речи
  4. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
  5. Функции речи в психическом развитии ребенка
  6. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  7. Клинические виды общего недоразвития речи
  8. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  9. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  10. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  11. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  12. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  13. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  14. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  15. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  16. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  17. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  19. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  20. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  21. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  22. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  23. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  24. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  25. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  26. Оценка сформированности речи дошкольников
  27. Обследование детской речи первого уровня развития
  28. Обследование детской речи второго уровня развития
  29. Обследование детской речи третьего уровня развития
  30. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  31. Активизация речевого подражания
  32. Второй этап обучения — первые формы слов
  33. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  34. Формирование первых форм слов
  35. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  36. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  37. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  38. Формирование двусоставного простого предложения
  39. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  40. Формирование слоговой структуры слов
  41. Формирование звукопроизношения
  42. Формирование предложения из нескольких слов
  43. Сопоставление грамматических форм слов
  44. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  45. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  46. Распространенное простое предложение
  47. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  48. Предложения с однородными членами
  49. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  50. Формирование сложного предложения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.



УСВОЕНИЕ РОДНОГО (РУССКОГО)

ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ

ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ

В логопедии термином онтогенез речипринято обо­значать весь период формирования речи человека, от пер­вых его речевых актов до того совершенного состояния,


при котором родной язык становится полноценным ору­дием общения и мышления.

В нашем изложении оба термина используются зна­чительно уже, а именно:

для обозначения того периода динамичного развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

главным показателем уровня развития детской речи мы выбрали кульминационный процесс речевого выска­зывания — умение ребенка строить предложения различ­ной структуры;

рассматриваются те данные о нарушенном и нормаль­ном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначальный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизно-шения и некоторые другие.

Почти вся речевая патология в детском.дшрасте обу­словлена теми или щшмв-факторами (причинами), ко­торые действовали до того, как у^ребенка началось раз-витиерети. Исключение представляют афазические рас­стройства, которые в раннем возрасте встречаются редко. А поэтому каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли по­ражение центральные механизмы речи (например, при алалии) или только периферические (например, при ри-нолалии) или то и другое сочетаются между собой, пред­стоит овладеть родным языком сначала как средством об­щения, а затем как средством мышления. А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как сис­темы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных от­ношениях.

Проследить и понять, каким образом дети с наруше­ниями развития речи овладевают системой языка со всем характеризующим многообразием лексико-грамматиче-ских и фонетических явлений, в какой последователь­ности усваивают лексико-грамматические единицы, их обобщенные и частные формы, операции с ними, — воз-



можно только в том случае, если опираться на знание общих законов развития детской речи в норме.

В исследованиях по логопедии всегда указывалось на то, что развитие речи в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Однако до недавнего времени эти положения не под­тверждались конкретными фактами, посредством кото­рых было бы показано, в чем именно заключается об­щность и различие нормального и нарушенного хода ре­чевого развития ребенка.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нару­шениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определен­ные трудности в усвоении тех или иных единиц речи. При этом один и тот же уровень языкового развития может иметь место у детей разного возраста и при различных диагнозах. Например, дети с первично сохранным ин­теллектом и нормальным слухом в качестве словесных средств общения используют десяток «лепетных слов» ивЗ, ив 5, ивб лет. Однако из современной практики логопедии известно, что указанный уровень речевого раз­вития у шестилеток встречается теперь крайне редко в сравнении с данными 20-летней давности *.

Практическая логопедия также хорошо знает, что одни и те же неправильные формы слов и своеобразные словосочетания встречаются и при алалии, и при задерж­ке речевого развития, и при дизартрии.

Исследователи аномальной детской речи давно под­нимали вопрос о неправомерности постановки «речевого диагноза» только на основании описания у детей особен­ностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины.

Практиками было обращено внимание на спонтанное развитие аномальной детской речи, указывалось на то, что различные периоды ее своеобразного формирования часто квалифицируются как «речевые диагнозы», кото­рые видоизменяются по мере роста и овладения ребенком родным языком.


Темп спонтанного усвоения ребенком различных структур языка является дополнительным диагностиче­ским признаком варианта речевого недоразвития (алалия или задержка).

Однако сведения о вариантах динамики обратимости общего недоразвития речи лежат пока за порогом наших знаний и не могут быть получены до тех пор, пока не будут познаны до конца процессы усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи в сравнении с конкретными данными нормы.

Для того чтобы выявить конкретные факты общности и различий нормального и нарушенного хода речевого развития, необходимо проследить процесс усвоения род­ного языка в двух рассматриваемых случаях.

Для такого сравнения целесообразно сопоставить не описание речевых особенностей обеих категорий детей одного и того же возраста или с разницей в 1 — 2 года, а сравнить характер их речевой деятельности в зависи­мости от этапа языкового развития. При таком подходе возраст ребенка не используется для характеристики уровня развития его речи.

Ниже рассматриваются в сравнительном плане про­цессы становления детской речи в условиях нормы и па­тологии, вычленяются этапы речевого развития и общие -закономерности, наблюдаемые у обеих категорий детей; раскрываются те своеобразные проявления дизонтогене-за, которые имеют место при всех формах общего недо­развития речи.

Не исключено, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выра­женными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой прак­тики ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.90 (0.005 с.)