Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.

Поиск

УСВОЕНИЕ РОДНОГО (РУССКОГО)

ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ

ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ

В логопедии термином онтогенез речипринято обо­значать весь период формирования речи человека, от пер­вых его речевых актов до того совершенного состояния,


при котором родной язык становится полноценным ору­дием общения и мышления.

В нашем изложении оба термина используются зна­чительно уже, а именно:

для обозначения того периода динамичного развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

главным показателем уровня развития детской речи мы выбрали кульминационный процесс речевого выска­зывания — умение ребенка строить предложения различ­ной структуры;

рассматриваются те данные о нарушенном и нормаль­ном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначальный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизно-шения и некоторые другие.

Почти вся речевая патология в детском.дшрасте обу­словлена теми или щшмв-факторами (причинами), ко­торые действовали до того, как у^ребенка началось раз-витиерети. Исключение представляют афазические рас­стройства, которые в раннем возрасте встречаются редко. А поэтому каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли по­ражение центральные механизмы речи (например, при алалии) или только периферические (например, при ри-нолалии) или то и другое сочетаются между собой, пред­стоит овладеть родным языком сначала как средством об­щения, а затем как средством мышления. А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как сис­темы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных от­ношениях.

Проследить и понять, каким образом дети с наруше­ниями развития речи овладевают системой языка со всем характеризующим многообразием лексико-грамматиче-ских и фонетических явлений, в какой последователь­ности усваивают лексико-грамматические единицы, их обобщенные и частные формы, операции с ними, — воз-



можно только в том случае, если опираться на знание общих законов развития детской речи в норме.

В исследованиях по логопедии всегда указывалось на то, что развитие речи в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Однако до недавнего времени эти положения не под­тверждались конкретными фактами, посредством кото­рых было бы показано, в чем именно заключается об­щность и различие нормального и нарушенного хода ре­чевого развития ребенка.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нару­шениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определен­ные трудности в усвоении тех или иных единиц речи. При этом один и тот же уровень языкового развития может иметь место у детей разного возраста и при различных диагнозах. Например, дети с первично сохранным ин­теллектом и нормальным слухом в качестве словесных средств общения используют десяток «лепетных слов» ивЗ, ив 5, ивб лет. Однако из современной практики логопедии известно, что указанный уровень речевого раз­вития у шестилеток встречается теперь крайне редко в сравнении с данными 20-летней давности *.

Практическая логопедия также хорошо знает, что одни и те же неправильные формы слов и своеобразные словосочетания встречаются и при алалии, и при задерж­ке речевого развития, и при дизартрии.

Исследователи аномальной детской речи давно под­нимали вопрос о неправомерности постановки «речевого диагноза» только на основании описания у детей особен­ностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины.

Практиками было обращено внимание на спонтанное развитие аномальной детской речи, указывалось на то, что различные периоды ее своеобразного формирования часто квалифицируются как «речевые диагнозы», кото­рые видоизменяются по мере роста и овладения ребенком родным языком.


Темп спонтанного усвоения ребенком различных структур языка является дополнительным диагностиче­ским признаком варианта речевого недоразвития (алалия или задержка).

Однако сведения о вариантах динамики обратимости общего недоразвития речи лежат пока за порогом наших знаний и не могут быть получены до тех пор, пока не будут познаны до конца процессы усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи в сравнении с конкретными данными нормы.

Для того чтобы выявить конкретные факты общности и различий нормального и нарушенного хода речевого развития, необходимо проследить процесс усвоения род­ного языка в двух рассматриваемых случаях.

Для такого сравнения целесообразно сопоставить не описание речевых особенностей обеих категорий детей одного и того же возраста или с разницей в 1 — 2 года, а сравнить характер их речевой деятельности в зависи­мости от этапа языкового развития. При таком подходе возраст ребенка не используется для характеристики уровня развития его речи.

Ниже рассматриваются в сравнительном плане про­цессы становления детской речи в условиях нормы и па­тологии, вычленяются этапы речевого развития и общие -закономерности, наблюдаемые у обеих категорий детей; раскрываются те своеобразные проявления дизонтогене-за, которые имеют место при всех формах общего недо­развития речи.

Не исключено, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выра­женными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой прак­тики ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.44 (0.006 с.)