Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный характер возникновения и развития речи

Поиск

Речь возникает при наличии определенных биологи­ческих предпосылок и прежде всего нормального созре­вания и функционирования центральной нервной систе­мы. Однако речь является важнейшей социальной функ­цией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при ус­ловии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людь­ми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потреб­ности в новых впечатлениях.Среди средств общения вы­деляют экспрессивно-мимические, предметно-действен­ные и речевые*.

Первый год жизни ребенка, когда общение со взрос­лым осуществляется при помощи экспрессивно-мимичес­ких и предметно-действенных средств, мы называем до-вербальным. Именно в этот период у ребенка формиру­ется устойчивое избирательное реагирование на звуки че­ловеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, со­ставу и высоте.

М.И. Лисина интерпретирует факт избирательного отношения детей первого года жизни к речевому воздей­ствию как выражение важнейшей потребности малень­кого человека — потребности в общении**.

См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. * Там же.


Решающую роль общения в возникновении и развитии речи ребенка доказывают исследования так называемого госпитализма *. /

Изоляция ребенка от стимулирующей среды челове­ческого окружения (семьи, детской группы и т.п.) рас­сматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое раз­витие. Если подобная ситуация является длительной, то возникает состояние психической депривации.

Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и преж­де всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подоб­ная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери, при воспитании детей с первых ме­сяцев жизни в детских домах, в которых уделяется не­достаточное внимание воспитательной работе.

Л.С. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка **.

В настоящее время это положение нашло свое даль­нейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологиче­ских исследованиях. Установлено, что чем более интен­сивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной систе­мы. Вопрос о возможных пределах стимуляции развития отдельных функциональных систем полностью не изу­чен. Однако следует учитывать, что интенсивность по­ступающей информации должна соотноситься с возрас­том, физическим и психическим состоянием ребенка, ибо всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.94 (0.006 с.)