Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи

Поиск

Особенности накопления первоначального словар­ного запаса.Время появления первых слов у детей с на­рушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продол­жают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо инди­видуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2 — 3 лет, и в 4 — 6 лет. Интересно отметить, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком 2,5 — 3 лет, а не 4 —5, как это было совсем недавно.

Уже первые слова детей могут сигнализировать о не­благополучном начале развития речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «6а» (баба) или слово «мама» относят к отцу и другим лицам (из практики 25-летних наблюдений автора).

Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать «безречевых» детей по уровням понимания ими чужой речи. У одних детей уровень по­нимания речи (т.е. импрессивная речь) включает в себя довольно большой словарный запас и довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что «он все-все понимает, вот только не говорит». Однако логопедическое обследование всегда выявит недостатки их импрессивной речи.

Другие дети с трудом ориентируются в обращенном к ним словесном материале.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам *. В этом случае, как уже говорилось, ребенок повторяет только первона-

Примечание. Не исключено, что у отдельных детей (не без помощи родителей) с возрастом вырабатывается способность повторять за взрос­лым отдельные звуки (вплоть до звука р)при полной неспособности объединить их в самые легкие слова.


чально приобретенные им слова (чаще всего их не более 10), но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5 — 6 месяцев после появления первых 3—5 слов.

В дизонтогенезе речи указанное явление может иметь место в течение нескольких лет жизни ребенка. Такое со­стояние речи у дошкольников с сохранным интеллектом и слухом диагностируется иногда врачами-психоневро­логами как элективный мутизм.

Опыт логопедической работы с неговорящими детьми показывает, что одним из ответственных моментов явля­ется тот, когда у ребенка с достаточно развитым пони­манием речи появляется потребность повторять слова или части их за взрослым. Возникновение активного же­лания имитировать слова взрослого обеспечивает ребен­ку его перевод из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих».

При появлении речевого подражания репродукция слов осуществляется не в рамках преимущественного вос­произведения просодии целого слова, как это бывает в норме, а только его части. Такой частью, как правило, является ударный слог слова в открытом его варианте, например:

голубь, девочка, зййчик, яйцо, иди
«го»    «де»    «ва»       «тё>>   «ди»

Если ребенок репродуцирует два слога, то они могут быть оформлены по-разному:

через два гласных звука:

автббус,  $тка «ао»

через гласный + открытый слог и наоборот:

Яблоко, Арт$р, молоко смотри, гул&тъ мйлъчш «яба» «ату»  «ако» «ати»  «гуя» «май»

через два открытых слога:

штанъ'1, сосиски, читбтъ, писйтъ

«тани» «сиси» «титя»  «пися»


Могут быть и другие варианты вычленения частей

слов.

Интересной особенностью аномальной детской речи в этот период ее развития является стремление ребенка к употреблению открытых слогов. Стремление «от­крыть слог» ярче всего обнаруживает себя в добавле­ниях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где

слово оканчивается на согласный: «мйтика» (мальчик), «кбтика» (кдтик). Ребенок как бы достраивает слово:

«мйса» (мяч), «гбзя» (гвоздь), «абуся» (автббус) (из наблюдений автора над действием закона открытого слога).

Отсутствие многих артикуляционных укладов не ос­танавливает детей перед репродуцированием слов или их частей (фрагментов). В качестве заместителя чаще всего выбирается тот звук, в котором содержится общий с ис­комым звуком компонент артикуляционного уклада или несколько общих компонентов. При нарушениях разви­тия речи звук-заместитель и звук замещаемый могут от­личаться друг от друга на два и более компонента, т.е. яв­ляются артикуляционно далекими, чего почти не наблю­дается в норме, где замещающие друг друга звуки явля­ются артикуляционно близкими.

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого раз­вития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда об­наруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологиче­ской структурой слова, например в словах с иноязыч­ными морфами: «матанёй» (милиционер), «весипёдник» (велосипедист) и т. п.

Первые слова аномальной детской речи можно рас­классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые: мама, папа, дай, нет и т.п.;


2) слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены
только части слова, например: «маке» (молоко), «дека»

(девочка), «йба» (яблоко), «сйна» (машина) и т. п.;

3) слова-звукоподражания, которыми ребенок обо­
значает предметы, действия, ситуацию: «би-би» (маши­
на), «мяу» (кошка), «му» (корова), «бух» (упал) ит.п.;

4) контурные слова, или «абрисы», в которых пра­
вильно воспроизводятся просодические элементы — уда­
рение в слове, количество слогов: «тититйки» (кир­
пичики), «палата» (попита), «патина» (машина);

5) слова, которые совершенно не напоминают слова
родного языка или их фрагменты (из наблюдений автора
— таких слов мало).

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные.

Как уже говорилось, в норме при накоплении в ак­тивном лексиконе до 30 словесных единиц ребенок пере­ходит к усвоению первых двухсловных построений. Поэ­тому нормальное речевое развитие не знает случаев, чтобы при полном отсутствии словесных сочетаний ак­тивный лексикон ребенка включал в себя большое ко­личество слов (например, более 100).

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расши­рение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций *. Од­нако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, но в более стар­шем возрасте, чем это имеет место в норме.

Таким образом, несвоевременное появление активно­го речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными ком­бинациями, т. е. умением, пусть аграмматично и косно­язычно, объединять слова между собой, следует считать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.121 (0.009 с.)