Содержание книги

  1. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  2. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  3. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  4. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  5. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  6. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  7. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  8. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  9. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  10. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  11. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  12. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  13. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  14. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  15. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  16. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  17. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  18. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  19. Оценка сформированности речи дошкольников
  20. Обследование детской речи первого уровня развития
  21. Обследование детской речи второго уровня развития
  22. Обследование детской речи третьего уровня развития
  23. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  24. Активизация речевого подражания
  25. Второй этап обучения — первые формы слов
  26. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  27. Формирование первых форм слов
  28. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  29. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  30. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  31. Формирование двусоставного простого предложения
  32. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  33. Формирование слоговой структуры слов
  34. Формирование звукопроизношения
  35. Формирование предложения из нескольких слов
  36. Сопоставление грамматических форм слов
  37. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  38. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  39. Распространенное простое предложение
  40. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  41. Предложения с однородными членами
  42. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  43. Формирование сложного предложения
  44. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  45. Совершенствование связной речи
  46. Рассказы по серии сюжетных картинок
  47. Пересказ художественных текстов
  48. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  49. Развитие моторной деятельности
  50. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.



РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Методические указания.Предлагаемые задания для развития понимания речи предназначены для детей, ко­торые владеют некоторым пассивным предметным и гла­гольным словарем. Понимание речи на этом уровне ре­чевого развития часто характеризуется неточностью.

Желательно, чтобы дети научились различать коли­чество предметов (много — мало — один), величину (большой — маленький), вкус (сладкий — соленый), а также их пространственное расположение, если эти пред­меты находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно'не соотносит цвет или величину с их сло­весным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету или величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и мно­жественного числа некоторых существительных и глаго­лов. Однако надо знать, что такие задания доступны лишь в том случае, если у них сформированы представ­ления о количестве предметов: один — много.

Задание 1.Научить детей узнавать предметы по их назначению.

Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гу­лять», «Чем ты будешь чистить зубы?», «Чем ты нари­суешь домик?» и т.д.


Задание 2.Научить детей узнавать демонстрируе­мые игрушки (предметы или животных) по их описанию.

Фрагмент одного занятия

На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Ло­гопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т.д.

Задание 3.Научить детей соотносить слова один — мало — много с соответствующим количеством предметов.

Замечание к проведению задания. В условиях специализи­рованного детского сада для детей с нарушениями речи это задание можно соединять с занятиями по счету

Задание 4.Научить детей соотносить слова большой — маленький с величиной предлагаемых предметов.

Задание 5.Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

а) без предмета:

иди — стой                   иди — прыгай

садись — встань          беги — иди

ложись — садись         беги — стой

сиди — лети                 прыгай — беги

б) с предметом или предметами:

возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове; возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.


а) без предмета: иди — не ходи садись — не садись беги — не беги ложись — не ложись вставай — не вставай пей — не пей пой — не пой


прыгай — не прыгай дыши — не дыши улыбнись — не улыбайся закрой глаза — не закрывай

глаза катайся — не катайся



6) с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет):

возьми — не бери кубик дай — не давай обруч
неси — не неси обруч     спрячь — не прячь мяч

подними — не поднимай мяч убери — не убирай кубики

Замечания к проведению задания Вначале логопед утриро­ванно (если это необходимо) интонирует отрицание или утверждение (отри­цание — строгой интонацией, утверждение — мягкими, ласковыми интона­циями). В дальнейшем ребенок должен ориентироваться только на значение отрицательного слова

Задание7 (только для группы детей). Научить раз­личать, к кому обращена команда-просьба.

«Вова, сядь. — Дети, садитесь».

«Вова, встань. — Дети, встаньте».

«Нина, беги. — Дети, бегите».

«Таня, прыгай. — Дети, прыгайте».

«Таня, подними руки. — Дети, поднимите руки».

«Вова, закрой глаза. — Дети, закройте глаза».

иди — идите сядь — садитесь беги — бегите

подними руки вверх

Задание 8(только после закрепления задания 7). Научить детей по форме глаголов повелительного накло­нения различать, к кому обращены просьбы — к одному лицу или нескольким лицам:

ложись — ложитесь прыгай — прыгайте закрой глаза — закройте

глаза поднимите руки вверх

Задание 9*.Научить детей различать грамматиче­скую форму единственного и множественного числа су­ществительных, оканчивающихся в именительном паде­же множественного числа на -ы (-и) (II склонение).

возьми шар — возьми шары

возьми мяч — возьми мячи

возьми гриб — возьми грибы

возьми цветок — возьми цветы

Если дети не могут выполнить задания 9 и 10, логопед должен выяснить, усвоены ли ими понятия «много» и «один»


озьми (дай): кубик — кубики, карандаш — каранда-и лопату —" лопаты, книгу — книги, картинку — картинки; подай тетрадь — подай тетради.

Задание 10.Научить различать единственное и мно­жественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (Ц склонение).

Образец. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).
дом — дома                 перо — перья

стул — стулья             лист — листья

глаз — глаза                дерево — деревья

окно — окна                крыло — крылья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.148 (0.007 с.)