Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ДРУЖОК Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку. а) Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, б) Закончить предложение, поставив недостающее по Стадо пас ... (пастух). Во дворе залаяла... (собака). Стадо пасли ... (пастухи). Во дворе залаяли ... (собаки). Утром громко пропел ... (петух). Рано утром пропели ... (петухи). в) Подобрать названия предметов к названиям дей Дружок погнался (за кем?) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д. г) Пересказать текст «по цепочке». КРОЛИК Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку. а) Ответить на вопросы: Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост? Как он грызет морковку? Чем его еще кормят? б) Пересказать текст, ставя существительное кролик I в) Образовать сравнительную степень прилагательного: злой — злее высокий — выше низкий — ниже красивый — красивее мягкий — мягче длинный — длиннее быстрый — быстрее добрый — добрее сильный — сильнее толстый — толще тонкий — тоньше ЗАПАСЛИВЫЙ ЕЖ В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. а) Объяснить значение словосочетаний: находил яб б) Ответить на вопросы: Куда приходил еж ночью? Что он делал с яблоками? Куда он относил яблоки? Что еж заготавливал на зиму? в) Выучить текст. ЕЖ И ЗАЯЦ Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасает зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь. а) Ответить на вопросы: Как спасает ежа от врагов колючее платье? Что спасает от врагов зайца? б) Назвать детенышей зайца, ежа, медведя, лисы, МЕДВЕДЬ Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу. а) Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем пита б) Составить рассказ-описание медведя. в) Вспомнить загадки про лесных зверей: щелк-щелк. (Белка.) ЛЕВ Живут львы парами — лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые. а) Ответить на вопросы: Как называются их детеныши? На кого похожи львята? б) Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем по в) Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, ВЕРБЛЮД В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит. а) Ответить на вопросы: Почему он может долго быть без еды и питья? Где мы можем увидеть диких зверей? А ты был в зоопарке? Кого ты видел в зоопарке? (Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.) б) Образовать прилагательные от существительных I ГЛАВА V ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ Задание 1.На столе выставлены знакомые игрушки (две, три, четыре, пять... — количество их увеличивается постепенно). Название этих игрушек проговаривается детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время воспитатель или логопед (в зависимости от того, кто занимается с ребенком) убирает одну игрушку (а потом можно убрать 2 — 3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за правильный ответ каждый получает очко или фишку. Задание 2.На столе выставлены 2 — 4 знакомые ребенку игрушки (их название проговаривается). Предлагается ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу, а логопед добавляет еще одну игрушку (потом 2 — 3). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась. Задание 3-На столе выставлены 2—4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе. Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче и интересней работать с игрушками, так как они им больше нравятся и создают эмоциональный настрой. Задание 4.Берется из детского лото несколько картинок, на которых изображены знакомые предметы (количество этих картинок будет зависеть от возраста ребенка, его речевого и умственного развития). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одежда, посуда, транспорт, мебель и т.д.). Вначале логопед быстро показывает ребенку 2 — 3 картинки из общей стопки. Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале. Задание 5.Является усложненным вариантом задания 4. Ребенок должен не только найти картинки, которые ему показывали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показывал логопед. Задание 6.Логопед произносит ряд слов, а ребенок из выставленных на наборном полотне картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. Задание7. Логопед выкладывает в определенном порядке на столе несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда. Задание 8(усложненный вариант задания 7). Ребенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные логопедом картинки, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались. Задание 9.Ребенок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет логопед, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается два слова, потом — три. Постепенно количество слов увеличивается. Круг предлагаемых слов зависит от того уровня речевого развития, на котором находится ребенок. (Безречевым детям это задание не дается.) Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты). Задание 10.Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновременно. Например: самолет, машина, кошка, собака (транспорт и животные)', паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, мебель). Задание 11.Логопед произносит вслух ряд слов и предлагает ребенку запомнить их с помощью картинок, лежащих на столе "(опосредованное запоминание). К каждому слову ребенок подбирает подходящую по смыслу картинку и откладывает ее в сторону. Например: к слову молоко можно взять картинку с изображением коровы, а к слову зима подойдет картинка, на которой нарисованы санки. Затем логопед просит ребенка припомнить слова, опираясь на отложенные картинки. Лексический материал обед свет птица молоко поле сад одежда ученье лошадь ошибка дорога ночь стул мышь лес обед свет птица молоко поле сад одежда ученье лошадь ошибка дорога ночь стул мышь лес Картинки хлеб яблоко кровать дерево школа земляника диван шкаф санки карандаш книга корова лампа чашка машина часы рубащка грабли велосипед ножик самолет кошка домик хлеб кровать школа диван яблоко дерево земляника шкаф санки карандаш книга корова лампа чашка машина часы рубащка велосипед самолет домик грабли ножик кошка Задание 12.Логопед предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картинке. Задание 13.Логопед произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последовательности. Задание 14.Дети встают в круг. Логопед предлагает вспомнить, кто знает какую посуду (мебель, одежду, транспорт и т.д.). Дети «по цепочке» передают друг другу названия, например мебели. Причем каждый ребенок должен повторить уже сказанные слова и добавить свое: стол — стул, стол — стул — шкаф, стол — стул — шкаф — полка и т.д. Задание 15.Научить детей запоминать и выполнять ряд последовательных действий. а) Ребенка просят запомнить ряд бытовых действий: б) Задание дается нескольким детям, определяется в) Предложить детям не только последовательно вы г) Дети внимательно следят за последовательностью Задание 16.Заготавливаются картинки, на которых нарисованы знакомые ребенку предметы (пирамидки и домики). Ребенку предлагается зачеркнуть только все домики или только все пирамидки. Задание постепенно усложняется — дается большее количество предметов (пирамидки, домики, елочки). Детям более старшего возраста, знакомым с геомет-* рическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с кружками, треугольниками. Задание 17(усложненный вариант задания 12, проводится индивидуально). Для того чтобы научить ребенка распределять внимание, во время выполнения задания ему задаются вопросы о родителях, о нем самом. Задание 18.Ребенку даются карточки с изображе-шем фигур или предметов и предлагается разложить их определенной последовательности. Первоначально южно объяснить и показать, как это надо делать, а потом ограничиться только словесной инструкцией. Задание 19.Ребенка просят нарисовать три дерева: маленькое, среднее и большое, а затем в обратной пос-тедовательности: большое, среднее, маленькое. (Обра-дается внимание на то, как быстро ребенок переключается на другое задание.) Задание 20.Логопед показывает ребенку на закон-1енные рисунки, а ребенок должен догадаться, что забыл трисовать художник (например, у куклы — ногу, у 5елки — хвост, у собаки — ухо, у зайца — лапу, у дома — жно, у чайника — ручку, у велосипеда — колесо, у само-тета — крыло). Задание 21.На столе раскладываются счетные па-точки. Логопед выкладывает из них фигуры — сначала тростые, затем сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастаю-1щей сложности: а) образец остается перед глазами ре-[бенка; б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков. Задание 22.Дается стопочка картинок, на которых (изображены одни и те же игрушки: некоторые из них совершенно одинаковые, а некоторые отличаются одной деталью. Ребенку предлагается разложить все картинки |натри группы. Например: мишка коричневый в штанишках (три картинки); мишка коричневый в фартучке (шта- [нишек не видно) (три картинки); мишка коричневый без эдежды (три картинки). Логопед или родители могут подготовить по своему fсмотрению различные карточки, сохранив принцип Рподбора картинок. 110 «Логопедия» РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам. Задание 1.На столе разложены картинки, относящиеся к разным предметным темам. Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, что надеваем и т.д. Количество стопочек (т.е. предметных тем) определяется возрастными возможностями детей. Задание 2.Логопед выкладывает ряд картинок, в котором 3 — 4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, морковь, капу ста и самолет. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя. Далее задание усложняется: даются картинки из более близких групп. Например: морковь, репа, редиска, яблоко; шапка, шуба, панама, фуражка; медведь, лиса, ежик, собака. Затем можно предложить и такие ряды картинок: шуба, летнее пальто, зимнее пальто; смородина, земляника, яблоко, черника. Задание 3-На столе разложены в беспорядке части одной разрезанной картинки. Надо собрать их так, чтобы получилась целая картинка. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом — на три, четыре и т.д. Работа с разрезанной картинкой помогает логопеду выяснить: а) как ребенок справляется с комбинированием; б) как соотносит части и целое; в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же старается представить в уме картинку в целом. Задание 4.Для складывания предлагается разрезанная на несколько частей двухсторонняя картинка (на одной стороне нарисована лошадь, на другой — корова). Задание 5.Логопед показывает ребенку часть картинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней. Здесь можно использовать материал игр, где даны картинки, разрезанные на две, четыре части. Задание 6.На столе лежат карточки с изображениями различных действий, а орудия действия нарисованы на других карточках. Ребенок должен подобрать предметы, необходимые для выполнения заданных действий. Например: девочка бежит за бабочкой сачок мама подошла к сыну, иголка с ниткой у него дырка на рубашке и т.д. Задание7. Даются фигуры, разные по форме, и коробка, закрытая крышкой. На крышке вырезаны отверстия, соответствующие форме данных фигур. Ребенок должен опустить фигуры в коробку, а для этого правильно подобрать соответствующий для фигуры «домик». Логопед при этом выясняет: 1) пытается ли ребенок соотнести формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки, или действует методом проб и ошибок; 2) как долго он справляется с заданием; 3) насколько он заинтересован в результатах работы; 4) пытается ли преодолеть трудности, с которыми встречается. При нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано обращают внимание на окраску предмета. С первых месяцев жизни они останавливают свой взгляд на ярких, красочных предметах. Уже в 2 — 2,5 года дети употребляют в речи названия различных по цвету предметов. Дети рано отличают и контрастные по величине предметы. Дети с общим недоразвитием речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов, их величины, формы и т.д. Числовые представления у детей в норме формируются рано. На третьем году жизни ребенок овладевает ,„. 291 количественными представлениями (много, мало), числовыми (один, два). Задание 1.На столе лежат предметы одной формы и величины, но отличающиеся окраской, например: пять шариков красных, два черных, три белых и т.д. Ребенок должен отобрать только красные, или черные, или белые шарики (сначала для опоры выставляется образец). Задание 2.На столе приготовлены игрушки, например матрешки, отличающиеся только величиной. Ребенок должен сравнить их и сказать, которая из них больше, поставить их по росту, а потом вложить одну матрешку в другую. Если это будут кубики, то предлагается сложить их так, чтобы они все уместились в одном большом кубе. Задание 3.Научить детей отсчитывать, выкладывать, приносить определенное количество предметов по образцу или названному числу: отсчитать столько же грибков, сколько положено карандашей; отсчитать и принести столько кружочков, сколько палочек на столе, и т.д. В дидактических играх целесообразно использовать природный материал: цветы, листья, шишки и т.д. Игровые приемы к заданиям «Найди свой цвет».Дети вступают в круг. Им раздают флажки двух цветов (например, красный и белый). Ведущий держит в одной руке красный флажок, в другой — белый. По сигналу «Раз, два, три» дети, которым достался красный флажок, становятся по правую сторону ведущего (у него в правой руке красный флажок), дети, которым достался белый флажок, становятся по левую сторону ведущего (в левой руке у него белый флажок). «Одень свою куклу».Заранее готовится несколько комплектов кукольной одежды разного цвета. На стульчик сажают кукол с разными бантиками (красным, белым, синим). Вся одежда перемешана. Дается задание — надеть все, что подходит Кате (например, это будет кукла с красным бантом), Маше (кукла с белым бантом), Тане (кукла с синим бантом). Если занятие проводится с подгруппой, то можно внести элемент соревнования: «Кто быстрее и правильнее подберет всю одежду, которую сшили для одной куклы? » Победившему можно присудить очко или отметить быстроту выполнения задания каким-то поощрением. «Поручение».Перед детьми находятся игрушки разного цвета и величины (два синих шарика — большой и маленький, две красные пирамидки — большая и маленькая и т.д.). Дети сначала внимательно рассматривают игрушки. Затем ведущий (логопед), обращаясь к ребенку, просит совершить действие с определенной игрушкой. Например: — Таня, возьми маленькую красную пирамидку и по — Андрюша, убери со стола большой синий кубик. — Саша, отдай Вале черный маленький шарик. И т.д. цветы, поставленные в одной вазе в виде букета. На столе четыре вазы разного цвета, в них надо поставить цветы соответствующей окраски, т.е. взять из общего' букета красный цветок и поставить его в красную вазу, желтый цветок — в желтую и т.д., пока все цветы не окажутся в вазах соответствующего цвета. Вазы и цветы можно сделать из цветной бумаги. Фрагмент одного занятия На столе стоят отдельные вазы и общий букет цветов. Ведущий1, вызывая одного ребенка, просит его выбрать любой цветок из букета и показать его всем детям. — Вова, какого цвета ты взял цветок? Найди теперь Дети контролируют правильность выполнения задания. — Света, подойди к столу и найди красный цветок. Игра продолжается до тех пор, пока все цветы не будут правильно разложены по вазам. Можно для проверки взять и цветок такого цвета, к которому нельзя подобрать вазу. В таких случаях цветок отдается ведущему. «Кто скорее соберет свои колечки».Цель игры — научить детей отбирать кольца определенного цвета. В игре можно использовать пирамиды с одноцветными кольцами. Игра рассчитана на подгруппу в несколько человек. Фрагмент одного занятия Ведущий раздает детям пирамиды красного, желтого цвета и т.д. — Дети, давайте внимательно рассмотрим ваши пи — Миша, какого цвета у тебя пирамида? (Зеленого.) — Наташа, а у тебя какого? (Красного.) И т.д. — А сейчас мы возьмем большую коробку и сложим — Посмотрите, у каждого на пирамиде осталось только — А теперь слушайте задание внимательно. Все сня Ребенка, который быстрее всех выполнит задание, следует поощрить. Результаты работы других детей также фиксируются. «Лото».Очень просто и интересно проводится игра в лото, направленная на закрепление представлений ребенка о цвете. Лото состоит из табличек, в клетках которых нарисованы кружки разных цветов. «Спрячь шарик в ладошках».Данная игра направлена на закрепление представлений ребенка о величине. На столе раскладываются большие и маленькие шарики. Ведущий (логопед) дает ребенку маленький шарик и просит его спрятать в ладошках так, чтобы никто из ребят шарика не увидел. Другому ребенку ведущий дает большой шарик и тоже предлагает спрятать в ладошках. У ребенка не получается спрятать шарик, так как он большой. Далее дети по очереди подходят к столу, закрывают глаза, берут любой шар и говорят, большой он или маленький. «Наоборот».Детям раздаются карточки. На одних из них нарисованы большие предметы, на других — эти же предметы, но меньшего размера. Начинает игру ведущий (ребенок), он говорит: «У меня матрешка большая...» У кого маленькая, тот говорит: «У меня маленькая», или: «У меня пирамидкама-ленькая...» — «А у меня большая» и т.д. Для закрепления числовых понятий «один», «два», «три» можно сделать лото(нарисовать или наклеить на карточки определенное количество предметов). Возможны варианты игры в лото на числовые понятия: 1. Детям раздаются таблички, в клетках которых на 2. Все карточки с изображенными в разных количе Ведущий говорит: — Вова, открой свою карточку. Что у тебя нарисо — А сколько кубиков? (Два.) И так каждый ребенок открывает лежащую перед ним карточку, определяет, сколько предметов и каких у него нарисовано. Дети контролируют правильность ответов друг друга. 3. Перед детьми разложены таблички, в клетках ко 4. На столе раскладываются карточки с изображенными Детям дается задание: одному отобрать все карточки, где нарисовано три предмета, другому — где нарисовано два, третьему — один и т.д. «Волшебное дерево».На картинке изображено дерево, на нем несколько яблок — зеленых, желтых; на опущенных ветках — контуры нераскрашенных яблок. Под деревом также находятся яблоки — зеленые, желтые и нераскрашенные. Надо внимательно рассмотреть картинку, определить, где'больше яблок — на дереве или под деревом, раскрасить яблоки таким образом, чтобы зеленых и желтых было поровну. «Букет для мамы».Готовится аппликация (можно использовать картинку с изображением букета цветов). Надо назвать цветы, нарисованные на картинке, посчитать, сколько цветов в букете, найти среди них такие, которые встречаются 1, 2, 3 раза. «Бабочки-сестрички».На картинке нарисованы 2 бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, другая совсем не раскрашенная. Надо определить, чем одна бабочка отличается от другой, а затем сделать их совсем одинаковыми. «В гостях у елки».Дети украшают елку специально подобранными красочными игрушками. Надо посчитать, сколько всего игрушек на елке, найти среди них 2, 3, 4 совершенно одинаковые; 2 — 3 игрушки, отличающиеся только по цвету, по размеру. «Найди свое место».Детям раздаются квадратики с изображенными на них несколькими предметами и карточки с числовым обозначением: 1, 2, 3, 4, 5. В каждом квадратике надо написать такую цифру, которая обозначает количество предметов, изображенных на картинке. «Голодные цыплята».На столе располагаются 5 желтых цыплят и 5 цыплят контурных. На земле ползает 5 червяков. Надо сосчитать, сколько всего гуляет цыплят, сколько червяков; сколько цыплят осталось без червяков; дорисовать их. «Воздушные шарики».Нарисовано несколько колец, в центре которых написаны цифры: 1, 2, 3, 4, 5. В каждом кольце надо нарисовать соответственно 1, 2, 3, 4, 5 шариков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.143 (0.013 с.) |