Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе



ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДРУЖОК

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

а) Объяснить значение словосочетаний: стадо овец,
отбил овечку.

б) Закончить предложение, поставив недостающее по
смыслу слово в нужном числе.

Стадо пас ... (пастух). Во дворе залаяла... (собака). Стадо пасли ... (пастухи). Во дворе залаяли ... (собаки). Утром громко пропел ... (петух). Рано утром пропели ... (петухи).

в) Подобрать названия предметов к названиям дей­
ствия.

Дружок погнался (за кем?) — за волком, медве­дем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.

г) Пересказать текст «по цепочке».

КРОЛИК

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

а) Ответить на вопросы:
Какой у Миши кролик?

Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост? Как он грызет морковку? Чем его еще кормят?

б) Пересказать текст, ставя существительное кролик
и прилагательные к нему во множественном числе.


I


в) Образовать сравнительную степень прилагатель­ного:

злой — злее высокий — выше низкий — ниже

красивый — красивее мягкий — мягче длинный — длиннее  быстрый — быстрее добрый — добрее сильный — сильнее

толстый — толще тонкий — тоньше

ЗАПАСЛИВЫЙ ЕЖ

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

а) Объяснить значение словосочетаний: находил яб­
локи, накалывал на иголки, заготавливал корм.

б) Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?

Куда приходил еж ночью? Что он делал с яблоками? Куда он относил яблоки? Что еж заготавливал на зиму?

в) Выучить текст.

ЕЖ И ЗАЯЦ

Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасает зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.

а) Ответить на вопросы:

Как спасает ежа от врагов колючее платье? Что спасает от врагов зайца?

б) Назвать детенышей зайца, ежа, медведя, лисы,
белки. Образовать от них форму множественного числа.

МЕДВЕДЬ

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может бы­стро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.


а) Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем пита­
ется, где живет зимой.

б) Составить рассказ-описание медведя.

в) Вспомнить загадки про лесных зверей:
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса.)
Ловкая, проворная, по деревьям скок-скок, а орешки

щелк-щелк. (Белка.)

ЛЕВ

Живут львы парами — лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.

а) Ответить на вопросы:
Где живут львы?

Как называются их детеныши? На кого похожи львята?

б) Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем по­
хожи?

в) Назвать детенышей диких животных (льва, тигра,
слона, верблюда). Подобрать к названиям зверей формы
множественного числа, например: У льва пять львят
и т.д.

ВЕРБЛЮД

В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.

а) Ответить на вопросы:
Где живет верблюд?

Почему он может долго быть без еды и питья?

Где мы можем увидеть диких зверей?

А ты был в зоопарке?

Кого ты видел в зоопарке?

(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)

б) Образовать прилагательные от существительных
типа: шкура льва — львиная шкура; шкура верблюда —
верблюжья шкура; шкура медведя — медвежья шкура;
шкура лисы — лисья шкура и т.д.



I

ГЛАВА V

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Обследование детей с общим недоразвитием речи по­казало, что наряду с различными отклонениями в фоне­тике, лексике и грамматике у большинства из них нару­шены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

Задание 1.На столе выставлены знакомые игрушки (две, три, четыре, пять... — количество их увеличивается постепенно). Название этих игрушек проговаривается детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время воспитатель или логопед (в зависимости от того, кто занимается с ребен­ком) убирает одну игрушку (а потом можно убрать 2 — 3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставлен­ные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в за­нятии принимают участие несколько детей, то за правиль­ный ответ каждый получает очко или фишку.

Задание 2.На столе выставлены 2 — 4 знакомые ре­бенку игрушки (их название проговаривается). Предла­гается ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу, а логопед добавляет еще одну игрушку (потом 2 — 3). Осмотрев игрушки, ре­бенок должен сказать, какая игрушка появилась.

Задание 3-На столе выставлены 2—4 игрушки. Ре­бенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче и интересней работать


с игрушками, так как они им больше нравятся и создают эмоциональный настрой.

Задание 4.Берется из детского лото несколько кар­тинок, на которых изображены знакомые предметы (ко­личество этих картинок будет зависеть от возраста ре­бенка, его речевого и умственного развития). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одеж­да, посуда, транспорт, мебель и т.д.).

Вначале логопед быстро показывает ребенку 2 — 3 кар­тинки из общей стопки. Затем он раскладывает все при­готовленные картинки, а ребенок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале.

Задание 5.Является усложненным вариантом зада­ния 4. Ребенок должен не только найти картинки, кото­рые ему показывали, но и расположить их в той после­довательности, в которой ему показывал логопед.

Задание 6.Логопед произносит ряд слов, а ребенок из выставленных на наборном полотне картинок выби­рает те, которые соответствуют данным словам.

Задание7. Логопед выкладывает в определенном порядке на столе несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Задание 8(усложненный вариант задания 7). Ре­бенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные логопедом картинки, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались.

Задание 9.Ребенок должен внимательно прослу­шать те слова, которые скажет логопед, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается два слова, потом — три. Постепенно количество слов увеличивается. Круг предлагаемых слов зависит от того уровня речевого раз­вития, на котором находится ребенок. (Безречевым детям это задание не дается.) Например:


стол, стул, кровать (мебель);

яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).

Задание 10.Увеличить число слов, дать их по не­скольким темам одновременно. Например:

самолет, машина, кошка, собака (транспорт и жи­вотные)',

паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, мебель).

Задание 11.Логопед произносит вслух ряд слов и предлагает ребенку запомнить их с помощью картинок, лежащих на столе "(опосредованное запоминание). К каждому слову ребенок подбирает подходящую по смыслу картинку и откладывает ее в сторону. Например: к слову молоко можно взять картинку с изображением коровы, а к слову зима подойдет картинка, на которой нарисованы санки. Затем логопед просит ребенка при­помнить слова, опираясь на отложенные картинки.

Лексический материал

обед

свет

птица

молоко

поле

сад

одежда

ученье

лошадь

ошибка

дорога

ночь

стул

мышь

лес

обед       свет       птица   молоко поле

сад         одежда ученье  лошадь ошибка

дорога   ночь    стул       мышь   лес

Картинки

хлеб яблоко

кровать дерево

школа земляника

диван шкаф

санки

карандаш

книга

корова

лампа

чашка

машина

часы

рубащка грабли

велосипед ножик

самолет кошка

домик

хлеб          кровать      школа        диван

яблоко       дерево        земляника шкаф

санки         карандаш   книга          корова

лампа        чашка         машина      часы

рубащка    велосипед  самолет      домик

грабли       ножик        кошка

Задание 12.Логопед предлагает внимательно рас­смотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ре­бенок вспоминает и воспроизводит как можно больше от­дельных предметов, изображенных на картинке.

Задание 13.Логопед произносит ряд словосочета­ний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последова­тельности.


Задание 14.Дети встают в круг. Логопед предлагает вспомнить, кто знает какую посуду (мебель, одежду, транспорт и т.д.). Дети «по цепочке» передают друг другу названия, например мебели. Причем каждый ре­бенок должен повторить уже сказанные слова и добавить свое: стол — стул, стол — стул — шкаф, стол — стул — шкаф — полка и т.д.

Задание 15.Научить детей запоминать и выполнять ряд последовательных действий.

а) Ребенка просят запомнить ряд бытовых действий:
положи ложку в стакан, карандаши — в коробку, налей
воду в чашку. Постепенно задания усложняются: кубики
положи в деревянную коробку, а мячи убери в пластмас­
совое ведро; коробку положи на карандаши, а стакан —
на ложку.

б) Задание дается нескольким детям, определяется
последовательность выполнения включенных в него дей­
ствий. Например: сначала Оля нарисует шар, затем Коля
вырежет кружок, а потом Лена соберет карандаши.

в) Предложить детям не только последовательно вы­
полнить действия, но и рассказать о них.

г) Дети внимательно следят за последовательностью
и правильностью выполнения заданий, а затем один ре­
бенок по памяти перечисляет все выполненные действия
(в прямом, а затем обратном порядке).

Задание 16.Заготавливаются картинки, на которых нарисованы знакомые ребенку предметы (пирамидки и домики). Ребенку предлагается зачеркнуть только все до­мики или только все пирамидки. Задание постепенно ус­ложняется — дается большее количество предметов (пи­рамидки, домики, елочки).

Детям более старшего возраста, знакомым с геомет-* рическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с кружками, треугольниками.

Задание 17(усложненный вариант задания 12, про­водится индивидуально). Для того чтобы научить ребен­ка распределять внимание, во время выполнения задания ему задаются вопросы о родителях, о нем самом.


Задание 18.Ребенку даются карточки с изображе-шем фигур или предметов и предлагается разложить их определенной последовательности. Первоначально южно объяснить и показать, как это надо делать, а потом ограничиться только словесной инструкцией.

Задание 19.Ребенка просят нарисовать три дерева: маленькое, среднее и большое, а затем в обратной пос-тедовательности: большое, среднее, маленькое. (Обра-дается внимание на то, как быстро ребенок переключа­ется на другое задание.)

Задание 20.Логопед показывает ребенку на закон-1енные рисунки, а ребенок должен догадаться, что забыл трисовать художник (например, у куклы — ногу, у 5елки — хвост, у собаки — ухо, у зайца — лапу, у дома — жно, у чайника — ручку, у велосипеда — колесо, у само-тета — крыло).

Задание 21.На столе раскладываются счетные па-точки. Логопед выкладывает из них фигуры — сначала тростые, затем сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастаю-1щей сложности: а) образец остается перед глазами ре-[бенка; б) образец убирается. Можно эти фигуры скла­дывать из кубиков.

Задание 22.Дается стопочка картинок, на которых

(изображены одни и те же игрушки: некоторые из них совершенно одинаковые, а некоторые отличаются одной деталью. Ребенку предлагается разложить все картинки

|натри группы. Например: мишка коричневый в штаниш­ках (три картинки); мишка коричневый в фартучке (шта-

[нишек не видно) (три картинки); мишка коричневый без эдежды (три картинки).

Логопед или родители могут подготовить по своему fсмотрению различные карточки, сохранив принцип

Рподбора картинок.


110 «Логопедия»



РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

При проведении упражнений, направленных на раз­витие мышления ребенка, необходимо соблюдать прин­цип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Задание 1.На столе разложены картинки, относя­щиеся к разным предметным темам. Ребенку предлага­ется разложить картинки по стопочкам: что мы едим, что надеваем и т.д. Количество стопочек (т.е. предметных тем) определяется возрастными возможностями детей.

Задание 2.Логопед выкладывает ряд картинок, в котором 3 — 4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, морковь, капу ста и самолет. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, кото­рая не подходит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя.

Далее задание усложняется: даются картинки из более близких групп. Например:

морковь, репа, редиска, яблоко;

шапка, шуба, панама, фуражка;

медведь, лиса, ежик, собака.

Затем можно предложить и такие ряды картинок:

шуба, летнее пальто, зимнее пальто;

смородина, земляника, яблоко, черника.

Задание 3-На столе разложены в беспорядке части одной разрезанной картинки. Надо собрать их так, чтобы получилась целая картинка. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом — на три, четыре и т.д.

Работа с разрезанной картинкой помогает логопеду выяснить: а) как ребенок справляется с комбинировани­ем; б) как соотносит части и целое; в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же старается представить в уме картинку в целом.

Задание 4.Для складывания предлагается разре­занная на несколько частей двухсторонняя картинка (на одной стороне нарисована лошадь, на другой — корова).


Задание 5.Логопед показывает ребенку часть кар­тинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней. Здесь можно использовать материал игр, где даны картинки, разрезанные на две, четыре части.

Задание 6.На столе лежат карточки с изображения­ми различных действий, а орудия действия нарисованы на других карточках. Ребенок должен подобрать пред­меты, необходимые для выполнения заданных действий. Например:

девочка бежит за бабочкой сачок
девочка стоит лохматая       расческа

мама подошла к сыну,         иголка с ниткой

у него дырка на рубашке   и т.д.

Задание7. Даются фигуры, разные по форме, и ко­робка, закрытая крышкой. На крышке вырезаны отвер­стия, соответствующие форме данных фигур. Ребенок должен опустить фигуры в коробку, а для этого правиль­но подобрать соответствующий для фигуры «домик». Ло­гопед при этом выясняет: 1) пытается ли ребенок соот­нести формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки, или действует методом проб и оши­бок; 2) как долго он справляется с заданием; 3) насколько он заинтересован в результатах работы; 4) пытается ли преодолеть трудности, с которыми встречается.

При нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано обращают внимание на окраску предмета. С первых месяцев жизни они останавливают свой взгляд на ярких, красочных предметах. Уже в 2 — 2,5 года дети употребляют в речи названия различных по цвету пред­метов. Дети рано отличают и контрастные по величине предметы.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают неко­торые трудности в определении цвета предметов, их ве­личины, формы и т.д.

Числовые представления у детей в норме формиру­ются рано. На третьем году жизни ребенок овладевает

,„.                                                                                                                291


количественными представлениями (много, мало), чис­ловыми (один, два).

Задание 1.На столе лежат предметы одной формы и величины, но отличающиеся окраской, например: пять шариков красных, два черных, три белых и т.д. Ребенок должен отобрать только красные, или черные, или белые шарики (сначала для опоры выставляется образец).

Задание 2.На столе приготовлены игрушки, напри­мер матрешки, отличающиеся только величиной. Ребе­нок должен сравнить их и сказать, которая из них боль­ше, поставить их по росту, а потом вложить одну мат­решку в другую. Если это будут кубики, то предлагается сложить их так, чтобы они все уместились в одном боль­шом кубе.

Задание 3.Научить детей отсчитывать, выклады­вать, приносить определенное количество предметов по образцу или названному числу:

отсчитать столько же грибков, сколько положено ка­рандашей;

отсчитать и принести столько кружочков, сколько па­лочек на столе, и т.д.

В дидактических играх целесообразно использовать природный материал: цветы, листья, шишки и т.д.

Игровые приемы к заданиям

«Найди свой цвет».Дети вступают в круг. Им раз­дают флажки двух цветов (например, красный и белый). Ведущий держит в одной руке красный флажок, в дру­гой — белый. По сигналу «Раз, два, три» дети, которым достался красный флажок, становятся по правую сторону ведущего (у него в правой руке красный флажок), дети, которым достался белый флажок, становятся по левую сто­рону ведущего (в левой руке у него белый флажок).

«Одень свою куклу».Заранее готовится несколько комплектов кукольной одежды разного цвета. На стуль­чик сажают кукол с разными бантиками (красным, белым, синим).

Вся одежда перемешана. Дается задание — надеть все, что подходит Кате (например, это будет кукла с красным


бантом), Маше (кукла с белым бантом), Тане (кукла с синим бантом).

Если занятие проводится с подгруппой, то можно внести элемент соревнования: «Кто быстрее и правильнее подберет всю одежду, которую сшили для одной куклы? » Победившему можно присудить очко или отметить бы­строту выполнения задания каким-то поощрением.

«Поручение».Перед детьми находятся игрушки раз­ного цвета и величины (два синих шарика — большой и маленький, две красные пирамидки — большая и ма­ленькая и т.д.). Дети сначала внимательно рассматри­вают игрушки. Затем ведущий (логопед), обращаясь к ребенку, просит совершить действие с определенной иг­рушкой. Например:

— Таня, возьми маленькую красную пирамидку и по­
кажи ее мне.

— Андрюша, убери со стола большой синий кубик.

— Саша, отдай Вале черный маленький шарик. И т.д.
«Подбери цветок».Можно использовать живые

цветы, поставленные в одной вазе в виде букета. На столе четыре вазы разного цвета, в них надо поставить цветы соответствующей окраски, т.е. взять из общего' букета красный цветок и поставить его в красную вазу, желтый цветок — в желтую и т.д., пока все цветы не окажутся в вазах соответствующего цвета. Вазы и цветы можно сделать из цветной бумаги.

Фрагмент одного занятия

На столе стоят отдельные вазы и общий букет цветов. Ведущий1, вызывая одного ребенка, просит его выбрать любой цветок из букета и показать его всем детям.

— Вова, какого цвета ты взял цветок? Найди теперь
такого же цвета вазу и поставь туда цветок.

Дети контролируют правильность выполнения зада­ния.

— Света, подойди к столу и найди красный цветок.
Покажи, в какую вазу надо поставить этот цветок.

Игра продолжается до тех пор, пока все цветы не будут правильно разложены по вазам. Можно для проверки взять и цветок такого цвета, к которому нельзя подобрать вазу. В таких случаях цветок отдается ведущему.


«Кто скорее соберет свои колечки».Цель игры — на­учить детей отбирать кольца определенного цвета. В игре можно использовать пирамиды с одноцветными кольцами. Игра рассчитана на подгруппу в несколько человек.

Фрагмент одного занятия

Ведущий раздает детям пирамиды красного, желтого цвета и т.д.

— Дети, давайте внимательно рассмотрим ваши пи­
рамиды. Они одинаковые или разные по цвету? (Раз­
ные.)

— Миша, какого цвета у тебя пирамида? (Зеленого.)

— Наташа, а у тебя какого? (Красного.) И т.д.

— А сейчас мы возьмем большую коробку и сложим
туда все колечки от пирамиды, кроме последнего. (Дети
выполняют задание.)

— Посмотрите, у каждого на пирамиде осталось только
по одному колечку. Поменяйтесь пирамидами с соседом.

— А теперь слушайте задание внимательно. Все сня­
тые колечки лежат в большой коробке. (Коробка ставит­
ся на пол.) Ребята, посмотрите, какое колечко осталось
у вас на палочке, все колечки такого же цвета возьмите
из коробки и нанизывайте их на свою палочку.

Ребенка, который быстрее всех выполнит задание, следует поощрить. Результаты работы других детей также фиксируются.

«Лото».Очень просто и интересно проводится игра в лото, направленная на закрепление представлений ре­бенка о цвете. Лото состоит из табличек, в клетках ко­торых нарисованы кружки разных цветов.

«Спрячь шарик в ладошках».Данная игра направ­лена на закрепление представлений ребенка о величине.

На столе раскладываются большие и маленькие шари­ки. Ведущий (логопед) дает ребенку маленький шарик и просит его спрятать в ладошках так, чтобы никто из ребят шарика не увидел. Другому ребенку ведущий дает большой шарик и тоже предлагает спрятать в ладошках. У ребенка не получается спрятать шарик, так как он большой. Далее дети по очереди подходят к столу, закрывают глаза, берут любой шар и говорят, большой он или маленький.


«Наоборот».Детям раздаются карточки. На одних из них нарисованы большие предметы, на других — эти же предметы, но меньшего размера.

Начинает игру ведущий (ребенок), он говорит: «У меня матрешка большая...» У кого маленькая, тот го­ворит: «У меня маленькая», или: «У меня пирамидкама-ленькая...» — «А у меня большая» и т.д.

Для закрепления числовых понятий «один», «два», «три» можно сделать лото(нарисовать или наклеить на карточки определенное количество предметов). Возмож­ны варианты игры в лото на числовые понятия:

1. Детям раздаются таблички, в клетках которых на­
рисованы предметы в разном количестве — один, два,
три. Ведущий, выбирая из общей стопки карточек одну,
спрашивает, например, у кого один шарик. Ребенок, у
которого есть такой рисунок в табличке, говорит: «У меня
один шарик», и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока
у кого-нибудь не будет закрыта вся табличка.

2. Все карточки с изображенными в разных количе­
ствах предметами раскладываются перед детьми картин­
ками вниз.

Ведущий говорит:

— Вова, открой свою карточку. Что у тебя нарисо­
вано? (Кубики.)

— А сколько кубиков? (Два.)

И так каждый ребенок открывает лежащую перед ним карточку, определяет, сколько предметов и каких у него нарисовано.

Дети контролируют правильность ответов друг друга.

3. Перед детьми разложены таблички, в клетках ко­
торых нарисовано разное количество предметов. Один
из детей (это можно сделать в порядке очередности по
кругу), беря карточку из общей стопки, смотрит, сколько
на ней нарисовано предметов (например, две машины),
после чего он, внимательно посмотрев на таблички соседей,
отдает эту карточку тому, у кого есть такая же картинка.

4. На столе раскладываются карточки с изображенными
на них предметами в разном количестве (1, 2, 3, 4, 5).

Детям дается задание: одному отобрать все карточки, где нарисовано три предмета, другому — где нарисовано два, третьему — один и т.д.


«Волшебное дерево».На картинке изображено де­рево, на нем несколько яблок — зеленых, желтых; на опущенных ветках — контуры нераскрашенных яблок. Под деревом также находятся яблоки — зеленые, желтые и нераскрашенные.

Надо внимательно рассмотреть картинку, опреде­лить, где'больше яблок — на дереве или под деревом, раскрасить яблоки таким образом, чтобы зеленых и жел­тых было поровну.

«Букет для мамы».Готовится аппликация (можно ис­пользовать картинку с изображением букета цветов). Надо назвать цветы, нарисованные на картинке, посчи­тать, сколько цветов в букете, найти среди них такие, которые встречаются 1, 2, 3 раза.

«Бабочки-сестрички».На картинке нарисованы 2 ба­бочки: одна с раскрашенным левым крылышком, другая совсем не раскрашенная. Надо определить, чем одна ба­бочка отличается от другой, а затем сделать их совсем одинаковыми.

«В гостях у елки».Дети украшают елку специально подобранными красочными игрушками. Надо посчитать, сколько всего игрушек на елке, найти среди них 2, 3, 4 совершенно одинаковые; 2 — 3 игрушки, отличающиеся только по цвету, по размеру.

«Найди свое место».Детям раздаются квадратики с изображенными на них несколькими предметами и кар­точки с числовым обозначением: 1, 2, 3, 4, 5. В каждом квадратике надо написать такую цифру, которая обозна­чает количество предметов, изображенных на картинке.

«Голодные цыплята».На столе располагаются 5 жел­тых цыплят и 5 цыплят контурных. На земле ползает 5 червяков. Надо сосчитать, сколько всего гуляет цыплят, сколько червяков; сколько цыплят осталось без червя­ков; дорисовать их.

«Воздушные шарики».Нарисовано несколько колец, в центре которых написаны цифры: 1, 2, 3, 4, 5. В каждом кольце надо нарисовать соответственно 1, 2, 3, 4, 5 шариков.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.218 (0.011 с.)