Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование двусоставного простого предложения



6 «Логопедия»



Задание 17. Научить понимать значения прилага­тельных, противоположных по значению:

большой — маленький (-ая) узкий — широкий (-ая) длинный — короткий (-ая) низкий — высокий (-ая) толстый — тонкий (-ая)

Задание 18. Научить понимать значения слов, вы­ражающих следующие пространственные отношения*: вниз (внизу) — вверх (вверху) далеко (близко) вперед (впереди) назад (сзади)

Игровые и дидактические приемы

После того как дети научатся по словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опу­сти руки вниз», «посмотри вверх — посмотри вниз», рас­ставлять предметы на нижней и верхней полках, идти вперед и возвращаться назад, отыскивать место впереди своего товарища, сзади товарища, бросать мяч (или еще какой-либо предмет) далеко и близко, высоко и низко, вперед и назад.

Методические указания. На начальных этапах ста­новления речи при ее общем недоразвитии первостепен­ное значение приобретает обучение детей установлению грамматической связи между предметом и его действием. Поэтому необходимо научить детей составлять предло­жения из двух слов, в которых существительное-подле­жащее стоит в именительном падеже единственного числа, а глагол-сказуемое употребляется в 3-м лице един-

Работа по формированию зрительно-пространственных представлений может проводиться в течение всего срока логопедического воздействия, но строиться она должна поэтапно от понимания расположения собствен­ного тела через действия с конкретными предметами к условным понятиям «вверху» — «внизу», «впереди» — «сзади»


ственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. Рекомендуется предварительно повторить гла­голы повелительного наклонения 2-го лица единственно­го числа. Затем к основе глагола «наращивать» звук т, например: спи — спит, сиди — сидит.

Сначала даются такие глаголы, которые при образо­вании формы 3-го лица единственного числа изъявитель­ного наклонения не изменяют своей основы или эти из­менения незначительны и доступны ребенку. При таком подборе глаголов происходит как бы наращивание звука т (вполне допустимо, чтобы конечный m произносился как т') к основе повелительного наклонения. К сожа­лению, таких форм немного, так как для глаголов рус­ского языка характерна видоизменяемость основы, а это дети с недоразвитием речи усваивают с трудом.

Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить ос­новное внимание на глаголе, который ребенок то опус­кает, то не согласует с подлежащим. Возможно, что такое ограничение объема предложения подлежащим и сказу­емым представляется искусственным, так как в разговор­ной речи таких конструкций мало. Кроме того, многие дети могут пользоваться предложениями из трех и более слов. И все же целесообразнее сначала сосредоточить внимание на грамматической связи подлежащего и ска­зуемого, а затем уже расширять объем предложения.

Работу по формированию простого нераспространен­ного предложения можно сочетать с элементами работы по формированию слоговой структуры слов и звукопро-изношения в плане дифференциации уже имеющихся у ребенка фонем. У некоторых детей несформированность звукопроизношения может выступать очень ярко: а) стойкое отсутствие фрикации, когда вся группа ще­левых звуков замещается звуком т, так как кончик языка упирается в передние резцы и преграждает путь выды­хаемой струе воздуха, отчего отсутствует такой необхо­димый элемент, как направленная струя воздуха; б) от­сутствие генетически ранних мягких звуков в сочетаниях Ля, дя, ня, те, дё,мё и т.д.; в) смешение «далеких» звуков и смешение звуков по месту артикуляции (и—

6*                                                                                                                   163


m—к). Отсутствие в данном разделе работы, направлен­ной на формирование звукопроизношения, объясняется тем, что преждевременная логопедическая работа по ис­правлению звукопроизношения может вызвать у некото­рых детей речевой негативизм, так как на этом уровне раз­вития речи они еще не в состоянии овладеть точными ар-тикуляциоными укладами. Желательно, но не обязатель­но, чтобы в словах сохранялся интонационно-ритмический слоговой рисунок. Если трехсложная структура слов не­доступна ребенку, можно ограничиться двухсложной. До­пустимы различные нарушения звукопроизношения.

Задание 19-Научить детей отвечать на вопросы, по­ставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Примерный лексический материал

Папа — сидит, идет, стоит. Девочка — шьет, пры­гает, плачет, читает. Мама — шьет, варит, гладит, пишет, читает. Бабушка — шьет, вяжет, ест. Дедуш­ка — спит, лежит, читает. Мальчик — пишет, читает, рисует, бежит, плывет. Собака — спит, сидит, лежит, бежит, лает, кусает, прыгает. Кошка — ест, спит Птичка — прыгает, летает. Самолет — летит, гудит.

Игровой прием к заданию

Лото «Кто быстрее принесет картинку».На малень­ком столе разложены карточки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т.д.). Логопед вызывав! двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее ло­гопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы: «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Задание 20.Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

Идет кто? что? (.мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, ло­шадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).


Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, папа, Тата,

Бежит кто? ( мальчик, девочка, собака, кошка, ло-

шадь}.

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто 7 (мама, девочка, бабушка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик, ло­шадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье) .

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, ба­бочка, оса, самолет, ракета).

Едет что? кто? (машина, 'поезд, автобус, трам­вай, велосипедист, мотоциклист).

Читает кто? (мама, папа, бабушка, дедушка, девоч­ка, мальчик).

Фрагмент одного занятия

На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит ребенка отобрать из разложенных перед ним пред­метных картинок (на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик) того, кто может (умеет) читать. Таким образом, дети отбирают соответствующие предмет­ные картинки по названному действию.

Игровые приемы к заданию

1. Логопед называет предложение, например: «Соба­
ка рисует», — и просит детей исправить ошибку.

2. Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит.

3. Посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что)
едет, а кто бежит.

Задание 21 .Научить детей употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоя­щего времени.

Примерный лексический материал

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, ка­чается, одевается, раздевается, обувается, умывает­ся, вытирается, причесывается.


Задание 22.Предложить детям назвать и сравнить пары сюжетных картинок, на которых одно и то же дей­ствие совершается одним или несколькими лицами:

мальчик идет — мальчики идут

мальчик бежит — мальчики бегут

девочка стоит — девочки стоят

мальчик спит — дети спят

девочка поет — дети поют

человек стоит на мосту — люди стоят на мосту.

И т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.251.169 (0.006 с.)