Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование двусоставного простого предложения

Поиск

6 «Логопедия»



Задание 17. Научить понимать значения прилага­тельных, противоположных по значению:

большой — маленький (-ая) узкий — широкий (-ая) длинный — короткий (-ая) низкий — высокий (-ая) толстый — тонкий (-ая)

Задание 18. Научить понимать значения слов, вы­ражающих следующие пространственные отношения*: вниз (внизу) — вверх (вверху) далеко (близко) вперед (впереди) назад (сзади)

Игровые и дидактические приемы

После того как дети научатся по словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опу­сти руки вниз», «посмотри вверх — посмотри вниз», рас­ставлять предметы на нижней и верхней полках, идти вперед и возвращаться назад, отыскивать место впереди своего товарища, сзади товарища, бросать мяч (или еще какой-либо предмет) далеко и близко, высоко и низко, вперед и назад.

Методические указания. На начальных этапах ста­новления речи при ее общем недоразвитии первостепен­ное значение приобретает обучение детей установлению грамматической связи между предметом и его действием. Поэтому необходимо научить детей составлять предло­жения из двух слов, в которых существительное-подле­жащее стоит в именительном падеже единственного числа, а глагол-сказуемое употребляется в 3-м лице един-

Работа по формированию зрительно-пространственных представлений может проводиться в течение всего срока логопедического воздействия, но строиться она должна поэтапно от понимания расположения собствен­ного тела через действия с конкретными предметами к условным понятиям «вверху» — «внизу», «впереди» — «сзади»


ственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. Рекомендуется предварительно повторить гла­голы повелительного наклонения 2-го лица единственно­го числа. Затем к основе глагола «наращивать» звук т, например: спи — спит, сиди — сидит.

Сначала даются такие глаголы, которые при образо­вании формы 3-го лица единственного числа изъявитель­ного наклонения не изменяют своей основы или эти из­менения незначительны и доступны ребенку. При таком подборе глаголов происходит как бы наращивание звука т (вполне допустимо, чтобы конечный m произносился как т') к основе повелительного наклонения. К сожа­лению, таких форм немного, так как для глаголов рус­ского языка характерна видоизменяемость основы, а это дети с недоразвитием речи усваивают с трудом.

Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить ос­новное внимание на глаголе, который ребенок то опус­кает, то не согласует с подлежащим. Возможно, что такое ограничение объема предложения подлежащим и сказу­емым представляется искусственным, так как в разговор­ной речи таких конструкций мало. Кроме того, многие дети могут пользоваться предложениями из трех и более слов. И все же целесообразнее сначала сосредоточить внимание на грамматической связи подлежащего и ска­зуемого, а затем уже расширять объем предложения.

Работу по формированию простого нераспространен­ного предложения можно сочетать с элементами работы по формированию слоговой структуры слов и звукопро-изношения в плане дифференциации уже имеющихся у ребенка фонем. У некоторых детей несформированность звукопроизношения может выступать очень ярко: а) стойкое отсутствие фрикации, когда вся группа ще­левых звуков замещается звуком т, так как кончик языка упирается в передние резцы и преграждает путь выды­хаемой струе воздуха, отчего отсутствует такой необхо­димый элемент, как направленная струя воздуха; б) от­сутствие генетически ранних мягких звуков в сочетаниях Ля, дя, ня, те, дё,мё и т.д.; в) смешение «далеких» звуков и смешение звуков по месту артикуляции (и—

6*                                                                                                                   163


m—к). Отсутствие в данном разделе работы, направлен­ной на формирование звукопроизношения, объясняется тем, что преждевременная логопедическая работа по ис­правлению звукопроизношения может вызвать у некото­рых детей речевой негативизм, так как на этом уровне раз­вития речи они еще не в состоянии овладеть точными ар-тикуляциоными укладами. Желательно, но не обязатель­но, чтобы в словах сохранялся интонационно-ритмический слоговой рисунок. Если трехсложная структура слов не­доступна ребенку, можно ограничиться двухсложной. До­пустимы различные нарушения звукопроизношения.

Задание 19-Научить детей отвечать на вопросы, по­ставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Примерный лексический материал

Папа — сидит, идет, стоит. Девочка — шьет, пры­гает, плачет, читает. Мама — шьет, варит, гладит, пишет, читает. Бабушка — шьет, вяжет, ест. Дедуш­ка — спит, лежит, читает. Мальчик — пишет, читает, рисует, бежит, плывет. Собака — спит, сидит, лежит, бежит, лает, кусает, прыгает. Кошка — ест, спит Птичка — прыгает, летает. Самолет — летит, гудит.

Игровой прием к заданию

Лото «Кто быстрее принесет картинку».На малень­ком столе разложены карточки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т.д.). Логопед вызывав! двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее ло­гопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы: «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Задание 20.Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

Идет кто? что? (.мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, ло­шадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).


Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, папа, Тата,

Бежит кто? ( мальчик, девочка, собака, кошка, ло-

шадь}.

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто 7 (мама, девочка, бабушка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик, ло­шадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье) .

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, ба­бочка, оса, самолет, ракета).

Едет что? кто? (машина, 'поезд, автобус, трам­вай, велосипедист, мотоциклист).

Читает кто? (мама, папа, бабушка, дедушка, девоч­ка, мальчик).

Фрагмент одного занятия

На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит ребенка отобрать из разложенных перед ним пред­метных картинок (на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик) того, кто может (умеет) читать. Таким образом, дети отбирают соответствующие предмет­ные картинки по названному действию.

Игровые приемы к заданию

1. Логопед называет предложение, например: «Соба­
ка рисует», — и просит детей исправить ошибку.

2. Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит.

3. Посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что)
едет, а кто бежит.

Задание 21 .Научить детей употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоя­щего времени.

Примерный лексический материал

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, ка­чается, одевается, раздевается, обувается, умывает­ся, вытирается, причесывается.


Задание 22.Предложить детям назвать и сравнить пары сюжетных картинок, на которых одно и то же дей­ствие совершается одним или несколькими лицами:

мальчик идет — мальчики идут

мальчик бежит — мальчики бегут

девочка стоит — девочки стоят

мальчик спит — дети спят

девочка поет — дети поют

человек стоит на мосту — люди стоят на мосту.

И т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.203 (0.006 с.)