Содержание книги

  1. Клинические виды общего недоразвития речи
  2. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  3. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  4. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  5. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  6. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  7. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  8. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  9. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  10. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  11. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  12. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  13. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  14. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  15. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  16. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  17. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  18. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  19. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  20. Оценка сформированности речи дошкольников
  21. Обследование детской речи первого уровня развития
  22. Обследование детской речи второго уровня развития
  23. Обследование детской речи третьего уровня развития
  24. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  25. Активизация речевого подражания
  26. Второй этап обучения — первые формы слов
  27. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  28. Формирование первых форм слов
  29. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  30. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  31. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  32. Формирование двусоставного простого предложения
  33. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  34. Формирование слоговой структуры слов
  35. Формирование звукопроизношения
  36. Формирование предложения из нескольких слов
  37. Сопоставление грамматических форм слов
  38. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  39. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  40. Распространенное простое предложение
  41. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  42. Предложения с однородными членами
  43. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  44. Формирование сложного предложения
  45. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  46. Совершенствование связной речи
  47. Рассказы по серии сюжетных картинок
  48. Пересказ художественных текстов
  49. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  50. Развитие моторной деятельности


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап обучения — первые формы слов



«Логопедия»                                                                                                                                                 J29


подражательной мотивации. Многое будет зависеть oi того, насколько интересно организованы игры, насколь­ко глубоко затронуты положительные эмоции неговоря­щих детей, насколько изобретательным будет логопед

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации под­ражательной речевой деятельности, надо начинать с раз­вития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Не­обходимо научить детей подражать действиям с предме­тами (например, игра в мяч), научить подражать дви­жениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»;х<По-стоимнаоднойножке»ит. п.). Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами, желательно в сти­хотворной форме.

Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук).

Задание 14*.Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.

Приемы к выполнению задания

Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например кладут руки на стол ладонями вниз. Выполнив это движение по подра­жанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т.п. После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, например: поло­жить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Отрабатывая реп­родукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, ко­торые логопед может сопровождать коротким четверо­стишием:

Задания 14—17 имеют одну общую цель — развитие подражания телес­ным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосо­вым


Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.

Задание 15.Провести дыхательно-голосовые уп­ражнения для удлинения речевого выдоха.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, по­греть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок) , «уа» (плачет Ляля), «ой-ой, аи-аи» (укусила оса).

Задание 16.Провести упражнения для губ. Напри­мер, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем пока­зывать зубы.

Задание 17.Провести упражнения для языка, на­пример: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов

Логопед читает текст, дети выполняют соответствую­щие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Ходьба»

Логопед. Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

Логопед.

И свели лопатки (дети отводят плечи назад).

Мы ходим на носках (идут на цыпочках).

Мы идем на пятках (идут на пятках).

Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно).

И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).


Или: «Ходьба».

Все проводится, как в предыдущем упражнении, дви­жения сопровождаются проговариванием слогов ах, ух в такт шагов.

Логопед. Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, И после к бегу перейдем. (Бегут, затем останавливаются: ухх!)

«Подуем на плечо»

Логопед. Подуем на плечо

(голова прямо — вдох, голова повернута —

выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою

(поднимают голову вверх, дуют через

губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

(опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

«Труба»

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле).

Играем на трубе

(подносят кисти рук, сжатые в кулак, к

губам).

Подудим мы в свою трубу. Дети.    Ту-ту^ту, бу-бу-бу.

«Насос»

Логопед. Это очень просто: покачай насос ты.


Я е т и . С-с-с-с (изображают накачивание насоса, на­клоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают

„      „              ~

о г о п е д . Накачай насос ты. Это очень просто.

Дети. С-с-с-с.

«Дом маленький, дом большой»

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны). дети (сердито). Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх). Логопед. Ау зайца — маленький, аи, аи, аи (жалобно) .

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, ох­ватывают колено руками.

Дети (жалобно). Аи, аи, аи... Логопед. Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах). Аи, аи, аи.

«Ежик»

Логопед. Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог. Дети сидят на корточках. Дети (жалобно). Ох, ох, ох.

Логопед. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Дети распрямляются, потягиваются. Дети (весело). Аи, аи, аи.

•«Жук»

Логопед. Усы раздвинув смело, Жуки жужжат в траве. Дети сидят, раздвинув руки.

Логопед. «Ж-ж-ж-у, — сказал крылатый жук, — Посижу и пожужжу».

Дети складывают на груди руки. Дети. Ж-ж-ж-ж.


«Куры»

Логопед. Бормочут куры по ночам.

Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах.

Дети. Тах-тах-тах.

Логопед. Поднимем руки мы к плечам.

Дети выпрямляются, делают вдох.

Потом опустим так. Дети наклоняют корпус вперед. Дети. Ко-ко-ко.

«Самолет»

Логопед. Посмотрите в небеса — Самолет там, как оса.

Дети смотрят вверх. Логопед и дети. З-з-з. Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.

Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево.

Дети. З-з-з.

Задание 18.Вызвать аморфные слова. В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допус­тимы любые ответы.

Замечание к выполнению задания. Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других — задненёбные («ка-к'а», «га-га»), у третьих — переднеязычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5 — 6 повторений). Произнести эти звукосоче­тания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыха­тельно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1. Название близких ребенку лиц: мама («ма»), папа
(«па»), баба («ба»), дядя («дя»), тетя («ть»).

2. Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о»,
«оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).


3. Просьбы: дай, на («дя», «ня»),-где? («де»), там
С«тя>>)> здесь («де»). Выражение желания что-либо по-
вторить еще раз: еще («исё»; «сё»).

4. Выражение своего состояния междометиями «аи»,
«ой» (больно), «шшь» (тише).

5. Подражание крикам животных: собаки — ав-ав, ам-
й><(«аф»); коровы — му-му («у»); ослика — иа-иа
(«а»); кошки — мяу-мяу («ау», «мияу»); козлика — бе-
бе («пи-пи»).

6. Подражание крикам, пискам: комара — и-и-и; птич­
ки — пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»); кукушки —
т«/-7сг/-кг/(«уку»); курочки — ко-ко-ко, ко-ко-ко(«око»);
лягушки — ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7. Подзывы животных и управление животными: кош­
кой — кс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь («бить»); уп­
равление лошадкой — но(поехали), пру (остановились);
позвать цыплят — тип-тип-тип или цып-цып-цып.

 

8. Подражание музыкальным игрушкам: дудочке —
ду-ду-ду («дю»); балалайке — ля-ля-ля(«я»); колоколь­
чику — бом-бом-бом («ом-ом»).

9. Подражание транспортным шумам: машине — би-
би, ди-ди\ самолету — у-у-у (низким голосом); парово­
зу — ту-ту.

 

10. Подражание шумам, производимым предметом
припадении, — <5г/д:илибал:(«ах», «вах»); звукам шагов
— топ-топ («on», «on»); стуку молотка — тук-тук
(«ту-ту»); каплям воды — кап-кап.

11. Эмоциональные восклицания: аи, ой, ох-ух
(«хь»).

Игровой прием к заданию

«Какое у Маши высокое крылечко».Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т.д. В гости к Маше приходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каж­дой ступеньке «подают голос»: одни выражают свою ус­талость, а другие — радость. «Га-га-га...» — говорит гусь, «ко-ко-ко...», — кричит курочка, «ой-ой-ой...» — жалуется лиса, «пи-пи-пи-пи» — радостно пищит мышо­нок.


Задание 19.Предложить детям назвать свои игру] ки, знакомые предметы (или предметные картинки); д() пустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик («аги»), гриб или грибок («ги»), дом или домик («оми»), кубик («ку»), машина («сина») самолет («алё»), пароход («охот»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в «магазин» (дети покупают игрушки, предметы), «Узнай новую игрушку» (дети называют неожиданно появляющиеся игрушки), « Какой игрушки нет? » (ребенок называет игрушку, которую от него спрятали), «Расставь игрушки, какяскажу, а потом их назови сам», «Кто быстрее принесет игрушку», «Под­скажи нужное слово» (логопед читает стихотворение, дети подсказывают риф­мующиеся слова).

Задание 20.Предложить повторить за логопедом на­звания предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Про­изношение гласных а, о, у, и (под ударением) жела­тельно затем отработать.

/  '                            f

а: Аня, Алик, Ка"тя, Тита, шарик, са'ни, та'пки, ша'пка,

пилка, мак, зййка, рак, ма'льчик, па'льчик, ча'шка.

/ о: Оля, КсГля, Зо'я, с/слик, дс(мик, бсГгы, ко'злик,

ро'тик, кбтик, ndcHK, лёжка, кбшка, лддка.

у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

i и: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

Задание 21.Вызвать у детей двухсловные предло­жения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 19, 20.

Где мячик? («де мя?») — Вот мячик («оть ати»). Где машина? («де сина?») — Вот машина («оть сина»). Дай машину («дя сина», «дя си»). Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс»).


Фрагмент игры в лото

Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображены предметы, животные, названия которых до-уПНы детям. Организуя игру в лото (или любую дру­гую), логопед ставит ребенка перед необходимостью по­просить знакомую картинку.

Отдавая картинку, ребенок должен сказать слова на, дай, вот, бери.

Игровой прием

Прячут игрушки, названия которых дети знают. Если ребенок задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игрушки (в любом произношении), то веду­щий дает игрушку, о которой спрашивал ребенок.

Задание 22.Научить ребенка выражать свои жела­ния словесно:

дай пить (<<дя пи»)        хочу пить («атю пи»)

дай еще («дя исё»)        хочу гулять («атю гуя»)

мама, идем («мама дём») идем гулять («дё гуя»)
идем домой («дё амо»)

Итог логопедической работы

В итоге логопедической работы на этом этапе форми­рования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозна­чением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, ко­торые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний {холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подра­жать слову взрослого. Словесная подражательная дея­тельность может проявляться в любых рече-звуковых вы­ражениях, без коррекции их со стороны взрослого.


Основные задачи логопедического воздействия:

1) научить детей правильно строить двухсловные пред­ложения типа: обращение + повеление (выраженное гла­голом в повелительном наклонении), правильно строить двухсловные предложения типа: обращение -t повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении), повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа); 2) заучить отдельные оби­ходные словосочетания; 3) произносить ударный слог слова; 4) расширить объем понимания чужой речи.

Этот раздел предназначается для логопедической ра­боты с детьми, у которых появилась возможность соеди­нить безо всяких грамматических связей в одном выска­зывании (предложении) два-три, даже четыре аморфных слова. Аморфные слова детей состоят из одного-Двух,

редко трех слогов, а также слов-звукоподражаний: «дека асй зё» (девочка несет флажок), «дбкиль, то там мя"у

тбна?» (доктор, что это там, когика черная?).

Количественный запас слов и объем аморфных пред­ложений могут быть разными, но характерная черта этого периода развития аномальной детской речи — полное от­сутствие способности к словоизменению. В своей речи дети используют слова только в той «исходной» форме, которая была ими заимствована из речи окружающих Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей иногда можно выявить две формы одного и того же слова, например: называет иг­рушку «ку"ка», но просит «дай к^ку»; или называет пред­мет «туй» (стул), но отвечает на вопрос на чем сидят? — «туи». Состояние речи этого периода развития харак­теризуется полным отсутствием синтаксических кон­струкций, в которых бы имел место глагол изъявитель­ного наклонения настоящего времени 3-го лица с окон­чаниями -ет,-ит и др. При построении повествователь­ных предложений названия действий или отсутствуют,


или выражены инфинитивно-императивными формами и их фрагментами или «недостроенным» изъявительным

наклонением: «ма'ти пить адй» (мальчик пьет воду),

«дёкапйтя» (девочкапишет), «бабакуся» (бабушкаку­шает) и т.п. Чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития. Не исклю­чено, что при полном отсутствии словоизменения (рас­члененных форм слов) могут иметь место отдельные слу­чаи грамматически правильно оформленных словосоче­таний: «адём амб» (идем домой), «ибуду пакать» (не буду плакать) и др.

Одни дети продолжают пользоваться преимуществен­но однословными или двухсловными предложениями, а другие расширяют словарный запас и объем предложе­ния до 4 и более слов. Напомним, что в норме предло­жение в 3 и более слов не может оставаться грамматически неоформленным.

Если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень рано, то недоразвитая детская речь пестрит сокра­щениями количества слогов в словах, что называется сло­говой элизией.

Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает рит-мико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. В дальнейшем некоторые дети с трудом заучивают стихи, так как от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы.

Давно замечено, что способность детей рассматрива­емого уровня речевого развития воспроизводить слова различной слоговой структуры тесно связана с возмож­ностями объединять слова в предложения. Как только появляется двух-, а затем трехсловная фраза (даже из аморфных слов-корней), возникает возможность воспро­изводить по подражанию сначала двух-, а затем трех­сложные слова типа машина, собака, лопата, например: «матина», «патина», «асина», «бабака», «табака», «абака», «папата», «капата».


Как правило, фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, ц0 набор их беднее, чем в норме на этом этапе речевого раз­вития.

Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизмене­ние, — проведение мероприятий, способствующих раз­витию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.183 (0.011 с.)