Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй этап обучения — первые формы словСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Логопедия» J29 подражательной мотивации. Многое будет зависеть oi того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»;х<По-стоимнаоднойножке»ит. п.). Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами, желательно в стихотворной форме. Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук). Задание 14*.Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый. Приемы к выполнению задания Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например кладут руки на стол ладонями вниз. Выполнив это движение по подражанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т.п. После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, например: положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием: Задания 14—17 имеют одну общую цель — развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок. Задание 15.Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха. С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок) , «уа» (плачет Ляля), «ой-ой, аи-аи» (укусила оса).
Задание 16.Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы. Задание 17.Провести упражнения для языка, например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком. Игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги. «Ходьба» Логопед. Мы проверили осанку. Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята. Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад). Мы ходим на носках (идут на цыпочках). Мы идем на пятках (идут на пятках). Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно). И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку). Или: «Ходьба». Все проводится, как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ух в такт шагов. Логопед. Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, И после к бегу перейдем. (Бегут, затем останавливаются: ухх!) «Подуем на плечо» Логопед. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо). Нам солнце горячо Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы). Подуем и на грудь мы (дуют на грудь) И грудь свою остудим. Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока. «Труба» Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле). Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам). Подудим мы в свою трубу. Дети. Ту-ту^ту, бу-бу-бу. «Насос» Логопед. Это очень просто: покачай насос ты. Я е т и . С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают „ „ ~ о г о п е д . Накачай насос ты. Это очень просто. Дети. С-с-с-с.
«Дом маленький, дом большой» Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны). дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх). Логопед. Ау зайца — маленький, аи, аи, аи (жалобно) . Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками. Дети (жалобно). Аи, аи, аи... Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах). Аи, аи, аи. «Ежик» Логопед. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Дети сидят на корточках. Дети (жалобно). Ох, ох, ох. Логопед. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Дети распрямляются, потягиваются. Дети (весело). Аи, аи, аи. •«Жук» Логопед. Усы раздвинув смело, Жуки жужжат в траве. Дети сидят, раздвинув руки. Логопед. «Ж-ж-ж-у, — сказал крылатый жук, — Посижу и пожужжу». Дети складывают на груди руки. Дети. Ж-ж-ж-ж. «Куры» Логопед. Бормочут куры по ночам. Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах. Дети. Тах-тах-тах. Логопед. Поднимем руки мы к плечам. Дети выпрямляются, делают вдох. Потом опустим так. Дети наклоняют корпус вперед. Дети. Ко-ко-ко. «Самолет» Логопед. Посмотрите в небеса — Самолет там, как оса. Дети смотрят вверх. Логопед и дети. З-з-з. Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями. Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево. Дети. З-з-з. Задание 18.Вызвать аморфные слова. В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы. Замечание к выполнению задания. Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других — задненёбные («ка-к'а», «га-га»), у третьих — переднеязычные («ди-ди», «ти-ти»). Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5 — 6 повторений). Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме. 1. Название близких ребенку лиц: мама («ма»), папа 2. Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», 3. Просьбы: дай, на («дя», «ня»),-где? («де»), там 4. Выражение своего состояния междометиями «аи», 5. Подражание крикам животных: собаки — ав-ав, ам- 6. Подражание крикам, пискам: комара — и-и-и; птич 7. Подзывы животных и управление животными: кош
8. Подражание музыкальным игрушкам: дудочке —
9. Подражание транспортным шумам: машине — би-
10. Подражание шумам, производимым предметом 11. Эмоциональные восклицания: аи, ой, ох-ух Игровой прием к заданию «Какое у Маши высокое крылечко».Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т.д. В гости к Маше приходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке «подают голос»: одни выражают свою усталость, а другие — радость. «Га-га-га...» — говорит гусь, «ко-ко-ко...», — кричит курочка, «ой-ой-ой...» — жалуется лиса, «пи-пи-пи-пи» — радостно пищит мышонок. Задание 19.Предложить детям назвать свои игру] ки, знакомые предметы (или предметные картинки); д() пустимы искажения и замещения звуков. Примерный лексический материал Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя белка, лиса, ослик. Мяч или мячик («аги»), гриб или грибок («ги»), дом или домик («оми»), кубик («ку»), машина («сина») самолет («алё»), пароход («охот»). Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в «магазин» (дети покупают игрушки, предметы), «Узнай новую игрушку» (дети называют неожиданно появляющиеся игрушки), « Какой игрушки нет? » (ребенок называет игрушку, которую от него спрятали), «Расставь игрушки, какяскажу, а потом их назови сам», «Кто быстрее принесет игрушку», «Подскажи нужное слово» (логопед читает стихотворение, дети подсказывают рифмующиеся слова). Задание 20.Предложить повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а, о, у, и (под ударением) желательно затем отработать. / ' f а: Аня, Алик, Ка"тя, Тита, шарик, са'ни, та'пки, ша'пка, пилка, мак, зййка, рак, ма'льчик, па'льчик, ча'шка. / о: Оля, КсГля, Зо'я, с/слик, дс(мик, бсГгы, ко'злик, ро'тик, кбтик, ndcHK, лёжка, кбшка, лддка. у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы. i и: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина. Задание 21.Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 19, 20. Где мячик? («де мя?») — Вот мячик («оть ати»). Где машина? («де сина?») — Вот машина («оть сина»). Дай машину («дя сина», «дя си»). Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс»).
Фрагмент игры в лото Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображены предметы, животные, названия которых до-уПНы детям. Организуя игру в лото (или любую другую), логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку. Отдавая картинку, ребенок должен сказать слова на, дай, вот, бери. Игровой прием Прячут игрушки, названия которых дети знают. Если ребенок задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игрушки (в любом произношении), то ведущий дает игрушку, о которой спрашивал ребенок. Задание 22.Научить ребенка выражать свои желания словесно: дай пить (<<дя пи») хочу пить («атю пи») дай еще («дя исё») хочу гулять («атю гуя») мама, идем («мама дём») идем гулять («дё гуя») Итог логопедической работы В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний {холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого. Основные задачи логопедического воздействия: 1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении), правильно строить двухсловные предложения типа: обращение -t повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении), повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа); 2) заучить отдельные обиходные словосочетания; 3) произносить ударный слог слова; 4) расширить объем понимания чужой речи. Этот раздел предназначается для логопедической работы с детьми, у которых появилась возможность соединить безо всяких грамматических связей в одном высказывании (предложении) два-три, даже четыре аморфных слова. Аморфные слова детей состоят из одного-Двух, редко трех слогов, а также слов-звукоподражаний: «дека асй зё» (девочка несет флажок), «дбкиль, то там мя"у тбна?» (доктор, что это там, когика черная?). Количественный запас слов и объем аморфных предложений могут быть разными, но характерная черта этого периода развития аномальной детской речи — полное отсутствие способности к словоизменению. В своей речи дети используют слова только в той «исходной» форме, которая была ими заимствована из речи окружающих Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей иногда можно выявить две формы одного и того же слова, например: называет игрушку «ку"ка», но просит «дай к^ку»; или называет предмет «туй» (стул), но отвечает на вопрос на чем сидят? — «туи». Состояние речи этого периода развития характеризуется полным отсутствием синтаксических конструкций, в которых бы имел место глагол изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица с окончаниями -ет,-ит и др. При построении повествовательных предложений названия действий или отсутствуют,
или выражены инфинитивно-императивными формами и их фрагментами или «недостроенным» изъявительным наклонением: «ма'ти пить адй» (мальчик пьет воду), «дёкапйтя» (девочкапишет), «бабакуся» (бабушкакушает) и т.п. Чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития. Не исключено, что при полном отсутствии словоизменения (расчлененных форм слов) могут иметь место отдельные случаи грамматически правильно оформленных словосочетаний: «адём амб» (идем домой), «ибуду пакать» (не буду плакать) и др. Одни дети продолжают пользоваться преимущественно однословными или двухсловными предложениями, а другие расширяют словарный запас и объем предложения до 4 и более слов. Напомним, что в норме предложение в 3 и более слов не может оставаться грамматически неоформленным. Если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень рано, то недоразвитая детская речь пестрит сокращениями количества слогов в словах, что называется слоговой элизией. Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает рит-мико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. В дальнейшем некоторые дети с трудом заучивают стихи, так как от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы. Давно замечено, что способность детей рассматриваемого уровня речевого развития воспроизводить слова различной слоговой структуры тесно связана с возможностями объединять слова в предложения. Как только появляется двух-, а затем трехсловная фраза (даже из аморфных слов-корней), возникает возможность воспроизводить по подражанию сначала двух-, а затем трехсложные слова типа машина, собака, лопата, например: «матина», «патина», «асина», «бабака», «табака», «абака», «папата», «капата». Как правило, фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, ц0 набор их беднее, чем в норме на этом этапе речевого развития. Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.016 с.) |