Содержание книги

  1. Общее недоразвитие речи у детей
  2. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
  3. Социальный характер возникновения и развития речи
  4. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
  5. Функции речи в психическом развитии ребенка
  6. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  7. Клинические виды общего недоразвития речи
  8. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  9. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  10. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  11. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  12. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  13. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  14. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  15. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  16. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  17. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  19. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  20. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  21. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  22. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  23. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  24. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  25. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  26. Оценка сформированности речи дошкольников
  27. Обследование детской речи первого уровня развития
  28. Обследование детской речи второго уровня развития
  29. Обследование детской речи третьего уровня развития
  30. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  31. Активизация речевого подражания
  32. Второй этап обучения — первые формы слов
  33. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  34. Формирование первых форм слов
  35. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  36. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  37. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  38. Формирование двусоставного простого предложения
  39. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  40. Формирование слоговой структуры слов
  41. Формирование звукопроизношения
  42. Формирование предложения из нескольких слов
  43. Сопоставление грамматических форм слов
  44. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  45. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  46. Распространенное простое предложение
  47. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  48. Предложения с однородными членами
  49. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  50. Формирование сложного предложения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987



* См . Новикова Л. А., Рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование).—М., 1987

2 «Логопедия»                                                                                                                                                           33


ухости и дифференцировать их от алалии, умственной отсталости и аутизма. Определение критериев риска не­достаточности слуха у детей способствует их профилак­тике. Важным критерием риска возможности нарушений слуха у детей являются данные анамнеза. Известно, что краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекци­онные заболевания матери во время беременности небла­гоприятно влияют на слуховой аппарат. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными по­роками развития, например расщелинами губы и нёба. Они чаще наблюдаются при недоношенности, особенно когда вес при рождении менее 1500 г. Причиной нару­шений слуха могут быть алкоголизм матери во время бе­ременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови с проявлениями в период новорожденности желтухи и нев­рологических расстройств, обозначаемых клинически как билирубиновая энцефалопатия.

Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха от­носятся дети с различными отоларингологическими за­болеваниями (аденоиды, отиты и др.), а также дети, по­лучавшие интенсивное лечение антибиотиками в первые месяцы и годы жизни*, дети с различными хромосом­ными и наследственными заболеваниями. К группе риска относятся также дети, имеющие родителей или родствен­ников с врожденными нарушениями слуха.

Внимание должно быть обращено и на частые воспа­лительные заболевания среднего уха — повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития слуховой и речевой системы.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

И РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)

Ранний детский аутизм— особая аномалия психиче­ского развития, при которой прежде всего нарушено фор­мирование эмоционального контакта ребенка с окружа-

Имеется в виду онтогенная интоксикация медикаментозного происхожде­ния, в частности при применении стрептомицина.


ющим миром. Основным признаком аутизма является не­контактность ребенка, которая проявляется уже на пер­вом году жизни: нарушены все формы довербального об­щения (экспрессивно-мимическое, предметно-действен­ное), не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здо­ровый малыш.

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жес­тов, как это делают дети с дефектами речи и нарушениями слуха. Они не понимают и не используют более раннего в онтогенезе так называемого зрительного языка, напри­мер у них отсутствует указательный жест как привычное средство общения ребенка с общим недоразвитием речи первого-второго уровней. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. При этом может отмечаться симбиотический характер привя­занности к матери.

Поведение ребенка с аутизмом и его реакции на ок­ружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ре­бенок может не замечать отсутствия близких родствен­ников, родителей и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения не­одушевленных предметов в его комнате.

При аутизме своеобразный характер носит игровая де­ятельность, ее характерным признаком является исполь­зование необычного игрового материала, часто предме­тов домашнего обихода. Ребенок играет один, крайне ри­гидно, однообразно, используя различные предметы (обувь, веревки, бумагу, выключатели, провода и т.п.). Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в жи­вотное) в сочетании с аутистическим фантазированием.

Для детей с аутизмом характерны разнообразные на­рушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивания руками и пред-

2'                                                                                                                    35


метами, раскачивания туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, удивлении, утомлении.

Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку.

Многие из детей отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а неуклюже растопыривают их в стороны; по лест­нице они даже в старшем дошкольном возрасте часто ходят приставным шагом; у них медленно развивается координация движений рук и ног при ходьбе, тонкая дифференцированная моторика пальцев рук; нарушена

пространственно-временная организация движений. Они испытывают большие трудности в копировании даже простых движений, путая вверх — вниз., вправо — влево, вперед — назад и т. д.

Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пуг­ливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам.

Интеллектуальное развитие этих детей крайне разно­образно, среди них могут быть дети с нормальным, ус­коренным, резко задержанным и неравномерным умст­венным развитием, отмечаются также различные по сте­пени формы умственной отсталости. Наиболее характер­ным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие *.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного му-тизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нару­шения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым у ре­бенка имеется особое отношение: страх, навязчивый ин­терес, их одушевление и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.123 (0.007 с.)