Функции речи в психическом развитии ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции речи в психическом развитии ребенка

Поиск

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного по­явления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа**.

На довербальном этапе ребенок не понимает речи ок­ружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе — этапе возникновения речи — ребенок на­чинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными спо­собами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.

В качестве второй функции речь выступает как сред­ство мышления. Слово, таким образом, как психологи­ческая единица речи служит не только средством обще­ния, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

Коммуникативная и обобщающая функции речи фор­мируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и диффе­ренцированным; вербализация запоминаемого материа­ла способствует осмысленности запоминания и т.д.

* См.: Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтоге­незе. - М., 1985.

**См.: Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1985.


В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Л.С. Выгот­ский показал, что первоначально планирующая речь яв­ляется внешней по своей форме, а затем переходит во внутренний план (внутренняя речь).

Формирование регулирующей функции речи приво­дит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Современные психологические исследования показа­ли, что недоразвитие регулирующей функции речи яв­ляется общей закономерностью аномального развития *.

При недоразвитии регулирующей функции речи дей­ствия ребенка отличаются импульсивностью, инструк­ция взрослого мало организует его деятельность, ребе­нок-затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, «теряет» конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Эти особен­ности деятельности, связанные с недоразвитием у ребен­ка регулирующей функции речи, необходимо учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.120.116 (0.011 с.)