Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка сформированности речи дошкольников

Поиск

Чтобы правильно понять и оценить уровень речевого развития дошкольника, предлагается использовать «Схему системного развития нормальной детской речи», составленную по материалам А.Н. Гвоздева, в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком. Для этого предлагается со­отнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит уста­новить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

1. Если ребенок пользуется только отдельными
аморфными словами и в его речевой практике отсутст­
вуют какие-либо соединения этих слов между собой
(аморфные предложения), то такое состояние речи надо
отнести к первому этапу первого периода «Однословное
предложение».

2. Если дети пользуются фразами из 2, 3, даже 4
аморфных слов, но без изменения их грамматической
формы, и в их речи полностью отсутствуют конструкции
типа субъект + действие, выраженное глаголом изъяви­
тельного наклонения настоящего времени 3-го лица с
окончанием -ет, то такое состояние речевой деятельнос­
ти следует соотнести со вторым этапом первого периода
«Предложения из аморфных слов-корней».

3. Случаи, когда в речи ребенка появляются грамма­
тически правильно оформленные предложения типа име­
нительный падеж + согласованный глагол в изъявитель­
ном наклонении настоящего времени, с правильным
оформлением конца слова (мама спит, сидит и т. п.),
при том, что остальные слова аграмматичны, следует со­
отнести с первым этапом второго периода «Первые
формы слов».

4. Состояние речи, при котором ребенок широко поль­
зуется словами с правильным и неправильным оформле­
нием концов слов, владеет конструкциями типа имени­
тельный падеж + согласованный глагол, однако в его речи
полностью отсутствуют правильно оформленные пред-


ложные конструкции, надо соотнести со вторым этапом второго периода «Усвоение флексийной системы языка».

5. Языковое развитие детей, владеющих фразовой
речью и умеющих в некоторых случаях строить предлож­
ные конструкции с правильным оформлением флексий
и предлогов, следует соотнести с третьим этапом второго
периода «Усвоение служебных частей речи».

6. Речь более продвинутых детей относится к третьему
периоду «Усвоение морфологической системы русского
языка».

Особое внимание следует уделять словоизменению, в котором раскрываются способности детей к самостоя­тельному использованию конструктивных (морфологи­ческих) элементов родного языка. Не всякое воспроиз­ведение ребенком правильной грамматической формы слова следует принимать за свидетельство ее усвоения, так как такая словоформа может быть простым повто­рением за взрослым.

Усвоенной грамматическая форма считается: а) если она употребляется в разных по значению словах: дай кукл-у, машин-у, ест каш-у; б) если у произнесенных ребенком слов есть еще другие, по крайней мере две формы этого слова: это кукл-а, но дай кукл-у, кукл-ы; в) если имеются случаи образований по аналогии.

Таким образом, при оценке речи детей, страдающих недоразвитием речи, рекомендуем выявлять не только ре­чевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено.

Используя материалы таблицы, мы можем устано­вить, какие нарушения разговорных норм относятся к более ранним стадиям развития дошкольника, т. е. несут на себе черты неправильного предшествующего речевого развития, а какие нарушения разговорных норм указы­вают на своеобразное продвижение в речевом развитии. Одни и те же проявления аграмматизма, наблюдаемые на разных стадиях развития речи, должны расцениваться по-разному. Например, использование формы слова «ложк-ом», когда ребенок находится у истоков фразовой речи, свидетельствует о начале усвоения частотной формы творительного падежа единственного числа, но


эта же форма слова, наблюдаемая у детей с развернутой фразовой речью (третий уровень ОНР), свидетельствует об инертности речевого процесса, при котором дошколь­ник не смог произвести своевременную «реформу»в своем лексиконе.

Следовательно, в зависимости от стадии развития речи одни и те же неправильные формы слов, употреб­ляемые детьми, выступают то как показатели эволюции в усвоении языка, то как показатели инволюции. Пра­вильная оценка того, чтб уже сложилось в речи ребенка и как сложилось, производится на основе анализа усво­енных категорий языка, которыми спонтанно или с по­мощью логопеда овладел дошкольник.

Динамика речевого развития при разных формах не­доразвития речи бывает различной. Не исключено, что на какое-то время дети разных диагностических групп могут оказаться с одним и тем же уровнем языкового раз­вития. Однако, соизмеряя их общий речевой уровень с данными «Схемы системного развития нормальной дет­ской речи», можно обнаружить, что у одних детей наи­большим образом задержана в своем формировании зву­ковая сторона речи, у других — слоговая структура слов, у третьих — способности к словоизменению и т.д.

Понимание процесса усвоения структуры родного языка детьми с различными отклонениями в речевом раз­витии обеспечивает специалисту выбор наиболее рацио­нальных и эффективных путей преодоления у них об­щего недоразвития речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.95.164 (0.01 с.)