![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя 1991. № 1.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Но уже в раннем творчестве Л. Толстого начинает преоб ладать морально-психологическая установка. Большинство писателей второй половины XIX века воздействовали на душу и совесть человека. В следующую — религиозную — фазу рус ская литература переходит через творчество Достоевского, а в произведениях Вл. Соловьева, символистов (Мережковский, A. Белый, Вяч. Иванов) религиозно-философское восприятие мира оказывается центром писательской системы. Авангард начала XX века в постсимволистских течениях (футуризм, акмеизм, имажинизм) возвращает литературу в эстетическое русло. Именно этим завершается второй цикл русского литературного развития. Третий цикл начинается с постановки социальных задач и провозглашения социального заказа в советской литературе 20—50-х годов. Это период, несколько затянувшийся, господ ства соцреализма. Интересно, что в названии “социалисти ческий реализм”, который некоторые критики (А. Синявский, Е. Добренко) наименовали “социалистическим классициз мом”, явны отзвуки социальной фазы первого цикла — клас сицизма и второго —реализма. "Оттепель" знаменует морально-сентиментальную фазу третьего цикла. Нравственное совершенствование, интерес к “маленьким” людям, пафос искренности и взволнованности (“исповедальная проза”), поиски нравственных устоев и “жизни не по лжи” (А. Солженицын) определяют творчество B. Распутина, В. Астафьева, Ю. Казакова, Ю. Трифонова, В. Тендрякова. Религиозная стадия проявляется в “тихой поэзии” и “деревенской прозе” с их метафизикой народных истоков, культа земли и природы, с поэтизацией чувства смирения, отрешения от земных благ перед чем-то высшим (духом, смертью). Затем в литературу приходит мифологизм и мифо творчество, интерес к восточным религиям и эзотерике в виде “демонов на договоре”, оборотней и т. д. (А. Ким, Ю. Мамле ев). Возникают различные толкования и переосмысления евангельских сюжетов (В. Тендряков, Ч. Айтматов). По мне нию М. Эпштейна, последняя фаза — эстетическая — полнее всего выражается в постмодернистской литературе с ее ориен тацией на предшествующие культурные коды, на эстетику творения, лишенного идеологической подкладки.
Концепция М. Эпштейна во многом уязвима. Она слиш ком схематизирует историю литературы, выделяя только одну
тенденцию. При этом спорным является утверждение, что со временная литература находится в эстетической фазе разви тия. Может показаться, что это действительно так: когда ста ло возможным не придерживаться канонов соцреализма, произошел эстетический скачок, выплеснулось накопившееся многообразие приемов и форм. Немало этому способствовало и возвращение литературы русского зарубежья, разной не только идеологически, но и эстетически. Кроме того, постмо дернистская литература при всем ее раскрепощающем значе нии не определяет ведущую тенденцию. Все более ярко про являются реалистические течения, обогащающиеся благодаря стилевому синтезу. Тем не менее схема М. Эпштейна позво ляет уловить наиболее общие, хотя и абстрагированные тен денции литературного развития. Найти некоторые подходы к изучению современного лите ратурного процесса можно на основании теории Д. С. Лиха чева о закономерностях и антизакономерностях в развитии литературы. Согласно ей, каждая литература представляет со бой “некоторое единство, состоящее из того, что можно на звать “отдельностями” 1. “Отдельности” бывают двух родов: традиционные и вновь возникающие. До определенного мо мента в литературе нарастает антитрадиционная тенденция. Эта тенденция тем сильнее и отчетливее, чем прочнее пози ция традиционных форм. Так, в 70-е годы резко проявилась условно-метафорическая проза в ситуации доминирования реалистических традиций, появился постмодернизм как про тивопоставление реализму, антиреализм. В отличие от сторонников циклической концепции лите ратурного развития, Д. С. Лихачев считает, что смена старых традиционных элементов новыми не происходит в одном ря ду. Идет нарастание иной традиционности. “В сущности это не “замена”, а общее изменение традиционности, появление новых традиционных форм в неожиданных положениях”21. Вначале антитрадиционная тенденция проявляется в накапли вающихся индивидуальных отклонениях от норм, в антизако номерности. Применительно к литературному процессу 80— 90-х годов именно из “отдельностей”, нарушавших традицию реалистической прозы (учительства, проповедничества, нали-
1Лихачев Д. С. Строение литературы: к постановке вопроса // Русская литература. Л., 1986. № 3. С. 27. 2 Лихачев Д. С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская лите ратура. Л., 1986. № 3. С. 3.
чия авторского нравственного идеала, растворенности автора в героях и т. д.), сложилось явление, получившее название “другая проза”. Общность писателей “другой прозы” основы валась почти исключительно на их оппозиционности офици альной литературе, то есть на антитрадиционности. Но эта антитрадиционность действовала в разных направлениях, за трагивая у одних сферу идеологии, у других — тип героя, у третьих —художественные приемы. Казалось бы, закономерно ожидать, что “другая проза” создаст свои традиции, которые заменят прежние. Но, выработав общность в плане оппозици онности, в дальнейшем писатели “антизакономерно” разо шлись по разным стилевым течениям. Д. С. Лихачев отмечает, что в развитии литературы зако номерности и антизакономерности дополняются свободой воли художника. Поэтому никакая линейная схема смены стилей, как бы правильно ни была уловлена последователь ность, не может отразить истинной картины литературного состояния. Всякая классификация неизбежно ведет к редуци рованию и упрощению литературы. Необходимо использова ние разных подходов. “ Рядом с естественным для науки вы явлением однородных явлений и расчленением на них литературы, необходим и “дополнительный” процесс восста новления целостности изучаемых явлений” 1. Предложенные Д. С. Лихачевым принципы анализа лите ратурного развития применимы к современной литературной ситуации. Действительно, наряду с развитием традиционной реалистической прозы идет нарушение традиций и норм, об разование течений, которые не отменяют реализм, а сущест вуют рядом, формируя новую традицию. Одновременно появ ляются произведения — “нарушители” и старой, и новой традиции, не укладывающиеся ни в какие рамки и схемы. Ре альное состояние современной литературы может быть пред ставлено как существование и взаимодействие разных направ лений (в которые на основании общих признаков можно объединить те или иные произведения) и “отдельностей” (произведений, не поддающихся классификации, но допол няющих картину современной литературы). При этом надо учитывать еще и тот факт, что один и тот же писатель в раз-
1Лихачев Д. С. “Принцип дополнительности” в изучении литературы // Русская лите ратура. Л., 1991. № 3. С. 37.
ных произведениях может представать то как реалист, то как метафорист, то как концептуалист. В современном литератур ном процессе идет свободное самоопределение писателей, поиск “своего” стиля, что обусловливает неприкрепленность всего творчества писателя к определенному направлению.
Очевидно, что прошлое в своем главном, направляющем, лишенное несущественных деталей, укладывается в схемы и классификации; сегодняшнее же воспринимается ярче, объ емней, но почти не поддается систематизации. Сегодня до боли ощущается, но трудно анализируется. Это справедливо и по отношению к литературе. Литера тура последнего десятилетия как никогда сопротивляется по пытке создать более-менее определенную картину ее разви тия. Это и понятно. Прежде господство официальной идео логии (единой и единственной) диктовало основные направ ления и тенденции в развитии литературы. Их не только можно было легко уловить, но возможно было и прогнозиро вать. Так, политика коммунистической партии и установка государства на научно-технический прогресс в конце 60-х го дов неизбежно влекли за собой появление образа передового, вооруженного новейшими достижениями науки и техники рабочего, а отсюда —доминирование рабочей темы. Наиболее чуткие писатели могли предвидеть, что очень уж активное вторжение в природу вызовет не только экологические, но и нравственные сдвиги. Естественно появилась тема “человек и природа”, а в произведениях произошло изменение характера главного героя: на смену энтузиасту, активно вторгающемуся в жизнь под лозунгом “Нам нечего ждать милостей от приро ды...”, приходит человек, для которого красота природы важ нее новой ГЭС. Но жизнь требовала и электричества, и пер возданности природы. Проблема совмещения преобразующей деятельности человека и сохранения природных богатств (еще остававшихся) по крайней мере на десятилетие определила ход литературы, инициировав появление таких произведений, как “Не стреляйте в белых лебедей” Б. Васильева, “Прощание с Матерой” В. Распутина, “Царь-рыба” В. Астафьева и др. Нравственность героя здесь определялась его отношением к природе. В 70-е годы, когда язык официальной литературы с ее по ложительным активным героем стал восприниматься как ли цемерный и лживый, прогнозируема была тенденция ради кального поворота писателей от проблем открыто общест-
венных к проблемам по сути тоже общественным, но уходя щим в сферу быта. Происходит изменение концепции героя. Интересно, что герой, полностью замкнутый на бытовых про блемах, представляющий собой функцию принятого образа жизни, был и в официозной литературе, и в произведениях пи сателей, выпадающих из нее. Но оценки, сделанные самими писателями, были различны. Персонаж, всецело зависимый от среды, от быта, клеймился в официозной критике и литерату ре как мещанин и обыватель, в то время как противостоящие писатели усматривали в быте основу человеческого существо вания. Достаточно красноречиво иллюстрирует это полемика вокруг городских повестей Ю. Трифонова, о котором критики писали как о борце с мещанством. Сам писатель опровергал это, говоря, что мещане —это все мы, люди, живущие повсе дневной жизнью и заботящиеся о хлебе насущном. Но появ ление повестей Ю. Трифонова, В. Тендрякова, рассказов В. Шукшина способствовало формированию героя, оценка которого не могла быть однозначной, а моральные критерии, определяющие ее, становились относительными, тяготели к релятивизации.
Достаточно предвиденным было появление в конце 70-х годов — в период распада господствующей идеологии и эсте тики —литературы новой волны, которая ввела в культурный оборот целый ряд прежде табуированных и имевших строго заданное освещение явлений: алкоголизм, физиология смер ти, изнанка семейных и любовных отношений и т. д., и все это в условиях какого-то темного и жуткого быта. В десятилетия, предшествующие началу того поистине тектонического сдвига, который назывался “перестройка”, вся литература сравнительно легко разбивалась по примитив ным тематическим рубрикам: “военная”, “производственная”, “наш современник”, “человек и природа” и т. д. В первые годы перестройки еще работала эта инерция, правда, темати ческие рамки расширились за счет произведений “про лагерь и про Сталина”, “про репрессии”. Но собственно эстетиче ские признаки не выдвигались как основные для типологиче ских обобщений и систематизации литературы. Уникальность и сложность литературной ситуации по следних десятилетий в том, что состояние ее меняется так стремительно, что выявить даже контуры системности не уда ется. 1986 год — это перелом в литературном процессе, свя-
занный с “открытием шлюзов” — началом публикаций воз вращенной отечественной и эмигрантской литературы. В те чение короткого времени были опубликованы почти все сколь-нибудь значимые произведения, не ставшие фактом читательского восприятия во время своего создания. Их вхож дение в литературный обиход обусловило своеобразие литера турного процесса периода 1986—1990 годов, существенно по влияв не только на идеологическую основу современной прозы, но и на ее эстетику. За пять лет было напечатано то, что создавалось русскими писателями (и метрополии, и зару бежья) более семидесяти лет. Эта фантастическая спрессован ность публикаций сбила и перепутала эпохи, перемешала слои литературы. Нарушилась последовательность движения жан ров, эволюция, процесс сменился взрывом. Процесс в привычном понимании — это линейная после довательность событий, в которой одно вытекает из предыду щего. До середины 80-х годов понятие “современный литера турный процесс” было идентично понятию “современная литература”. В современный литературный процесс включа лись те произведения, которые были написаны и опубликова ны в течение 10—15 последних лет. С началом перестройки произошли изменения в соотношении этих понятий. Вхожде ние в литературное сознание произведений, которые прежде по разным причинам не стали фактом актуальной культуры, привело к тому, что “возвращенная” проза метрополии и про за русского зарубежья, не представляя современный срез ли тературы, тем не менее входили составными частями в совре менный литературный процесс, оказывая значительное влияние и на восприятие литературы, и на ее эстетику и по этику, и на уровень читательских требований и притязаний. Именно влияние входящей литературы и обусловило разме жевание понятий “современная литература” и “современный литературный процесс”. Необходимо упомянуть еще об одной составной литературного процесса — литературной критике. Прежняя критика была официально обслуживающей по сво ему характеру и назначению. Она сводилась в основном к констатации того, достаточно ли убедительно проиллюстриро ваны в той или иной повести или романе руководящие идео логические установки, воплотились ли в герое этические тре бования кодекса строителя нового мира. Хор критиков второй половины 80-х годов вдруг разделился на отдельные партии, а
затем и голоса. И стало очевидно, что существуют действи тельно различные мнения о произведении, что возможно рез кое их несовпадение не только в деталях, но и в концептуаль- ном отношении. Как в 60-е годы XIX века, когда определенные критические школы группировались вокруг ли тературно-художественных альманахов, в середине 80-х годов XX века так называемые “левые” начали формироваться в ло не журналов “Октябрь”, “Знамя”, а “правые” — вокруг “Нашего современника” и “Молодой гвардии”. Полемика между противоположными группами критиков становится су щественной частью литературного процесса, оказывает влия ние на писателей, на восприятие их произведений читателя ми, на определение позиций самих читателей. Литература второй половины 80—90-х годов проходит все фазы цикла как бы в ускоренном темпе. Начало перестройки возбудило резкую социальную направленность прозы. Тес нейшим образом переплелись в произведениях социальные и нравственные проблемы. Новая атмосфера 90-х годов повлек ла за собой деидеологизацию литературы. Закончилось время публикаций прежде запретных, а ныне возвращенных произ ведений, опубликовано почти все, созданное русской эмигра цией. Литературный процесс приобретает иные очертания, чем в предшествующее пятилетие. Современное его состояние определяется только современными произведениями. Те многочисленные произведения возвращенной и эмигрантской литературы, которые в 1985—1990 годах существенно влияли на состояние умов, в 1990—1994 годах заняли надлежащее ме сто в истории литературы соответственно времени их созда ния, сделались элементами духовно-исторического культур ного процесса. Структура литературной реальности 90-х годов стала простой и ясной: вновь, как это и должно быть, поня тия “современный литературный процесс” и “современная литература” совпали. Литература последнего пятилетия про никнута духом нестабильности и свободы, иронии и терпимо сти, индивидуализма и личной ответственности перед миром. Литература 90-х годов с еще большим трудом поддается схематизации. Она необычайно многообразна в стилевом и жанровом отношении. Писатели начинают создавать свой собственный мир с присущими ему законами, освобождаются от жанровых стандартов, реализуют собственную тягу к ори гинальности. Отсюда возникают непривычные жанровые об-
разования, стираются границы между ними. Проза стремится к жанровой относительности. Применять к сегодняшней литературе старые традицион ные критерии невозможно. Нельзя рассматривать современ ный литературный процесс как однолинейный, одноуровне вый. Литературные стили и жанры явно не следуют друг за другом, а существуют одновременно. Нет и в помине былой иерархичности литературной системы. Все существует сразу и развивается в разных направлениях. Состояние литературы 90-х годов можно сравнить с броуновским движением. Самое примечательное, что образуется единая общекультурная сис тема, в которую на равных входят произведения, несущие традиционную функцию духовного возрождения, и литерату ра, вышедшая из противостояния официозу и прежде брави ровавшая своей принципиальной невключенностью в него, бывшая “другой”, и проза, заведомо камерная, элитарная, рассчитанная на восприятие чисто эстетического ее содержа ния. Несомненно, что русская проза при всем ее многообра зии составляет единую русскую литературу. Между уровнем развития литературы и уровнем общест венного развития существуют весьма непрямые, сложные и парадоксальные связи. К началу перестройки русская проза развивалась по нескольким руслам. На всеобщее обозрение была представлена литература, которая давно уже (еще в 60-е годы, в период “оттепели”) отошла от канонов соцреализма, но сохраняла традиционную для него идеологическую задан ность. Эта литература, естественно, обращалась к нравствен ности современника, так как именно на пути нравственного совершенствования человека возникали многочисленные про блемы, дающие новые импульсы развитию. Ю. Трифонов, Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Маканин, В. Распутин, В. Астафьев находили такие ситуации, в которых герой дол жен был сделать нравственный выбор, продемонстрировать весь нравственный потенциал своей личности. Проза, занятая нравственными поисками, как бы исключала социальный фактор из поля своего зрения, во всяком случае она была ло яльна по отношению к Системе, время от времени обнажая какие-то ее негативные стороны. Слова “нравственность” и “духовность” постепенно переходили в разряд излюбленных стереотипов официальной риторики предперестроечного вре мени. Нравственные проблемы при всей их вечности и тради ционности для русской литературы оказывались идеологиче ски ангажированными. Другое русло было более скрытым. По нему шла альтернативная проза, авторы которой с трудом —
отдельными произведениями — добирались до читателя. Эта литература, называемая иногда “другой", иногда андерграун дом, была объединена своего рода художественным бунтом против официоза. При этом общность ее определялась не только идейными убеждениями или политическими взглядами авторов, но основывалась и на сходстве эстетических устано вок и желании видеть в литературе прежде всего Литературу — искусство эстетическое, словесное, противостоящее канону. При всем неприятии литературы как средства идеологиче ского воздействия “другая” проза сама была идеологизирова на, хотя с обратным официозу знаком. Согласно традиционному взгляду, русская литература всегда выполняла мировоззренческую функцию, была тесно связана с религией, философией, политическими учениями. Она служила своеобразной моделью мира, призвана была да вать ответы на “вечные” вопросы. В художественной литера туре политические, социальные, даже экономические пробле мы выражались порой гораздо ярче, с большим прибли жением к реальности, чем в трудах историков, философов. Литература интегрировала разные системы ценностей, ис пользовалась в качестве средства воспитания, идеологического воздействия, политической борьбы. Такое понимание значения литературы было характерно не только для метрополии, но и для зарубежья. Во всей лите ратурной системе собственно эстетическая функция по- прежнему стояла на втором плане, а доминирующим являлось общественное призвание литературы. Русская проза очищаю ще воздействовала на умы, она пробивала брешь за брешью стену идеологической лжи, общественной фальши и житей ской пошлости. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов неоднородна по своим эстетическим принципам и этико философским установкам. Она распадается на три течения — неоклассическую, условно-метафорическую и “другую прозу”. Строго говоря, во все времена литература (и не только рус ская) развивалась по двум направлениям — реализм и не реализм. Но констатация только этого означает схематизацию и искажение истинного состояния литературы, и прозы в ча стности, и мало дает для представления о живой литератур ной действительности и времени. Поэтому, анализируя ситуа цию в прозе, следует более дифференцированно подходить к тем явлениям, которые характеризовали ее в исследуемый пе риод.
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА Неоклассическая проза обращается к социальным и этиче ским проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, поэтому иногда в критике можно встретить определение “традиционная” проза. Средствами и приемами реалистиче ского письма, наследуя “учительскую” и “проповедническую” направленность русской классической литературы, писатели- традиционалисты” пытаются создать картину происходяще го, осмыслить его, воспитать необходимые представления о норме социального и нравственного поведения. Для реали стических писателей жизнь социума является главным содер жанием. В неоклассической прозе преобладает общественная, общинная иерархия ценностей, характерная для русской ли тературы, в противоположность западной традиции, где опре деляющее значение имеет именно личностный взгляд на мир. Неоклассическая проза не может обойти те “последние” вопросы “о смысле жизни, о добре и зле, об абсолютных и относительных критериях их разграничения” 1, которые стави лись в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского. В условиях кризиса современного общества, когда разрушились прежние ценностные понятия, основы прежней морали и принципы общественной жизни, именно в неоклассической прозе идут поиски новых гуманистических идеалов, утверждение христи анской морали, обретение нравственных основ. В неоклассической прозе даже усилились в сравнении с литературой XIX века родовые черты русского реализма — примат идеи над художественностью, неприкрытая тенденци-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.141.5 (0.018 с.) |