Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Васильев В. На почве классических традиций // Москва. 1995. № 3. С. 130. 2 Гулыга А. Стремление попять себя и других // Москва. 1995. № 3. С. 131.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
26 Неоклассическая проза писателей. Но в том-то и величие русской литературы, что она включает в себя произведения, в которых национальный (грузинский, абхазский, киргизский) мир, воссозданный на русском языке и уже поэтому увиденный русскими глазами, поднимается до всечеловеческого уровня, отвечая требовани ям “всемирной отзывчивости” и “всепримиримости”, про возглашавшимся самими почвенниками. “Неопочвенники” идеализируют нравственные устои и со циальные отношения патриархальной Руси. Условие возрож дения государства они видят в общинном строе с его закона ми. Основой отношений между людьми “неопочвенники” считают христианскую этику в ее православном понимании. Начала любви, добра, братства и — главное — соборности должны определять бытие русского человека. “Неопочвен ники” резко противопоставляют себя Западу, который, по их мнению, погряз в пороках, в рассудочности, в разобщенности (В. Белов). По сути “неопочвенники” реальный западный об раз жизни сравнивают с идеализированным русским патриар хальным, допетровским. Одной из главных в идеологии со временных “почвенников” является идея национальной избранности, мессианства русского народа. Отсюда в их твор честве особое внимание уделяется истокам и своеобразию русского национального характера. “Пожар” В. Распутина, явившись “неопочвенническим” произведением рубежного периода, отразил многие черты пе реходного времени. В образе Ивана Петровича Егорова В. Распутин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля спра ведливости, у которого болит душа при виде разрушения ве ками складывающейся деревенской общинной нравственно сти. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Распу тиным характеров, типологически объединенных обострен ным чувством личной совестливости, пониманием ответст венности каждого перед обществом за прошлое и будущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами ста рухи Анны из “Последнего срока”, Дарьи из “Прощания с Матерой”. Он стоит в одном ряду с шукшинскими “болеющими за жизнь” героями. Событийная основа повести предельно проста: в леспромхозовском поселке Сосновка за горелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экс- Неоклассическая проза 27 тремальной ситуации, служит толчком к тягостным размыш лениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова. Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действи тельность. Почему все “перевернулось с ног на голову, и то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережи ток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательст во?.. Было не положено, нс принято, стало положено и при нято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех —почитается за ловкость и доблесть”. Иван Петрович законом себе положил “жить по совести”. Он и от других того же требует. И больно ему видеть, что лю ди обособились друг от друга, каждый тянет в свою сторону, а до общего никому и дела нет. Даже в критической ситуации, на пожаре, находятся такие, как однорукий Савелий, что припрятывает в свою баньку мешки с мукой, или те “дружные ребята”, “архаровцы”, как называет их Иван Петрович, что перво-наперво бросились ящики с водкой из огня спасать. Иван Петрович водит причины многих бед в том, что раз рушены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне перестали землю пахать, перестали ее и любить. Они ничего не взращивают, не прибавляют к ее богатствам. Они способ ны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики. Даже Дома как средоточия тепла, до бра, взаимоподдержки, как основы бытия у поселковых жителей нет. Их поселок — словно временное пристанище. “Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенско го, а бивачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли... Широкие не по-деревенски улицы разби ты были тяжелой техникой до какого-то неземного пейзажа... И голо, вызывающе открыто, слепо и стыло стоял поселок”. Отсутствие Дома лишает людей определенного и стройного направления жизни. В эпизодах борьбы с огнем отчетливо проявились грехи односельчан Егорова, преступивших нравственную черту в себе. Герой выступает в роли нравственного судьи, и это пра во дано ему как человеку, “державшемуся правды как зако на”. Иван Петрович строит свою жизнь на основах нравст 28 Нео классическая проза венного максимализма. Формой его духовного существования оказываются раздумья не только о превратностях бытия со- сновцев, но и о своем месте и значении в окружающем мире. И хотя всегда работал Иван Петрович в полную меру, за справедливость стоял горой, но чувствует он какой-то разлад в себе. “Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри себя. Когда вокруг — при желании сколько угодно там можно отыскать виноватых, а иной раз и вовсе посторонние силы способны вступить в действие и сыграть, как говорится, роль... В находящемся в тебе хозяйстве взы скать больше нс с кого. Стало быть, и в этом случае спраши вать приходится только с себя... И нет ничего проще, как за блудиться в себе”. Ивана Петровича мучает вина, что просмотрел он что-то важное, нс все сделал, чтобы жизнь по законам правды стала нормой не только для него, но и для окружающих. Неуступ чива совесть таких людей, как Иван Петрович, как дядя Ми ша Хампо, который ценой жизни отстаивал нравственную за поведь “не укради”. Но с горечью видит Иван Петрович, что не много у него единомышленников, что даже надежный в работе Афоня Бронников исповедует идею ответственности только за свои поступки, за свою жизнь. “Я так считаю: я ра ботаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. У кого глаза есть, тот видит, как я живу и как другие живут. Кто куда расположен, туда и пойдет”. Эта, по сути дела, прими ренческая позиция не приемлема героем. Быть честным толь ко для себя — этого мало. В тогда еще (1986 год) не разру шенном тотально обществе высшая гражданственность и гуманизм, по мнению В. Распутина, заключались именно в общественной активности личности, влияющей на окружаю щих, деятельно изменяющей их духовный строй. В состоянии душевного кризиса раздумывает Иван Петро вич над насущными вопросами бытия: что надо человеку для спокойной жизни? Для чего он работает — ведь не для денег только, не для материального достатка? С тревогой герой за мечает, что канули в прошлое простые нравственные истины. Жизнь странно и страшно вывернула наизнанку прежние по нятия. “Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде пре вратилось в слабость, зло — в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с про стотой и наивностью человека оценивали по его душевным Неоклассическая проза 29 жестам, по способности или неспособности чувствовать, как свое собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешивается и ничему не мешает. Не естествен ная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, посто янная и уравновешенная температура души”. Стоя на пепелище, в котором было “что-то до жути окон чательное и безнадежное”, Иван Петрович задает один из вечных русских вопросов: “Что делать?” “— Что будем делать, Афанасий? Ты знаешь, что теперь делать, нет? —Жить будем... Тяжелое это дело, Иван Петрович,—жить на свете, а все равно... все равно надо жить... —А ты что решил делать? — Будем жить”... На мучительный вопрос ответа нет. Герой решает уйти из Сосновки, разорвать все узы с про шлой жизнью. В прежних своих раздумьях понял Иван Пет рович, что человеку нужно быть дома. Дом — это в духовных исканиях героя обитель души, где человек “не на постое, а в себе”. Это его родина, его земля, о которой он должен забо титься. В. Распутин не дает однозначного решения дальнейшей судьбы Ивана Петровича. “Издали-далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отча явшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда. Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля”. Может, отчаявшийся человек, достигший кризис ного пика, выходит на путь духовного поиска, возрождения веры в себя, в свои силы, в возможность своего воздействия на мир. Может, он выходит к своему Дому, так как сильна в нем любовь к родной земле, боль за несовершенство человека. Но “Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка и, как казалось ему, из себя, все дальше и дальше вдавливаясь — вступая в обретенное одиночество. И не потому только это ощущалось одиночеством, что не было рядом с ним никого из людей, но и потому еще, что и в себе он чувствовал пустоту и однозвучность. Согласие это было или усталость.................................................. ” Явно противоречивые чувства испытывает герой: “обретен ное одиночество”, “пустота”, “усталость”, “заблудившийся чело век”, “отчаявшийся найти свой дом” — и “легкость”, “осво- 30 Неоклассическая проза божденносгь”, "благодарно и торопливо стучащее сердце”, "отзывающаяся весенняя земля”. Финал остается открытым, разрешение судьбы героя не ясно. В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные истины в форме раздумий Ивана Петровича. С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он под нимает самые насущные и животрепещущие вопросы предпе- рестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, ко торые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются раз мышления писателя о нравственных основах и законах чело веческого бытия. В “Пожаре” наряду с событийным движени ем, и, пожалуй, более значимым, является движение авторской публицистической мысли. Голос героя слит с голо сом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно па тетичны, что не может не нарушать художественную гармо нию. В. Распутин создал народный характер, ищущий некую "конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный вы бор личности; природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души”1. Но единственный полновесный характер в повести очень уж прямолинеен, слишком добродетелен. Тем не менее образ Ивана Петровича стоит в типологическом ряду русских кре- стьян-правдолюбцев, истоки нравственности которых писа тель видел в их соборном, общинном типе сознания. Повесть продемонстрировала расширение нравственных понятий до уровня социально-исторического, духовного бы тия народа. Само название "Пожар” —не просто констатация события. Это метафора критической точки неблагополучия — духовного и социального. При всей значимости повести "Пожар” как произведения рубежного и закономерного нельзя ее считать художествен ным достижением В. Распутина, явно здесь доминирование публицистического над художественным, неорганичность со четания мысли и образа. Но эта повесть явилась своеобразной точкой пересечения поисков предперестроечной литературы
1 Потапов Н. Если ты хочешь... // Правда. 1985. 13 ноября. С. 3. Неоклассическая проза 31 на путях расширения художественного пространства традици онной прозы. Публицистическое начало ощутимо и в повести В. Астафь ева “Печальный детектив5’, но главное, что определяет это произведение,— “жестокий реализм”. Проза “жестокого реа лизма” беспощадна в изображении ужасов повседневной жиз ни. В повести сконцентрированы криминальные эпизоды из жизни заштатного городка Вейска, причем в таком количест ве, что кажется неправдоподобным, чтобы на столь малом географическом пространстве было сосредоточено столько негативного, столько грязи, крови. Здесь собраны чудовищ ные проявления распада и деградации общества. Но этому есть и художественное, и реальное оправдание. В. Астафьев заставляет ужаснуться реальности, он будит привыкший к информации слух не только смыслом преступ лений, но и их количеством. Нагнетаемые факты, судьбы, ли ца беспощадно повергают в страшную в своей озлобленности, безмотивности преступлений действительность. Этот “жесто кий реализм” соединяет вымышленные и реальные эпизоды в единое полотно, проникнутое гневным пафосом. Такая насыщенность криминальными событиями объясня ется и профессией главного героя Леонида Сошнина. Сошнин — оперуполномоченный, милиционер, ежедневно сталкиваю щийся с нравственным падением человека. Он еще и начи нающий писатель. Все, что видит Сошнин вокруг, становится материалом для его записок, всеми гранями своей души он повернут к людям. Но “работа в милиции вытравила из него жалость к преступникам, эту вселенскую, никем не понятую до конца и необъяснимую русскую жалость, которая веки- вечные сохраняет в живой плоти российского человека неуга симую жажду сострадания, стремление к добру”. Как в калейдоскопе, мелькают один за другим эпизоды убийств, драк, изнасилований. Вот четверо пьяных юнцов надругались над добрейшим в городе человеком —тетей Гра ней, прожившей трудную жизнь. Конечно, страшен сам факт. Но еще больше потрясло Сошнина отношение к нему старой женщины, которая “с давним страданием за страдание” пе чалится после суда: “Неладно мы с тобой, Леонид, сделали... Молодые жизни загубили”. Возмущенный Сошнин воскли цает: “—Те-о-отя Граня! Те-о-о-отя Граня! Они надругались над тобой... Над-ру-га-лись! Над сединами над твоими... 32 Неоклассическая проза — Ну да че теперь? Убыло меня? Ну, поревела бы... Обид но, конешно. Да разве мне привыкать?” В. Астафьев не случайно вслед за довольно подробно опи санной жизнью тети Грани дает сухое хроникальное сообще ние о другом преступлении. "Добрый молодец, двадцати двух лет от роду, откушав в молодежном кафе горячительного, по шел гулять по улице и заколол мимоходом трех человек”. Когда милиция схватила убийцу, "граждане в ропот, сгруди лись, сбились в кучу, милицию в кольцо взяли, кроют почем зря, не давая обижать "бедных мальчиков”. Два эпизода, где на разных преступников — одна и та же реакция. Сошнин пытается понять, почему “русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, к соседу —инвалиду войны и труда”. Разгадку русского характера Сошнин ищет в литературе. Он много читает, хотя несколько условно выглядит то, что провинциальный милиционер в оригинале читает Ницше. Писатель не случайно дает эту де таль в характеристике героя. Ему важно показать не столько уровень образованности Сошнина, сколько те условия и обра зовательные границы, в которых формировался советский че ловек в школе, в вузе, где учили, что философия Ницше по рочна, не удосужась даже прочитать немецкого философа (как, впрочем, большинство — и Маркса, Ленина). Пусть бы даже Сошнин и не читал Ницше, но важно, что он сам ищет, ничего не принимает на веру с чужих слов, и “убедился, что, отрицая кого-либо или что-либо, тем более крупного филосо фа, да еще и превосходного поэта, надо непременно его знать и только тогда отрицать или бороться с его идеологией и уче нием, не вслепую бороться —осязаемо, доказательно”. В. Астафьев резко ставит вопрос о народе. Тот идеализи рованный образ единого народа — правдолюбца, страстотерп ца, который создавался в предшествующие десятилетия (60— 80-е годы) "деревенской прозой”, не устраивает писателя. Он показывает в русском характере не только то, что приводит в умиление. Откуда же тогда берутся угонщик самосвала, кото рый в пьяной одури убил несколько человек; или Венька Фо мин, грозящий сжечь деревенских баб в телятнике, если они не дадут ему на опохмелку? Или тот пэтэушник, которого унизили на глазах у женщин более наглые ухажеры, а он в отместку решил убить первого встречного и долго, зверски убивал красавицу-студентку на шестом месяце беременности, Неоклассическая проза 33 а потом на суде лепетал: “Что ли, я виноват, что попалась та кая хорошая женщина?” Писатель открывает в человеке жуткого, “самого себя по жирающего зверя”. Беспощадную правду говорит он о совре меннике, добавляя все новые черты в его портрет. Дети хоронили отца. “Дома, как водится, детки и родичи поплакали об усопшем, выпили крепко — от жалости, на кладбище добавили — сыро, холодно, горько. Пять порожних бутылок было потом обнаружено в могиле. И две полные, с бормотухой,— новая ныне, куражливая мода среди высокооп лачиваемых трудяг появилась: с форсом, богатенько не только свободное время проводить, но и хоронить — над могилой жечь денежки, желательно пачку, швырять вслед уходящему бутылку с вином — авось похмелиться горемыке на том свете захочется. Бутылок-то скорбящие детки набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли”. Дети забывают родителей, родители оставляют крохотного ребенка в автоматической камере хранения. Другие запирают малыша дома на неделю, доведя до того, что он вынужден ловить и есть тараканов. Эпизоды сцеплены между собой ло гической связью. Хотя В. Астафьев не делает никаких прямых сопоставлений, кажется, просто нанизывает одно за другим на стержень памяти героя, но в контексте повести между раз ными эпизодами располагается силовое поле определенной идеи: родители —дети —родители; преступник —реакция ок ружающих, народ — “интеллигенция”. И все вместе добавляет новые штрихи в образ русского народа. В силовом поле “отцы и дети” оказываются еще два слу чая, опять связанные со смертью и новой жизнью. Следователь Пестерев, усиленно создающий себе репута цию аристократа-интеллигента, не посчитал нужным поехать на похороны родной матери, а послал переводом пятьдесят рублей. Он только что вернулся с курорта и не хотел, чтобы лечение пропало даром из-за волнений, да и с “черной” дере венской родней знаться не хотелось. “Родня, воистину темная, взяла и вернула ему пятьдесят рублей, да еще и с деревен ской, грубой прямотой приписала: “Подавися, паскуда и страмец, своими деньгами”. В. Астафьев показывает не только криминальные преступ ления, но и моральные. Какое право имеет аморальный, без душный Пестерев судить других? Он ведь тоже преступник, 34 Неоклассическая проза гак как преступил нравственные вековечные нормы — необ ходимость отдать последний поклон своей матери. Герой В. Астафьева думает, “как быть да жить среди наро да, который делился долгое время на преступный мир и не преступный мир”. Сошнин, может быть, не осознает, что он так не любит. Пестерева и его “мадам” именно потому, что такие Пестеревы при всем их внешнем благообразии создают моральную почву для преступлений, соединяют два мира. Их интеллигентность — лишь оболочка в виде абстрактных кар тин, популярной в модном салоне поэзии и музыки. К на стоящей интеллигентности, основанной на уважении к чело веку, к личности, они не имеют никакого отношения. Это представители того племени, которое А. Солженицын метко назвал “образованцы”. История Пестеревых логично смыкается с историей роди телей — книголюбов, которые червям скормили своего ребенка, а затем “не где-нибудь, не на темном чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М. Достоевского скры вались, имени того самого величайшего гуманиста, который на весь мир провозгласил, вернее, прокричал неистовым сло вом, что не приемлет никакой революции, если в ней постра дает хоть один ребенок...” В. Астафьев не жалеет черных тонов в национальной са мокритике. Он выворачивает наизнанку те качества, которые возводились в ранг достоинств русского характера. Его не восхищают терпение и покорность — в них писатель видит причины многих бед и преступлений, истоки обывательского равнодушия и безразличия. Не восторгается В. Астафьев и извечным состраданием к преступнику, замеченным в рус ском народе Ф. Достоевским. В раздумьях Сошнина возникает “намотавший сто два дцать лет сроку тип, начавший молиться богу и учиться гра моте в вечерней школе родной колонии очень строгого режи ма”. Имеет ли он право на милость? Русская классическая традиция (Л. Толстой, Достоевский, Некрасов) оставляет возможность прощения преступнику. В. Астафьев вступает с этой этической традицией в спор. Он беспощаден к тем, кто посягает на достоинство и жизнь дру гого человека. Для него убийца, “молящийся о спасении ду ши,— все же нехорошая правда, бессмысленная правда, страшнее она лжи”. Неоклассическая проза 35 В. Астафьев в стремлении разобраться в русском характере очень близок к Горькому “Несвоевременных мыслей”, кото рый писал: “Мы, Русь,— анархисты по натуре, мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь... Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека — кровью плачешь, а ругаешь...” С болью и страда нием говорит о зверином в человеке и В. Астафьев. Страшные эпизоды он приводит в повести не для того, чтобы унизить русского человека, запугать, а чтобы каждый задумался о при чинах озверения людей, об отсутствии любви между ними. В. Астафьев противостоит той идее нынешних “почвен ников”, что русский народ испорчен интеллигенцией. Он дифференцирует в повести понятия “интеллигенция” и “избранные”, то есть те, кто сам зачисляет себя в интеллиген ты. С сарказмом описывает В. Астафьев не только чету Пес- теревых, но и издательского работника Сыроквасову — “куль турное светило” г. Вейска. “Сыроквасова считала себя самым сведущим человеком: если не во всей культуре страны, то в Вейске ей по интеллекту равных не было”. Карикатурно дан образ тещи Сошнина Евстолии Сергеевны, которая напрямик заявила: “Я надеюсь, мы, интеллигентные люди, поймем друг друга...” Сошнин заозирался, отыскивая по огороду интелли гентных людей,— их нигде не было — и начал догадываться, что это он, Леонид Викентьевич Сошнин, и Евстолия Серге евна Чашина и есть интеллигентные люди. Очень его всегда смущало это слово. На деревенском же огороде, в полуразва- лившемся селе —просто ошарашило”. Демагогам, научившимся красиво говорить, блистать эру дицией, В. Астафьев противопоставляет Сошнина. Именно он, человек размышляющий, задумывающийся о проблемах ок ружающей действительности, несет в себе некий положитель ный заряд, равно противостоит и миру криминально-преступ ному, и тем, кто преступает нравственные нормы. Сошнин обладает острокритическим взглядом, высоким уровнем тре бовательности не только к окружающим, но и к себе, готов ностью действовать во имя светлого в жизни. Хотя в “жестоком реализме” изображение негативного до минирует, но В. Астафьев создает и привлекательные образы. Как правило, это люди старшего поколения — тетка Лина, “боевой старец” Аристарх Капустин, тетя Граня, бабка Туты- шиха. Но в отличие от В. Распутина, у которого старики все гда безукоризненны и стойки в своей нравственности, астафь 36 Неоклассическая проза евские герои изображены тонко и пластично. В них при об щей положительной доминанте немало и такого, что вызывает неприятие. Пожалуй, только один персонаж не имеет изъя нов. Это тесть Сошнина, мастер на все руки, деревенский философ Маркел Тихонович, живущий “органической” жиз нью. В “Печальном детективе” постоянно резонирует мысль, что ужас распада идет не от интеллигенции, а от народа, тра диционно выводимого в праведники. Трезвый взгляд писателя вызвал в критике полемику. Пи сатели и критики, для которых русский характер —средоточие положительного, а народ — табу, обвинили В. Астафьева в выпаде против народа. Но писатель, говоря о русском народе, рассуждает о человеческой природе вообще. Да и боль, жа лость, печаль, которыми проникнуто все произведение, не позволяют усомниться в его настоящем, искреннем чувстве. В. Астафьев от одного эпизода к другому проводит идею, высказанную еще Шекспиром: “Порвалась связь времен”. Эта кардинальная линия всякого переломного периода в совре менных условиях приобрела катастрофический характер, что и показал В. Астафьев в своей криминальной хронике. Одна из форм “связи времен” — семья тоже разрушается. В. Астафьев видит в семье залог устойчивости общества, ка кую-то “охранную грамоту” от всеобщего одичания и жесто кости. Финальное публицистическое отступление писателя — это гимн Семье, написанной В. Астафьевым с большой буквы. “Экая великая загадка! На постижение ее убуханы тысячеле тия, но так же, как и смерть, загадка семьи не понята, не раз решена. Династии, общества, империи обращались в крах, если в них начинала рушиться семья, если он и она блудили, не находя друг друга. Династии, общества, империи, не соз давшие семьи или порушившие ее устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием, в династиях, им периях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”. “Печальный детектив” —художественно-публицистическая повесть, отмеченная резкостью анализа, беспощадностью оценок. “Детектив” В. Астафьева лишен присущего этому жанру элемента happy end, когда герой-одиночка может укро Неоклассическая проза 37 тить прорвавшееся зло, вернуть мир к норме его существова ния. В повести именно зло и преступление становятся чуть ли не нормой повседневной жизни, и усилия Сошнина не могут поколебать ее. Поэтому повесть далека от обычного детекти ва, хоть включает в себя криминальные истории. Название^же можно трактовать и как печальную криминальную повесть, и как печального героя, профессия которого —детектив. В построении повести выделяются три направления: раз витие сюжета, движение мысли героя и авторские сентенции. Сюжет представляет собой цепь рассказов о жизни и работе Леонида Сошнина. Они даются то в авторском повествова нии, то рассказываются самим героем. Причем эпизоды пред ставляют не случайные факты из хроники повседневной жиз ни г. Вейска, а организованы по принципу взаимодополня емости в разработке какого-то проблемного звена. В повести информативный и художественный стили со единяются со страстным публицистическим словом. Но не всегда художественное и публицистическое образуют гармо ническое единство. Желание писателя как можно яснее доне сти свою мысль приводит к тому, что образность подменяется сентенцией или просто иллюстрирует авторские рассуждения. Цельность художественной ткани при этом нарушается. При мер тому — финальный сон Сошнина, очень уж искусствен ный и красивый для истинного сна, необходимый лишь для того, чтобы начать размышлять о семье и ее значении. Повесть В. Астафьева отразила художественные поиски предперестроечного, вернее, рубежного периода, и в этом от ношении закономерна ее художественная неслаженность при устойчивости и определенности авторской позиции. Попыткой осмыслить связь человека со всем миром, вер нее, взаимосвязанность всего явился роман Ч. Айтматова “Плаха”. Хотя по художественному уровню “Плаха” уступает предыдущему роману писателя “Буранный полустанок”, но в ней Ч. Айтматов сумел соединить вечное и злободневное, по казать катастрофичность времени, его взрывное состояние. Писатель затронул социальные проблемы, о которых как-то не принято было говорить. И в этом роман “Плаха” так же симптоматичен для начала перестроечного периода, как и “Печальный детектив” В. Астафьева. Название романа имеет нравственно-философский смысл. Плаха — это лобное место, место казни. Если толковать гло бально, то плаха — угроза самоуничтожения человечества, до 38 Неоклассическая проза ведшего окружающий мир до последней границы существова ния, нарушившего природную гармонию. Плаха — это и вос хождение к нравственной казни, трудные, мучительные поис ки идеала и совершенства. Ч. Айтматов, стремясь сказать об уязвимости человече ского мира, соединяет в одно целое разные времена, разные линии. Роман состоит из трех частей, каждая их которых име ет свой сюжет, своих героев, свою магистральную идею. В ху дожественном мире романа все части связаны между собой трагической историей семьи волков. Ч. Айтматов утверждал, что из всех линий романа для него самая главная — искания Авдия Каллистратова. Авдий — из гнанный за ересь семинарист. Он —духовный подросток, пы тающийся начать историю с нуля. Его нравственные поиски отражают раздумья автора о добре и зле, о способах самоусо вершенствования человека, о необходимости какой-то новой веры, которая позволила бы людям обрести устойчивость, выйти из катастрофической ситуации. Авдий ищет в религии способ изменить мир. Христианство его не устраивает как “безнадежно устаревшая” религия. Он выдвигает идею “Бога-современника с новыми божествен ными идеями, соответствующими нынешним потребностям мира”. В богоискательстве Авдия очень мало религиозного. Это, скорее, стремление отыскать новый нравственный идеал, найти какие-то опоры в жизни. К этому примешивается еще и юношеский экстремизм, желание перевернуть весь мир. И как ни странно для человека, учившегося в семинарии, пло хое знание Евангелий. Не случайно духовный наставник и собеседник Авдия Виктор Городецкий говорит: “... Если бы Христос не был распят, он не был бы Господом. Это уникаль ная личность, одержимая идеей всеобщего царства справедли вости, вначале была зверски убита людьми, а затем вознесена, воспета, оплакана, выстрадана наконец. Здесь сочетается по клонение и самообвинение, раскаяние и надежда, кара и ми лость — и человеколюбие... Так подумай, что сильнее, что могущественней и притягательней, что ближе — Бог-мученик, который пошел на плаху, на крестную муку ради идеи, или совершенное “верховное существо, пусть и современно мыс лящее, этот абстрактный идеал”. Городецкий уловил суть бо гоискательства Авдия. Авдий ищет не Веру, а Идею, что-то сродни кантианскому Высшему Разуму. Неоклассическая проза 39 В композиционный центр романа Ч. Айтматов поставил диалог Христа с Понтием Пилатом. Возникает эта сцена в сознании Авдия, это его сон, его видение. Незадолго до нее автор рассуждает об особой способности человека мысленно жить в разных временах, об “историческом синхронизме”. Таким чувством обладает и Авдий. Он переносится в Иеруса лим, становится свидетелем и участником развернувшихся событий. Авдий хочет предупредить Христа о предательстве Иуды Искариота, мечется по городу в поисках Учителя и, не застав его, не успев предупредить, рыдает. После М. Булгакова, завершившего в романе “Мастер и Маргарита” ренановскую традицию жизнеописания Христа как исторической личности, писать сцену спора Христа с Пи латом было рискованно. У Ч. Айтматова она, безусловно, вто рична и слаба в художественном плане. В ней много фактиче ских и еще больше психологических неточностей, истори ческих несообразностей. Речь самого Христа включает оборо ты и клише, больше соответствующие пропагандисту совет ских времен. Как очень точно отметил в дискуссии о романе С. Аверинцев1, когда Иисус говорит, что он “хочет остаться немеркнущим примером”, вспоминает “опошление великих идей”,— “это не язык современности (и тем более не истори ческого лица), а безъязыкость современности”. Единственное, что художественно оправдывает издержки в евангельской сцене, —это то, что дана она в интерпретации Ав дия — недоучившегося семинариста, опутанного словесной шелухой современности. Все пространные рассуждения о смысле человеческой истории, об идее человеколюбия, о Страшном суде Ч. Айтматов передоверяет Авдию. В целом “евангелие от Авдия” выпадает из структуры ро мана. Оно необходимо в идейно-публицистическом плане, чтобы донести мысль о грядущем Страшном суде, о возмез дии, неминуемом при том нравственном, социальном, поли тическом состоянии, в котором находится мир на пороге третьего тысячелетия. Ч. Айтматов в христианской религии, распространенной во всем мире, воздействующей на умы и сердца миллионов людей, видел “сильный посыл” в образе Иисуса Христа. “Исламская религия, в которую я включен своим происхож дением,— объяснял писатель,— подобной фигуры не имеет.
1 Парадоксы романа или парадоксы восприятия // Литературная газета. 1986. 15 ок тября. С. 4. 40 Неоклассическая проза Мухаммед — не мученик. Случались у него тяжкие, мучитель ные дни, но чтобы за идею распяли и чтобы он это простил людям навсегда — такого нет. Иисус Христос дает мне повод сказать современному человеку нечто сокровенное” 1. Через религию Ч. Айтматов совершает путь к человеку. В концепции романа умозрительные абстракции Авдия менее значимы, чем сам характер, устремленный к идеалу, проповедующий добро. Авдий, распятый на терновом дере ве,— это воплощение идеи жертвенности во имя добра, это проекция Христа на современность. Авдий в одиночку восстает против сборщиков анаши, про тив Обер-Кандалова и расстрелыциков. Его действия наив ны, опрометчивы. Он пытается словом, ибо ему противно на силие, вернуть людей на истинный путь. Но слово оказывается слишком слабым оружием. Его поражение пока зывает, что поиски и способы борьбы Авдия ведут к нравст венному тупику. Хотя Ч. Айтмат<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.019 с.) |