Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агеев А. На улице и в храме // Знамя. 1990. № 10. С. 230.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
46 Неоклассическая проза десяти лет государственного безбожия нужен очень сильный толчок, чтобы родилась тяга к Богу. Вероника с детства ощу щала недостаток любви, видела ложь родителей. Единствен ный близкий ей человек —шестнадцатилетний сын Митя. Ви димо, долгое душевное одиночество привело к чтению религиозных книг. Возникло чисто материалистическое жела ние узнать как можно больше о тайном, запретном. Вероника не объясняет, почему именно христианство, православие так воздействовало на нее. Ведь прежде она читала о буддизме, йоге, антропософии. Но “поток сознания, до того питавший разум, пошел через сердце и вынес на такую глубину, что все прежнее прошло, выпало из поля зрения”. Вероника в беседе с игуменом Михаилом говорит о своем пути: “Я только разрешила все вопросы, отделявшие меня от веры, и увидела, что могу обрести. Но еще ничего не обрела... А дальше и должно быть обращение, исцеление. Что толку, если я знаю, что надо любить людей, но не умею любить их? Или понимаю, что молитва — общение с Богом, сердцевина жизни, а не имею навыка молитвы”. Несколько недель в монастыре и есть научение героини: молиться всегда, а не только в специально отведенное время, усмирять гордыню, разрушать стену между собой и церковью. В повести сильны дидактические устремления. В диалогах Ве роники и отца Михаила поучение играет первостепенную роль, хотя включено в более широкий контекст религиозно философских размышлений о гордости и смирении. На пути к Богу оказывается важным умение стать серым и незаметным, потерять пол и возраст, отказаться от привычек и удобства. Отец Михаил проповедует монашескую аскетичность: “Чем свободнее плоти, тем теснее духу”. Согласно его воззрениям, а они в повести выдаются за истину, путь к Богу — это путь постоянного ущемления желаний, постоянной борьбы со страстями. Вероника подавляет в себе женское стремление к красоте, обряжаясь в старый байковый халат и черный платок. Пере одевшись, она чувствует себя уже приблизившейся к монахам и даже начинает поучать актрису Ло, легкомысленно-богемно одетую. Между ними возникает разговор из разряда “вечных” — о Боге и искусстве, таланте, который “не от Бога ли”? Как всякий неофит, Вероника впадает в крайности, приходя к мысли, что искусство вообще не нужно. “Чем больше люди ощущали вкус к подлинной духовной жизни — в богослуже
Неоклассическая проза 47 нии, молитве,— тем меньше они нуждались в творчестве внешних форм... Нужны ли промежуточные формы, когда ли тература уже перестала быть языческой, но еще не может стать молитвой? Формы, отражающие путь человека к Богу, его смятения, падения, первые откровения о небесном, еще недоступном и невозможном?” Ее рассуждения противоречи вы, не соответствуют даже церковной практике (вспомним фрески на стенах соборов, иконы — это ли не “формы”?). Да и присутствие в монастыре реставраторов, восстанавливаю щих настенные росписи, опровергает мысль о ненужности внешних форм, т. е. искусства. В сюжет о приобщении к церковно-монашеской жизни включается мотив любви. Влечение к героине игумен воспри нимает как бесовское искушение, которое необходимо пре одолеть, как преодолел он раньше другие владевшие им пороки. История жизни отца Михаила — этого современного Ку- деяра-разбойника, носит откровенно дидактический характер. Все возможные грехи сотворены им прежде: он пил, разврат ничал, был наркоманом, сидел в тюрьме за групповой разбой. Как же наступило преображение? В. Алфеева говорит о Слу чае, о Божьем Промысле, согласно которому этот, казалось бы, потерянный человек пришел к аскезе и монашеству. Он отказался от всех земных благ ради Веры и Духа. Женщин он вообще не замечал. Но Вероника была близка духовно. Оттого и вспыхнула в нем страсть. Оба понимают, что расстояние между ними непреодолимо, что это — “расстояние между ми ром и Церковью”. Н. Бердяев, русский философ-богослов, писал, что русская православная религиозность выработала “тип русского чело века с его недовольством этим миром, с его душевной мягко стью, с его нелюбовью к могуществу этого мира, с его устрем ленностью к миру иному” 1. С этой точки зрения повесть “Джвари” вполне религиозна. Героиня, как и обитатели мона стыря Джвари, ищет спасения от мира, который ей не нра вится, которого она не принимает. “В этом мире нет никаких надежных опор, из него вынут костяк. Нет ни Верховного смысла, оправдывающего все, ни четких границ между добром и злом, нет сердцевины”. Единственное, что обусловлено высшим смыслом,— Бог.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.164 (0.009 с.) |