Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мень А. Радостная весть //Лекции. Вып. 1. M., 1991. С. 302.
Неоклассическая проза 51 преображения видит в ребенке: “...даже от такой, как я, не жити, может он победить уродство отца”. Веру Серафим воспринимает не по-христиански. Ему близки слова Марии о том, что вера — это “вызов оконча тельному приговору, попрание очевидных вещей”. И Сера фим решает найти самую красивую женщину, чтобы она зача ла от него ребенка, который превозможет его уродство. Но “попрание очевидных вещей” наказуемо. Серафим зверски убит, так его душа и не успела преобразиться в красоте. Рассказ О. Николаевой — проекция мысли Достоевского о том, что “красота спасет мир”. Красота могла спасти душу, но мир не понял, не дал. Трагический финал все же освещается светлой ноткой. Пусть только в меру своего понимания, но откликнулась красавица Элен на восторженную нежность Се рафима, что-то все же задрожало в ней и готово было отве тить. О. Николаева остро ощущает духовность бытия, не про тивополагая ее материальности. В религиозной прозе, едва ли не в каждом произведении, в той или иной форме ставится вопрос о гордости и смире нии, об истинности и искренности веры пришедших к хри стианству. Об этом рассказ-притча Л. Бородина “Посещение”. Сельский священник семидесяти лет, прошедший через расколы и тюрьмы, видит по лицам прихожан, как изменяется Русь: “...не было светлости русской, а лишь страх, отчаяние да богооставленности мука.... Это были совсем другие лица, и говорили они на каком-то чужом языке, в котором слова не то штыки, не то скрежет зубовный”. Но вот к отцу Вениами ну приходит юноша, выражение глаз которого поразило свя щенника, напомнило о прежних русских. Алексей спрашивает у отца Вениамина, что такое чудо. Он философ по образова нию, знаком с богословской литературой и пришел к священ нику в последней надежде найти ответ на мучающее его со стояние. Отец Вениамин объясняет чудо как “явление бытия Господа нашего, знак Его присутствия в мире”. Для него чудо — вся жизнь человеческая. Но Алексея такое объяснение не уст раивает. Священник говорит о чуде воскресения Иисуса Хри ста, о его деяниях, описанных апостолами. Он пытается доне сти до Алексея мысль, что всякое чудо — от Бога, но это может принять только человек, глубоко и искренне верую щий. Чудо —это указание Божие, своеобразный намек.
Отец Вениамин толкует чудо как проявление Веры. Но одно дело принимать отвлеченное чудо, идею чуда, и другое — 52 Неоклассическая проза принять конкретное его явление. Священник не выдерживает испытания чудом. Увидев летающего Алексея (именно это свое вдруг открывшееся состояние и хотел понять и объяс нить юноша), отец Вениамин вместо прославления Господа теряет сознание. После рассказа Алексея священник понима ет, что всю жизнь фарисействовал, читая проповеди другим, сам верил не искренне, так как испугался проявления Божьей воли. Он призывает Алексея поверить в Божий знак, сердцем, душой принять Бога. “Посещение” — рассказ не только об истинности и глуби не Веры, но и о пагубности гордыни. Алексей, обретя способ ность летать, почувствовал свое превосходство над людьми, ощутил безграничную свободу. Метафорой ее явилась беско нечность ночного пространства и полное отсутствие ориенти ров: “...сторон казалось столько же, сколько мыслей о них”. Лишившись ощущения пространства, поняв, что потерял Землю, Алексей погибает. Он не захотел принять чудо как Божью милость и знак всем, он отринул Бога и этим предо пределил свою гибель. “Бог дал ему крылья, а земля отказала в притяжении”. Л. Бородин воплотил идею Веры и зависимости человека от Бога в притчевую форму. Хотя даны достаточно четкие указания на время и место происходящего (Россия, 60-е го ды), но это не имеет значения, т. к. притча предполагает над- временность и всеобщность. Необходимо отметить, что многие произведения религиоз ной прозы (Л. Бородин, В. Алфеева) были написаны в 70-е— начале 80-х годов, а вошли в литературное сознание совре менника только в конце 80-х—начале 90-х. На диссидентской волне создавался сложный, насыщенный многочисленными религиозными, философскими, политическими проблемами роман Ф. Светова “Отверзи ми двери”. Законченный в 1975 году, попал в самиздат, затем был опубликован (1978) в Париже и только в 1991 году появился в журнале “Новый мир”. По словам писателя, “это был неофитский роман о неофите. И автору предстояло уложить в найденную роман ную форму непостижимый мир души человека, услышавшего в себе новую жизнь, пытающегося в ней разместиться, еще ничего о ней не зная”1. По форме “Отверзи ми двери” —пси хологический роман-размышление, роман-диспут. В сюжете
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.005 с.) |