Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
См. Роднянская И. Марс из бездны // Новый мир. 1993. № 4. С. . 244.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УСЛОВНО МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В условиях подцензурной литературы возникла так назы ваемая условно-метафорическая ветвь прозы, уходящая исто ками в ироническую “молодежную” прозу 60-х годов и еще дальше — наследующая традицию русской классической лите ратуры. Не имея возможности открыто высказать отрицание тех или иных сторон жизни, а порой и всей системы, писате ли создавали фантастические или условные миры, куда поме щали своих вполне “человеческих” или чуть-чуть демониче ских героев. Пик развития условно-метафорической прозы приходится как раз на середину 80-х годов. Начиная с конца 70-х один за другим появляются “Альтист Данилов” и “Аптекарь” В. Орло ва, “Живая вода” В. Крупина, “Белка” А. Кима, “Кролики и удавы” Ф. Искандера. Миф, сказка, научная концепция, фан тасмагория образуют причудливый, но узнаваемый современ никами мир. Духовная неполноценность, обесчеловечивание обретают материальное воплощение в метафоре превращения людей в разных зверей, хищников, оборотней. Условно-метафорическая проза в реальной жизни видела абсурд и алогизм, в будничном ее течении угадывала катаст рофические парадоксы. Она использовала фантастические до пущения, испытание действующих лиц необыкновенными возможностями, дьявольские соблазны, чтобы ярче показать суть реальности, скрытой за флером условных форм и прие мов. Условно-метафорической прозе не свойственна психоло гическая объемность характеров. Психология, реализуемая на 76 Условно-метафорическая проза уровне индивида, не входит в систему художественных средств условно-метафорической прозы. Она изображает что- то надындивидуальное или внеиндивидуальное. Даже когда герой обладает какой-то только ему присущей особенностью, это не столько характер, сколько воплощение философской идеи или социальной черты. Но герой может быть и вовсе лишен психологической определенности и может выступать как знак, что характерно для мифологического и фольклорно сказочного типов условности. В условно-метафорической прозе используется несколько видов условности. В сказочном типе условности смысловая означенность персонажей, предметов или ситуаций сказки часто наполняет ся современным смыслом. В зависимости от того, какой вид сказки положен в основу произведения — волшебная или сказка о животных, —доминантой условности может быть ли бо чудо, либо аллегория. Чудо может являться нереальным толчком к дальнейшему вполне реальному развороту событий ("Живая вода” В. Кру- пина, "Аптекарь” В. Орлова). Человеческий, социальный мир может быть представлен аллегорически, в виде мира животных, часто закрепленных в фольклоре с определенным — положительным или отрица тельным — знаком восприятия (медведь — тугодумство и не уклюжая основательность, волк —злость и коварство и т. д.). Сказочная условность базируется прежде всего на услов ности обстоятельств, которые в той или иной мере связаны с чудом. Она предлагает экспериментальные обстоятельства, в которых могут действовать люди, животные или персонажи, восходящие к фольклорным истокам (Иван-дурак, Баба Яга — см. Шукшин В. “До третьих петухов”). Условно-метафориче ская проза сказочного типа часто связана с обрядом инициа ции — научения, приобщения, посвящения. Это ситуация, когда герой, пройдя через мучительно сложные испытания, в конечном итоге обретает то, что ищет. Это могут быть обре тения социального статуса или внутреннего покоя, гармонии. В сказочном типе условности обязательна простота: четкое развитие сюжета, не прерывающиеся и ничем не разбиваемые линии персонажей. Создавая сказочный мир, писатель в то же время обнажает его условность. Установка на вымысел заклю чается в том, что и писатель, и читатель как бы заранее при знают, что за вымыслом — простая реальность. Причем раз Условно-метафорическая проза 77 рушение условности может быть введено в саму ткань произ ведения (например, героем из реальности) или заключаться в присказке или концовке. В сказочной условности очень сильно игровое начало, когда персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи. При этом персонажи как бы двуплановы. В них сочетается и традиционно-сказочное и угадывается социаль ное или реально-бытовое. Условно-метафорическая проза использует также мифо логический тип условности. Он выражается в “воссоздании глубинных мифосинкретических структур мышления (нарушение причинно-следственных связей, причудливое со вмещение разных времен и пространств, двойничество и “оборотничество” персонажей)”1. Кроме того, в ткань произ ведения могут вводиться самобытные пласты национального сознания, где сохранились мифологические элементы (Айтматов), могут воспроизводиться мифологические образы Древней Греции и Рима (А. Ким “Поселок кентавров”). В некоторых случаях условно-метафорическая проза осно вывается на фантастическом типе условности. Он предполага ет своеобразную проекцию в будущее или в какое-то замкну тое, отгороженное от остального мира пространство реаль ности, преображенной социально, этически и т. д. (анти утопия). Фантастический тип условности, сочетаясь с мифо логическим, дает картину выморочной действительности, сгущенное изображение которой как бы само по себе порож дает фантастические образы. В этом случае могут сочетаться бытовые реалии с фантастическими. Возникает двоемирие — параллельное существование мистического, потустороннего мира и реальной действительности (В. Орлов “Альтист Дани лов”). В условно-метафорической прозе используются сюжетно композиционные структуры притчи, параболы, легенды. Притчеобразность вообще характерна для прозы второй поло вины XX столетия, ищущей выход к нравственным первоос новам человеческого существования, стремящейся к эконо мии средств выражения. Одним из приемов отражения социальной действительно сти в условно-метафорической прозе является гротеск, кото
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.008 с.) |