Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги С хаосом // Знамя. 1992. № 8. С. 218. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги С хаосом // Знамя. 1992. № 8. С. 218.




166                                                                                                                                                         Постмодернизм

ность на миг упорядочила хаос, но другая случайность в лю­ бой момент может разрушить это нестойкое единение.

Очередь — это символ действительности, ее мирообраз. Здесь, не сливаясь в стройный хор, звучат отдельные голоса, пересекаются реплики и диалоги, образуя звуковой образ хао­ са —какофонию.

Случайность отменяет закономерность, которая должна организовывать каждый перечень. Более того, случайность лишает смысла стояние героя в очереди. Во время ливня Ва­ дим попадает к женщине, которая становится его любовни­ цей. Оказывается, она работает товароведом в том самом ма­ газине, куда стоит очередь. Товар достанется Вадиму без всякой очереди. Очередь становится чистой энергией, неове- ществленной материей —миражом.

Вл. Сорокин показал эстетические возможности перечня в реализации постмодернистской концепции “мир есть текст”.

Близким к перечню приемом постмодернизма является коллаж. “Коллаж рассказывает не только то, что на нем изо­ бражено и из чего он составлен, но и о самом себе” (У. Эко). Коллаж — это соединение разнородных элементов, из кото­ рого вырисовывается какая-то общая картина. Коллаж демон­ стрирует размеры, форму составляющих его фрагментов, ма­ териал, цвет и т. д. По словам теоретика постмодернизма Ихаба Хассана, “постмодернист только разъединяет, фрагмен­ ты —это все, чему он еще может доверять. Позором для него становится “тотализация”: любой синтез, не важно, какой именно — социальный, познавательный, даже поэтический”1. Коллаж только внешне имитирует внутреннюю связь. На са­ мом деле он в постмодернизме призван воссоздать хаос, на­ бор случайностей, между которыми отсутствуют всякие связи. Коллаж —фетишизация конструкции, имитация художествен­ ной логики. Прием коллажа используется в романе А. Иван­ ченко “Монограмма”. Роман построен как цепь фрагментар­ ных комментариев к фотографиям из семейного альбома.

Постмодернизм формирует собственную поэтику. В его текстах особый характер имеет хронотоп. Существование язы­ ков разных культур в пределах одного текста диктует специ­ фику пространства — времени. Время в постмодернизме дис­ кретно, связано с определенным культурным кодом. Может

 

1 Цит. по статье: Липовецкий М. Апофеоз частиц... С. 219.


Постмодернизм                                                                          167

быть, и цельное, но как бы застывшее, не изменяющееся вре­ мя. Пространство тоже или ассоциативно связано с простран­ ством — цитатой, или состоит из реминисценций, отсылаю­ щих к другим культурам.

Постмодернизм выстраивает образ мира на основе внут- рикультурных связей. В произведениях постмодернизма стал­ киваются разные стили, разные языки культур. Отсюда возни­ кает такая черта постмодернистской поэтики, как “парадокс многоголосия”. Эта черта характеризует новый тип культур­ ного самосознания. Никакой моноязык, никакой метод уже не могут всерьез претендовать на полное овладение реально­ стью, на вытеснение других методов, им предшествовавших. “Все языки и все коды, на которых когда-либо человечество общалось само с собой, все философские школы и художест­ венные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрыва­ ются полифонические произведения человеческого духа. Ни­ кому не придет в голову утверждать, что одна клавиша лучше другой,— все они равно необходимы для того, чтобы могла звучать музыка”1.

Постмодернистское сознание базируется на мысли о том, что действительность иррациональна, но повторяема. Что-то новое можно создать лишь из обрывков, осколков, фрагмен­ тов старого, т. к. поступательное движение духа уже прекра­ тилось. Поскольку нет абсолютных истин, то каждый является носителем какой-то части общей истины. Таким образом, пост­ модернизм изначально выступает как искусство антитотали­ тарное, антиавторитарное, полилогическое.

Современная художественная практика показывает, что русский постмодернизм имеет некоторые особенности, отли­ чающие его от западного. И самой важной среди них является непрерывный образный и концептуальный диалог и с тради­ цией русского психологического реализма XIX—XX вв., и с нормативными симулякрами соцреализма.

Типичным, свойственным только русской литературе яв­ лением можно считать соц-арт. Соц-арт использует материал искусства соцреализма в качестве строительного. При этом действует принцип, вообще лежащий в основе постмодерниз­ ма,— принцип интеграции советской ментальности в беско­ нечную текстовую игру в качестве идеологических знаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)