Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги С хаосом // Знамя. 1992. № 8. С. 218.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
166 Постмодернизм ность на миг упорядочила хаос, но другая случайность в лю бой момент может разрушить это нестойкое единение. Очередь — это символ действительности, ее мирообраз. Здесь, не сливаясь в стройный хор, звучат отдельные голоса, пересекаются реплики и диалоги, образуя звуковой образ хао са —какофонию. Случайность отменяет закономерность, которая должна организовывать каждый перечень. Более того, случайность лишает смысла стояние героя в очереди. Во время ливня Ва дим попадает к женщине, которая становится его любовни цей. Оказывается, она работает товароведом в том самом ма газине, куда стоит очередь. Товар достанется Вадиму без всякой очереди. Очередь становится чистой энергией, неове- ществленной материей —миражом. Вл. Сорокин показал эстетические возможности перечня в реализации постмодернистской концепции “мир есть текст”. Близким к перечню приемом постмодернизма является коллаж. “Коллаж рассказывает не только то, что на нем изо бражено и из чего он составлен, но и о самом себе” (У. Эко). Коллаж — это соединение разнородных элементов, из кото рого вырисовывается какая-то общая картина. Коллаж демон стрирует размеры, форму составляющих его фрагментов, ма териал, цвет и т. д. По словам теоретика постмодернизма Ихаба Хассана, “постмодернист только разъединяет, фрагмен ты —это все, чему он еще может доверять. Позором для него становится “тотализация”: любой синтез, не важно, какой именно — социальный, познавательный, даже поэтический”1. Коллаж только внешне имитирует внутреннюю связь. На са мом деле он в постмодернизме призван воссоздать хаос, на бор случайностей, между которыми отсутствуют всякие связи. Коллаж —фетишизация конструкции, имитация художествен ной логики. Прием коллажа используется в романе А. Иван ченко “Монограмма”. Роман построен как цепь фрагментар ных комментариев к фотографиям из семейного альбома. Постмодернизм формирует собственную поэтику. В его текстах особый характер имеет хронотоп. Существование язы ков разных культур в пределах одного текста диктует специ фику пространства — времени. Время в постмодернизме дис кретно, связано с определенным культурным кодом. Может
1 Цит. по статье: Липовецкий М. Апофеоз частиц... С. 219. Постмодернизм 167 быть, и цельное, но как бы застывшее, не изменяющееся вре мя. Пространство тоже или ассоциативно связано с простран ством — цитатой, или состоит из реминисценций, отсылаю щих к другим культурам. Постмодернизм выстраивает образ мира на основе внут- рикультурных связей. В произведениях постмодернизма стал киваются разные стили, разные языки культур. Отсюда возни кает такая черта постмодернистской поэтики, как “парадокс многоголосия”. Эта черта характеризует новый тип культур ного самосознания. Никакой моноязык, никакой метод уже не могут всерьез претендовать на полное овладение реально стью, на вытеснение других методов, им предшествовавших. “Все языки и все коды, на которых когда-либо человечество общалось само с собой, все философские школы и художест венные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрыва ются полифонические произведения человеческого духа. Ни кому не придет в голову утверждать, что одна клавиша лучше другой,— все они равно необходимы для того, чтобы могла звучать музыка”1. Постмодернистское сознание базируется на мысли о том, что действительность иррациональна, но повторяема. Что-то новое можно создать лишь из обрывков, осколков, фрагмен тов старого, т. к. поступательное движение духа уже прекра тилось. Поскольку нет абсолютных истин, то каждый является носителем какой-то части общей истины. Таким образом, пост модернизм изначально выступает как искусство антитотали тарное, антиавторитарное, полилогическое. Современная художественная практика показывает, что русский постмодернизм имеет некоторые особенности, отли чающие его от западного. И самой важной среди них является непрерывный образный и концептуальный диалог и с тради цией русского психологического реализма XIX—XX вв., и с нормативными симулякрами соцреализма. Типичным, свойственным только русской литературе яв лением можно считать соц-арт. Соц-арт использует материал искусства соцреализма в качестве строительного. При этом действует принцип, вообще лежащий в основе постмодерниз ма,— принцип интеграции советской ментальности в беско нечную текстовую игру в качестве идеологических знаков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.011 с.) |