Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене.
Иосиф Бродский
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ЛИТЕРАТУРА Литература, развиваясь по своим внутренним законам, все же не может не зависеть от общественно-политической об становки. Во всяком случае совершенно очевидно, что ны нешнее состояние русской литературы, хотя и подготавлива лось предшествующим десятилетием ее имманентного раз вития, вызвано прежде всего теми изменениями, которые произошли в обществе. В литературной жизни всегда было противостояние. В XVIII веке велась литературная борьба ме жду Сумароковым и Тредиаковским, в XIX — между Карам зиным и Шишковым, пушкинским “Современником”и “Биб лиотекой для чтения”, позже — между “западниками” и “славянофилами”. Но при всей остроте полемики направле ния и школы существовали рядом. В XX веке после революции размежевание писателей при обрело катастрофически-непримиримый характер. Уже в 20-е годы началось деление на “пролетарских” писателей и “попутчиков”, имевших очень урезанные права в литератур ной (да и социальной) жизни. Начиная с 30-х годов "главный и направляющий" метод советской литературы вытеснил все остальное. В этот период никакое другое мировоззрение, кроме государственного, офи циального, уже открыто не манифестировалось. И литератур ная борьба велась не только против социально-политических воззрений (они на поверхности у всех были одни). Она имела в своей основе и глубинные эстетические причины. Это была борьба с “формализмом, авангардизмом, модернизмом”. Го сударство контролировало не только идеологию, но и формы 8 Социокультурная ситуация и литература художественного творчества. Все, что выбивалось из рамок соцреализма, или уничтожалось, или на долгие годы лишалось доступа к читателям. Официальная литература создавала миф об идеальной жизни, творила иллюзорный мир, в котором идеологические представления должны были превращаться в реалистические картины жизни. Все, что подрывало “жизненность” мифа, что открывало реальное положение, уничтожалось. Стремление настоящих писателей уловить реальное мгновение жизни и художественно зафиксировать его, услышать “шум времени” выливалось в новые формы. Но властям не нужно было сви детельство истинного, действительного. “Террор стал лишь лакмусовой бумажкой, искусственным продолжением, благо даря которому “инженеры человеческих душ” стали кто не вольным соучастником, кто добровольным помощником — жрецом идеологии мнимого, в то время как “свидетели”, ес тественно, уничтожались, ибо от них исходила энергия анти заблуждения” 1. Поэтому были уничтожены О. Мандельштам, Б. Пильняк, Л. Добычин, И. Бабель, обэриуты, чьи творче ские поиски уводили за границы идеологизированного искус ства, отражали метафизическую природу изменившегося мира и нового человека. Те писатели (А. Ахматова, Б. Пастернак, А. Платонов, М. Булгаков, М. Зощенко), которые остались живы, не могли войти в круг допустимой литературы.
В конце 50-х годов идеологические тиски на недолгое время разжались. В официально признаваемую литературу ус пели войти писатели-шестидесятники, которые принесли но вые темы, новые повороты испытанных тем, нового героя, “принципиально инфантильного, двойственного, честно чув ствующего, но не всегда честно поступающего... Разумный компромисс воспринимался как прием”2. Но оттепель была недолгой. Уже в начале 70-х годов уже сточилась цензура, и к читателю не могли попасть многие произведения, начатые на излете свободы творчества. 70-е годы стали периодом развития двух потоков литературы — официальной и “второй культуры” (самиздата). Официальная литература по-прежнему творила миф о социалистической действительности, правда, художественные рамки были зна чительно расширены. В литературный процесс входили
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.004 с.) |