Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене.
Содержание книги
- Х — начала 90-х годов XX века
- Издательский центр “Экономпресс” Минск
- Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене.
- В критике встречается и американизированное “андерграунд”, и английское “андеграунд” написание.
- Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя 1991. № 1.
- Достоевский и канун XXI века // Знамя. 1990. № 7. С. 206.
- Васильев В. На почве классических традиций // Москва. 1995. № 3. С. 130. 2 Гулыга А. Стремление попять себя и других // Москва. 1995. № 3. С. 131.
- Айтматов Ч. Цена - жизнь // Литературная газета. 1986. 13 августа. С. 4.
- Агеев А. На улице и в храме // Знамя. 1990. № 10. С. 230.
- Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы Русской мысли XIX века и начала XX века // о России и Русской философской культуре. М. , 1990. С. 235.
- Мень А. Радостная весть //Лекции. Вып. 1. M., 1991. С. 302.
- Светов Ф. Отверзи ми двери. С. 48.
- Латынина А. Преодоление страха // Литературная газета. 1988. 1 июля. С. 8.
- Роднянская И. Марс из бездны // Новый мир. 1993. № 4. С. 240.
- См. Роднянская И. Марс из бездны // Новый мир. 1993. № 4. С. . 244.
- Иванова Н. Смех против страха, или фазиль искандер. М. , 1990. С. 272.
- Липовецкий М. Условия игры // Литературное обозрение. 1988. № 7. С. 49.
- Золотоносов М. Какотопия // Октябрь. 1990. № 7. С. 197.
- Гальцева Р. , роднянская И. Помеха - человек// Новый мир. 1988. № 12. С. 219. 4 там же. С. 225.
- Гальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. С. 225.
- Фрадкин И. Б. Брехт. М., 1965. С. 317.
- Степанян к можно ли жить бунтом. // литературная газета. 1989. № 4. С. 4.
- Синявский А. Что такое социалистический реализм // Цена метафоры. М., 1990. С.
- Липовецкий М. Парадокс о горе и туннеле // Литературная газета 1992. № 24.
- Иванова Н. Намеренные несчастливцы? //Дружба народов. 1989. № 7. С. 244.
- Дедков И. Метаморфозы маленького человека, или трагедия и фарс обыденности // последний этаж. M. , 1989. С. 425.
- Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12.
- Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале словесности // Новый чир 1993. № 4. С. 228.
- Айзенберг М. Возможность высказывания // Знамя. 1994. № 6.
- Зорин А. Насылающий ветер // Новый мир. 1989. № 2. С. 251.
- Лосев Л. Генеалогия авангарда // Русский курьер. 1991. № 26. С. 34.
- Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты // Новый мир. 1992. № 7. С. 215
- Берг М. О литературной борьбе // Октябрь. 1993. № 2. С. 189.
- Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги С хаосом // Знамя. 1992. № 8. С. 218.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. M., 1988. С. 385.
- Берг М. О литературной борьбе // Октябрь. 1993. № 2. С. 189.
- Добренко Е. Соц-арт: история, эстетика, поэтика // Поэзия русского и украинского авангарда: история, этика, традиции (1910-1990 гг.). Херсон, 1991. С. 160.
- Берг M. О литературной борьбе. С. 189.
- Липовецкий М. Изживание смерти // Знамя. 1995. № 8. С. 197.
- Марченко А. И духовно навеки почил? // Новый мир. 1995. № 8. С. 217.
- Иванова H. Пейзаж после битвы // Знамя. 1993. № 9. С. 193.
- Костырко С. Прощание откладывается // Новый мир. 1993. № 4. С. 246.
- Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. № 3. С. 168.
- Т е м а : Неоклассическая проза
- Т е м а : Условно-метафорическая проза
- Рекомендуемые художественные произведения
- И менной указатель 229
Иосиф Бродский
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ЛИТЕРАТУРА
Литература, развиваясь по своим внутренним законам, все же не может не зависеть от общественно-политической об становки. Во всяком случае совершенно очевидно, что ны нешнее состояние русской литературы, хотя и подготавлива лось предшествующим десятилетием ее имманентного раз вития, вызвано прежде всего теми изменениями, которые произошли в обществе. В литературной жизни всегда было противостояние. В XVIII веке велась литературная борьба ме жду Сумароковым и Тредиаковским, в XIX — между Карам зиным и Шишковым, пушкинским “Современником”и “Биб лиотекой для чтения”, позже — между “западниками” и “славянофилами”. Но при всей остроте полемики направле ния и школы существовали рядом.
В XX веке после революции размежевание писателей при обрело катастрофически-непримиримый характер. Уже в 20-е годы началось деление на “пролетарских” писателей и “попутчиков”, имевших очень урезанные права в литератур ной (да и социальной) жизни.
Начиная с 30-х годов "главный и направляющий" метод советской литературы вытеснил все остальное. В этот период никакое другое мировоззрение, кроме государственного, офи циального, уже открыто не манифестировалось. И литератур ная борьба велась не только против социально-политических воззрений (они на поверхности у всех были одни). Она имела в своей основе и глубинные эстетические причины. Это была борьба с “формализмом, авангардизмом, модернизмом”. Го сударство контролировало не только идеологию, но и формы
8 Социокультурная ситуация и литература
художественного творчества. Все, что выбивалось из рамок соцреализма, или уничтожалось, или на долгие годы лишалось доступа к читателям.
Официальная литература создавала миф об идеальной жизни, творила иллюзорный мир, в котором идеологические представления должны были превращаться в реалистические картины жизни. Все, что подрывало “жизненность” мифа, что открывало реальное положение, уничтожалось. Стремление настоящих писателей уловить реальное мгновение жизни и художественно зафиксировать его, услышать “шум времени” выливалось в новые формы. Но властям не нужно было сви детельство истинного, действительного. “Террор стал лишь лакмусовой бумажкой, искусственным продолжением, благо даря которому “инженеры человеческих душ” стали кто не вольным соучастником, кто добровольным помощником — жрецом идеологии мнимого, в то время как “свидетели”, ес тественно, уничтожались, ибо от них исходила энергия анти заблуждения” 1. Поэтому были уничтожены О. Мандельштам, Б. Пильняк, Л. Добычин, И. Бабель, обэриуты, чьи творче ские поиски уводили за границы идеологизированного искус ства, отражали метафизическую природу изменившегося мира и нового человека. Те писатели (А. Ахматова, Б. Пастернак, А. Платонов, М. Булгаков, М. Зощенко), которые остались живы, не могли войти в круг допустимой литературы.
В конце 50-х годов идеологические тиски на недолгое время разжались. В официально признаваемую литературу ус пели войти писатели-шестидесятники, которые принесли но вые темы, новые повороты испытанных тем, нового героя, “принципиально инфантильного, двойственного, честно чув ствующего, но не всегда честно поступающего... Разумный компромисс воспринимался как прием”2.
Но оттепель была недолгой. Уже в начале 70-х годов уже сточилась цензура, и к читателю не могли попасть многие произведения, начатые на излете свободы творчества. 70-е годы стали периодом развития двух потоков литературы — официальной и “второй культуры” (самиздата). Официальная литература по-прежнему творила миф о социалистической действительности, правда, художественные рамки были зна чительно расширены. В литературный процесс входили
|