Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роднянская И. Марс из бездны // Новый мир. 1993. № 4. С. 240.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
70 Неоклассическая проза только кишлаки, вздыбливает горы, но и отбирает души и жизни людей. В центре романа — солдат Глеб, который в армии потерял имя и становится Черепахой, Черепом или, как он сам себя называет, Корректировщиком. Глеб, стреляя на посту в дезер тиров, убил единственного друга, почти брата — Бориса, с ко торым вместе призывался, с которым были общие интересы и мечты. Имена святых мучеников Бориса и Глеба здесь не слу чайны. От них протягивается ниточка глубже в христианскую историю, к братьям Каину и Авелю. Первый братоубийца Ка ин навеки наложил печать на потомков рода своего. И эту печать несут все — вольные или невольные убийцы, кто под нимает оружие на другого. Каинова печать лежит на Глебе- Черепахе. Кроме убийства Бориса, на его совести гибель аф ганских кишлаков от снарядов, корректируемых Черепахой, стрельба по “духам”. Черепаху нельзя оправдать, но вряд ли можно и однозначно осудить. Он — щепка в водовороте вой ны, “уже никто не мог вырваться из этого потока и повернуть вспять”. Черепаха несет на себе бремя вины, которое посто янно давит на него, которое нельзя снять ни анашой, ни вод кой. Оправдывается эпиграф: “...и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...” Даже во сне совесть Черепахи не может быть спокойна — вновь и вновь блуждает он, как по аду, по месту убийства Бориса, по равнине за полосатым шлагбаумом. Глеб не сразу стал Черепахой. До призыва он, испытывая отвращение к Системе, пытался убежать от нее в собственный мир — странствовал по Северу и Уралу, читал восточных по этов, философов. В армии он пробует сопротивляться “дедов щине”, но постепенно смиряется, принимает сложившийся уклад, хотя и пытается найти какое-то свое, особое место в нем. То, что было непременным атрибутом его гражданской жизни — книга, словно отлучается от него. Он никак не мо жет взять книги в библиотеке. Он лишается поддержки, оста ется один перед всеми. Превращение Глеба в Черепаху (“при нявшего имя зверя”) неизбежно. Его может неприятно уди вить случайно увиденная сцена, когда Мухобой ни за что уда рил новобранца, но за собой он перестает замечать злые, не оправданные поступки. Грубость к старику-афганцу, предложившему ему чашку молока, уже не расценивается Че репахой как что-то безнравственное. Он уже не придет на помощь унижаемому, третируемому сотоварищами Захарке, отмахнется: “Почему я должен... Пускай и он сам выпутыва Неоклассическая проза 71 ется, как может. Пошли они все к черту”. Но он сам уже — эти “все”. Так же грабит лавки и магазинчики в афганском городке, хотя “особость” свою еще пытается сохранить: тащит не японский магнитофон, туфли или женское кружевное бе лье, а мешок изюма, старинный кинжал, курительную трубку и толстую книгу на арабском языке, да и это отдает ненасыт ному Мухобою. Так же, как все, присутствует молчаливым свидетелем при издевательствах над “нуристанцем” и прини мает от лейтенанта музыкальные часы, отобранные у плен ного. Черепаха “подчиняется с такой легкостью, будто учился в школе лакеев”. И подчиняется стадному, коллективному. О. Ермаков не судит, не обвиняет героя. Он показывает всю сложность, запутанность и предопределенность его положе ния. Уже сидя перед отправкой в Союз в Кабуле, Глеб видит новобранцев. И перед ним прокручивается сюжет двухгодич ной давности: вот его и рыжего Бориса отбирают в одну часть, вот Борис занимает ему место рядом с собой в вертоле те. И Глеб думает, что, если бы он отказался тогда лететь с ним, все было бы иначе, ничего бы не случилось. Но глубоко внутри себя он знает, что иначе не было бы. Не будет иначе и у этих короткостриженных мальчишек, летящих на его место в Город у Мраморной горы. Иначе быть не может, так как все связаны между собой знаком зверя. Это не какой-то конкрет ный предмет, не красная звездочка на солдатской фуражке. Знак зверя лежит на всех воюющих — и советских, и афган цах. Знак зверя — это ненависть и зло, завладевающие людь ми, заставляющие убивать себе подобных, мстить за убитых, ощущая торжество победителей, и убивать снова. “Мы мо жем... все, все, все... Мы вправе казнить убийц своих товари щей. Спихнуть под танк. Или просто всадить очередь в голо ву... Все, что угодно...” Ненависть, рожденная в первом бою, имевшая конкретную цель — “духов”, может стать просто не навистью —абстрактной, никому конкретно не адресованной, но каждый раз при вспышке находящей точку приложения. Не всегда адресатом оказывается враг. Это может быть и брат, друг, как случилось у Глеба. Ненависть зрела в душе Черепа хи, накапливалась, как яд той змеи, которой завидует Глеб. “Хорошо всегда иметь под языком несколько этих росинок. И чтобы знали все, что они есть под твоим языком. Хорошо 72 Неоклассическая проза быть эфой с шуршащими серебристыми чешуйками на боках, или змеей с гремучим хвостом, или коброй с капюшоном”. И таким жалом, превращающим человека в змею (знак зверя), становится для Глеба автомат, дуло которого “с силой вы- цыкнуло алый жгучий яд”. Ненависть Глеба по роковой слу чайности (или Божье Провидение?) ударяет в того, кто отка зался принимать этику ненависти, кто не хотел убивать, не хотел подчиняться знаку зверя. В романе “Знак зверя” О. Ермаков, как и в “афганских” рассказах, воссоздает страшные реалии быта войны: воровство и мародерство, “дедовщину”, казарменные привычки, “косячки” с анашой, мутный спирт, вшей, оторванные ко нечности, перебитый, с торчащей костью нос, грязные бинты, таз с кровавыми кусками ваты. Писатель немногими, но зри мыми деталями-знаками вводит в социальное и политическое пространство Системы “позднего Брежнева”. Это пространст во включает “портреты моложавых мужчин преклонного воз раста”, лакировку перед приездом “какого-нибудь ревизора с лампасами”, особистов, которые чутко прислушиваются ко всем разговорам даже в новогоднем застолье. Социально- политическая картина Города проецируется на всю Систему: “Город отчаянно наводит румяна и пудрится, как старая по желтевшая дева перед визитом последнего жениха. Во всем что-то неизлечимо гоголевское”. О. Ермаков сопрягает конкретное, современное с вечным, локальное — с надмирным и всеобщим. И военный лагерь у Мраморной горы — это “город”, солдаты — “жители”, эле ментарная инфекционная желтуха становится универсальной “болезнью”. Саранча, тучей надвинувшаяся на Город, вос принимается как материализация апокалиптического проро чества. Река, за которой долгожданный Советский Союз,—это не просто река, это Стикс — граница между мертвыми и живы ми. Роман О. Ермакова, достоверный в деталях, точный в бы товой конкретике, наполнен библейскими аллюзиями, пере водящими его из произведений о войне в разряд произве дений о Мире, то есть Бытии. Конкретно-бытовое и библейски-мифологическое вклю чаются и в метафорическую систему романа. Вполне земная медсестра воспаленным сознанием привыкшего к смертям хирурга воспринимается как жуткий символ — Смерть с ме таллической косой в руках. “Тот, кто сопровождал меня, ска зал: а это наша прелестная Сестра-с-косой, и, когда он это Неоклассическая проза 73 сказал, где-то обронили металлическую вещь, и она, упав в таз или ванночку, зазвенела. —С чем? —переспросил я. —С ко сой, — повторил он, и мы пошли дальше, и только на следую щий день я понял, о чем шла речь,—я увидел Сестру без кол пака”. Но метафора, возникшая у хирурга, реализуется: каждого, кто влюблялся в Сестру, скоро настигала реальная смерть. Метафоричен и хронотоп романа — “перебинтованное и пронизанное временем пространство”. Действие происходит в зыбком, “мокром перебинтованном пространстве с сочив шимся солнцем”. Метафоры рождаются из ощущения челове ка на войне. Поэтому “небо слепое”, снег — “мраморный лег кий прах”, сугробы — снежные гробы, солнце краснеет, как “разбитая голова всадника”, а над баней висит “худой гро моздкий Лебедь, распятый у Млечного пути”. Пространство бесконечно, как бесконечна равнина, на которой Глеб убил Бориса и которая постоянно возникает в его сновидениях. Ограниченность пространства горами или рекой — мираж. За горами все то же: “И вот: дорога, все кричит, горит и погиба ет. Все напрасно. И вот еще одна дорога, и другая колонна, и другие люди со знаком на лицах, и снова кровь, огонь и крик,— и все напрасно. И вот иные земли и иные люди с иными именами, с иным языком, но с тем же знаком на ли цах, и снова грохот, блеск, стон”. И за рекой, которая отделя ет живых от мертвых, пространство продлевается, ибо “кто-то и там будет знать”, что было здесь. Время в романном хронотопе тоже бесконечно. “Все вре мена года одинаково кошмарны, все кажутся бесконечными, как и любая минута, днем и ночью, во сне и наяву5’1. Беско нечно ожидание: отдыха, боя, дембеля, вертолета. Время сю жетное врастает во время мифологическое, раздвигается в библейскую историю: “И высота: тысячи и миллионы свето вых лет”. Финал романа вряд ли дает возможность однозначной трактовки. Раздвоение героя — один улетает на самолете в Союз, за реку, другой новобранец втискивается в вертолет, летящий к Городу у Мраморной,—можно рассматривать и как мифическое круговращение, и как конкретное ощущение. Новобранец, повторяющий судьбу Черепахи,— это символ бесконечности бессмысленного братоубийства. Но если Глеб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.008 с.) |