Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Липовецкий М. Парадокс о горе и туннеле // Литературная газета 1992. № 24.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Липовецкий М. Свободы черная работа // Вопросы литературы. 1989. № 9. С. И. 3Чупринин С. Ситуация/ / Взгляд. Вып. 3. М., 1991. С. 43. 116 ‘Другая проза’ ской и постсоветской действительности, которые предстают как вечные и неизменные условия существования человека, сформированного предшествующими десятилетиями. Про странство у “других” прозаиков всегда реально. Хронотоп, характерный для “другой прозы”,— это мнимое, условное время в локализованном пространстве. Разные произведения “другой прозы” объединены общей типологической чертой —отрицающим по отношению к литера туре официоза пафосом. В основе “альтернативной” эстетики лежало стремление противопоставить оптимистической кон цепции отражения внешнего мира концепцию фиксации глу бокого кризиса и его, и внутреннего, личного мира человека. В конгломерате разнородных явлений, каковые представ лены “другой прозой”, можно выделить три течения: “историческое”, “натуральное” и “иронический авангард”. Это деление довольно условно, так как исторический ракурс при сущ и произведениям, не входящим в “историческую” прозу, а ироническое отношение к действительности вообще своеоб разная примета всей “другой прозы”. Разделение “другой прозы” на “историческую”, “натураль ную” и “иронический авангард” удобно при анализе художест венной специфики произведений и соответствует внутренней логике литературной ситуации. “Историческое” течение — это попытка литературы взгля нуть на события истории, которые прежде имели отчетливо однозначную политическую оценку, незашоренными глазами. Нестандартность, необычность ракурса позволяет глубже по нять исторический факт, порой и переоценить его. В центре “исторических” повестей —человек, судьба кото рого исторична, но не в пафосном смысле. Она неразрывно связана с перипетиями существования советского государства. Это человек, имеющий историю страны как свое собственное прошлое. В этом смысле произведения “исторического” тече ния генетически связаны с романами и повестями Ю. Дом бровского, Ю. Трифонова, В. Гроссмана, герои которых свою жизнь поверяли историей. Но в отличие от традиционного реализма “историческая” проза исследует феномен советского человека с точки зрения общегуманистической, а не социальной или политической. В “исторической” прозе, как и во всей “другой прозе”, концепция истории — это цепь случайностей, которые воз действуют на жизнь человека, изменяя ее в корне. Причем сцепление случайностей может создавать совершенно фанта 'Другая проза” 117 стические комбинации, казалось бы, невозможные в жизни и тем не менее абсолютно реалистические. То есть “истори ческая” проза черпает фантастическое из самой общественной жизни, обнажая ее и сопрягая с жизнью отдельного человека. В “фантастическом повествовании” (таков подзаголовок) М. Кураева “Капитан Дикштейн” события Кронштадтского мятежа (само название “мятеж”, как окрестили восстание авторы “Краткой истории ВКП(б)”, уже носило негативный оттенок) показаны изнутри, с точки зрения его участников. Оказалось, что события в Кронштадте были не “вылазкой ку лацко-эсеровских элементов”, а трагедией, в которой против мятежных матросов шли по льду Кронштадтского залива та кие же “братишки”, вынужденные убивать, расстреливать. М. Кураев отметает сложившийся стереотип: “кто не крас ный, тот белый”. Для него есть люди, есть человек, есть “отведенное ему во всемирной истории место” и “судьбу од ного человека проследить и описать куда трудней, чем исто рию государства, города или знаменитого корабля”. Эпиграф из “Мертвых душ” “Зато какая глушь и какой за коулок!” отсылает к Гоголю. Гоголевские мотивы откликаются в изображении “маленького человека”, “песчинки истории”. Этот человек живет в Гатчине, которая в 60-х годах (о кото рых идет речь) действительно “закоулок”, “обочина истории”, где “господствует по преимуществу страдательное и созерца тельное отношение к исторической действительности, никем не описанной”. М. Кураев сопрягает в пространстве повести мелкие под робности быта и грандиозные исторические события, и при этом одно не заслоняется другим, а существует рядом. Жизнь “маленького” человека писатель равнополагает жизни госу дарства: “... размеренным царственным шагом ступали куран ты истории... сыпался и сыпался мелкий песок судеб в бес шумных часах вечности ” В повести приводятся достоверные факты из истории Гат чины, но не это определяет историчность произведения. Не сколькими штрихами, экспрессивными мазками М. Кураев рисует картину возвышения и падения Гатчины, ее медлен ного обветшания. В ней отразились и переломные моменты “большой” истории, и этапы жизни отдельного человека, его “малая история”. “Где как не здесь Великая Империя обна руживает свое сокровенное существо, где как не здесь видны незримые из других мест нити, прямо соединившие самую 118 'Другая проза1 верхнюю точку, расположенную, быть может, на вершине креста, венчающего корону, с неразличимой точкой где- нибудь на прохудившихся подметках распоследнего поддан ного империи?” Гоголевская “Шинель”, дух Акакия Акакиевича витает в полунищенском быту героя повести. Писатель медленно и подробно описывает процесс мытья бутылок из-под олифы, одежду Игоря Ивановича, которая состояла из время от вре мени сменяющих друг друга старенького пальто, куртки, сши той из флотской шинели, и ватника — любимой одежды ге роя. Любимой потому, что однажды его жена Настя, выглянув в окно, вдруг увидела “его узкое лицо с глубокими продоль ными морщинами на впалых щеках, высокий лоб, переходя щий в обширную лысину, сосредоточенный взгляд, обращен ный в себя, строгую складку узких губ” и сказала в шутку: “Ты у меня прямо профессор кислых щей”. Это так глубоко поразило Игоря Ивановича, что он стал надевать ватник, на деясь еще раз услышать “профессора”. “Профессор в ватни ке” — очень сильный образ. За ним стоит и грустный юмор нереализованных возможностей, и намек на судьбы многих интеллигентов и ученых, сменивших костюмы на ватники, а кабинеты — на лагерные бараки. Это образ-знак в истории народа. М. Кураев создает ощущение серьезности копеечных под счетов (хватит или не хватит на несколько бутылок пива по случаю приезда племянника) тем, что через них проступает судьба и история. Писатель в противовес герою официоза по казывает “неканонического” героя, которого, как бы незна чительны для большой истории ни были его страсти, нельзя вычеркивать из этой истории. Писатель из современности героя обращается к чрезвы чайному событию в его жизни, перевернувшему всю судьбу. Оказывается, что капитан Игорь Иванович Дикштейн — вовсе не Дикштейн. М. Кураев создает не детектив, а живописует фантастику реальности. “Где же еще прикажете искать фанта стических героев и фантастические события, как не в черных дырах истории, поглотивших, надо полагать, не одного любо пытствующего, нерасчетливо заглянувшего за край!” Постепенно раскрывается история героя, перемешанная, замешанная на истории государства. На линкоре “Севастополь” служил студент, сторонящийся всякой политики, Игорь Дикштейн. Рядом с ним кочегарил ‘Другая проза” 119 матрос, и имени-то в повести не имеющий, просто Чубатый, вся заслуга которого перед мятежом состояла в том, что он дерзко освистал в четыре пальца большевистского оратора. Но во время волнений он за бравый вид был одарен в числе ак тивных участников серебряным рублем. Когда мятеж был по давлен, всех владельцев этих рублей решено было пустить в расход. М. Кураев воссоздает абсурд реальности, когда, наклады- ваясь одна на другую, случайности фантастически изменяют жизнь и судьбу человека. Заснувший Чубатый не слышал, как выкликали его фамилию, чтобы вести на расстрел. Конвоиру было все равно, кого расстрелять, совпадало бы количест во. И он тащит первого попавшегося, благо и сапоги у того на ногах очень уж приглянулись конвоиру — можно будет по пользоваться. Этим первым оказывается недоучившийся сту дент Дикштейн. Так жизнь совершает поистине фантастиче ский выверт — Чубатому ничего не остается, как назваться Дикштейном, в то время как реальный Дикштейн погибает под именем Чубатого. Происходят фантасмагорические трансформации. Реаль ного Дикштейна нет, он расстрелян, но существует его имя. Нет настоящего имени у Чубатого. Потеряв имя, он потерял возможность жить своей, прежней, настоящей жизнью. Он теперь вынужден жить так, как, по его мнению, мог бы жить реальный Игорь Иванович. “Герой повести жил какой-то третьей жизнью: не своей (опасно!) и не чужой (недости жимо!), а какого-то нового человека, почти незаметного, как бы утончившегося в желании занять наименьшее место, но все равно живого и по-своему даже прекрасного!” 1 Почти все критики, писавшие о “Капитане Дикштейне”, отмечают гоголевский дух, наполняющий пространство повес ти. К Гоголю отсылает и эпиграф из “Мертвых душ”. В судьбе капитана Дикштейна прочитываются мотивы не только “Шинели”, но и “Носа”. В Игоре Ивановиче Дикштейне как бы совмещаются два человека. Неожиданная, нелепая смерть Игоря Ивановича, гак и не отпраздновавшего приезд племянника, разрывает условность его, лично его существования. Но сколько фантастической условности в нашей истории, в нашем бытии! Через судьбу героя — “мелкой песчинки в бесшумных часах вечности”
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.013 с.) |