Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Айзенберг М. Возможность высказывания // Знамя. 1994. № 6.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
152 Постмодернизм том изображения. “Вторая” реальность принципиально пере крывает первую, воля и законы культуры выше воли и зако нов “действительности”, материя духа приобретает сугубую материальность, не текст существует по законам мира, а мир по законам текста” 1. В таком случае границы между действи тельностью и литературой размываются, нет раздела между художественным и реальным. В художественном произведе нии это выражается прежде всего в структуре. Кто персонаж, кто автор, где реальность, а где писательский вымысел, — опре делить невозможно. Искусство (мир созданный) и реальность не просто перетекают одно в другое, но первое замещает дей ствительность. Когда же и как возникает постмодернизм? Какие внеш ние, вне искусства стоящие факторы определяют саму воз можность его появления? Постмодернизм — явление, первоначально проявившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 году, первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в 1979 году вышла книга Ж.-Ф. Лотара “Постмо дернистское состояние”, в которой философски осмыслива лось состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира ком пьютерной иллюзией. В западном искусстве (особенно в ки но) широкое распространение получили симулякры — жизне подобные фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это были образы отсутствующей действительности, за кото рыми не стояла никакая реальность. Но они были настолько правдоподобны, что создавалась иллюзия их реального суще ствования (различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т. д.). В условиях, когда реальный мир был потеснен иллюзией, подрывается авторитет разума, интеллек та. Дегуманизация общества ведет к тому, что культура замы кается на самой себе. Постмодернизм возникает в постинду стриальном обществе, где господство видеокоммуникаций создает отчуждение человека от действительности. Но отчуж денный человек перестает в иллюзорном мире отделять свое от чужого. Чужие языки, культуры, знаки воспринимаются как собственные, из них строится свой мир. Их можно по-
Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. № 2. С. 227. Постмодернизм 153 своему компоновать, перечислять, комбинировать. Отсюда постмодернистское произведение — не готовая вещь, а про цесс взаимодействия художника с текстом, текста — с про странством культуры, с материей духа, текста с художником и с самим собой. Прозаик и теоретик постмодернизма Умберто Эко писал, что “у любой эпохи есть собственный постмодернизм Каж дая эпоха подходит к порогу кризиса, подобного описанному у Ницше в “Несвоевременных размышлениях”, там, где гово рится о вреде историзма. Прошлое давит, тяготит, шантажи рует. Исторический авангард (однако в данном случае я беру и авангард как метаисторическую категорию) хочет откре ститься от прошлого... Авангард разрушает, деформирует прошлое.,. Авангард не останавливается: разрушает образ, от меняет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные невероятные тексты (то есть концептуальное ис кусство). Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивно сти” 1. Прежде чем обратиться к изучению русского постмодер низма, необходимо определить и разграничить понятия, важ ные для современного литературного процесса: модернизм, авангардизм. Модернизм связан с постижением и воплощением некоей сверхреальности (мистические сферы символизма, экспрес сионистские построения). Исходной точкой модернизма явля ется хаотичность, абсурдность мира, богооставленность дейст вительности, универсальным состоянием — индивидуализм. Отчуждение мира от человека, враждебность внешнего мира выводят на метафизические, надличностные основы и ценно сти. Для модерниста всегда самодостаточен мир духовной свободы. В модернизме обнаруживается иррациональность и отрицание идеи исторического прогресса, В целом модернизм — это искусство элитарное. Но модернизм не разрушал сущест вующие языки искусства, он вносил в них новое. Модернизм в русской литературе возникает на рубеже XX века как отклик
1Умберто Эко. Заметки на полях “Имени розы’*// Имя розы. М., 1989. С. 461. 154 П остмодернизм на трагическое осознание того, что “Бог умер” и необходимо найти иную истину бытия. В современной русской литературе модернизм представлен романами эмигранта третьей волны Саши Соколова, произведениями В. Нарбиковой, которые в новых условиях продолжают вторгаться в “царство духа”, от носимое ко внутренней жизни автора или его персонажа. Мо дернисты манипулируют языком, словом. Особенно развита и у Саши Соколова, и у В. Нарбиковой ассоциативная связь, которая может быть линейной, по смежности предметов, а может быть семантической. Модернисты стремятся вырвать слово из плена универсальных законов, универсального мыш ления, перевести акцент на индивидуальную жизнь человека. “Школа для дураков” Саши Соколова — это книга о под ростке, страдающем раздвоением личности. Повествование строится как непрерывный монолог себя с другим собой. Мальчик живет своей внутренней жизнью, в своем собствен ном времени. Вся внешняя действительность пропускается через его представление о нем. А представления весьма эле ментарны, не в смысле примитивны, а именно элементарны как простейшие составляющие целого мира: “Первое прожи ваемое в опыте есть наиболее общая модель для всех людей: мама, папа, бабушка, школа, первая любовь, первая смерть”1. У героя ограниченные представления о внешней действитель ности. Но они сопрягаются с богатством внутренней жизни. Пространство “Школы для дураков” ограничено кольцевой железной дорогой, по которой навстречу друг другу ездят по езда из задачника по математике. Эта кольцевая дорога сим волизирует замкнутость, свернутость вселенной. Сама “школа для дураков” —метафора мира, застывшего в законченных формах, где “тапочная” система подавляет ин дивидуальность. Но в модернизме —и это отчетливо демонст рируется Сашей Соколовым —нет человека вообще, есть уни кальная личность, индивидуум. Эта личность не хочет сми ряться со временем, неизбежно ведущим к смерти, с про странством, ощутимо враждебным для героя. Герой —максимально изолированная личность, живущая в диалоге с самим собой. Выстроить какой-то повествовательный сюжет романа не возможно. В мире мальчика стираются все временные поня тия, уничтожаются причинно-следственные связи. Герой ли
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.008 с.) |