Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Берг М. О литературной борьбе // Октябрь. 1993. № 2. С. 189.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
164 Постмодернизм та, или Различные послания к Ферфичкину”. Концентрацией самокомментирования стал комментарий “Близкое ретро” к роману А. Битова “Пушкинский дом”. Формой и приемом в прозе постмодернизма может быть перечень, каталог. Перечень предполагает обезличенность, отсутствие автора. Функции предметов остаются за пределами перечня, так как вне контекста они не могут осуществиться. Предметы даются как бы в “снятом” виде, в своей чистой сущности. Извлеченные из цепи привычных связей, они ли шаются материальности и выступают как эманации духа. Их единственной функцией становится следование друг за дру гом, очередность. Перечень — это организованный, упорядоченный текст. Он обладает своим ритмом. Перечень ограничен только волей автора и может длиться до бесконечности. Ярчайшим приме ром является “Бесконечный тупик” Дм. Галковского. Произ ведение состоит из семидесяти печатных листов, из которых опубликованы отдельные фрагменты. “Бесконечный тупик” — это перечень пронумерованных примечаний к несуществующему тексту, примечаний к этим примечаниям, отсылок и т. д. В конце имеются рецензии, конечно, вымышленные, стили зованные под манеру критиков разных направлений. Вся книга — это провокация, построенная то на эпатаже, то на вроде бы искренности. Герой книги Одиноков действительно ощущает себя в ми ре одиноким. С юности он чувствует непонимание окружаю щих. Постепенно формируется, с одной стороны, стремление уйти из быта, из реальной жизни в литературу, философию, так как на нем “лежит некая печать небытия”, с другой, Оди ноков —выразитель обыденного сознания. Герою свойственны и почти гениальная прозорливость, и мелкая социальная “ушибленность” маленького человека, ко торого обидели, чего-то недодали (выселили из центра Моск вы на рабочую окраину, интеллигент-отец был жалким пья ницей, сверстники постоянно обижали и приходилось играть роль клоуна и т. д.). Одиноков, о чем бы ни говорил, сосредо точен исключительно на себе. “Я говорю только о себе. Даже в отце — я сам. О мире сужу по “я” философов и писателей; об их “я” по тем людям, которых знал (а знал-то реально, пожалуй, только одного отца), о них, в свою очередь, по сво ей биографии и, наконец, о себе как о “я”, которое и являет Постмодернизм 165 ся миром, по книгам, написанным этими же самыми фило софами и писателями. Это бесконечный тупик”. В перечне примечаний можно выделить какие-то линии: автобиографическую, центр которой составляет понимание- не-понимание Одиноковым отца; линию Розанова, высту пающего как alter ego героя; линию русских писателей от Л. Толстого до А. Блока; линию русской религиозной фило софии и др. Дм. Галковский весьма остроумно предусмотрел почти все возможные критические интерпретации “Бесконечного тупи ка”. Он составил что-то вроде антологии критических статей и разборов произведения. Это тоже своеобразный перечень, в котором автор расположил отзывы разных по своим полити ческим, идеологическим взглядам критиков, а также анализ, данный, судя по контексту, представителями разных литера туроведческих школ. Причем каждая из рецензий содержит достаточно убедительные и аргументированные доводы и оценки, основывающиеся на тексте Дм. Галковского—Одино- кова. Текст настолько вместителен, что позволяет каждому найти то, что он ищет. “Бесконечный тупик” Дм. Галковского — это концентра ция возможностей перечня как литературного приема. Источиики ритмичности перечня как воспроизведение ритма “космоса-гармонии” (О. М. Фрейденберг) возможно искать в искусстве барокко. В барокко мир представлялся как книга. И это “порождало художественную потребность созда вать книги, максимально адекватные миру во всем его много образии”1. В барочную эпоху появились поэтические энцик лопедии, словари, каталога. Они должны были как-то систе матизировать царящий вокруг хаос, внести порядок и гармо нию, к которой так трагически стремились авторы барокко. Постмодернистские перечни, при всей заложенной в них системности, не гармонизируют мир, а подтверждают его аб сурдность, хаотичность. Рассказ Вл. Сорокина “Очередь” демонстрирует поэтику постмодернистского перечня. В очереди за каким-то товаром (неотъемлемая черта нашей действительности) герой рассказа Вадим оказывается одним из Них. Здесь не существует прин ципа систематизации. Очередь составлена из случайно ока завшихся рядом людей, соединенных лишь на время. Случай-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.007 с.) |