Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иванова Н. Смех против страха, или фазиль искандер. М. , 1990. С. 272.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Условно-метафорическая проза 79 ного строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; тузем цы, которые выращивают овощи. Мир кроликов и удавов — это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, на негласном договоре, по которому верхушка кроличьего ко ролевства попустительствует “заглоту” кроликов удавами. За гипнотизированные страхом кролики даже не пытаются со противляться, когда их проглатывают удавы. Мир кроликов — мир конформизма, лжи, цепи доносов и предательств и — всеобщего парализующего страха. В этом кроличьем королевстве существует своя иерархия. Во главе государства стоит Король, управляющий с помощью двух средств — страха и обещания Цветной Капусты (какая за мечательная метафора “светлого будущего — коммунизма”!). Вокруг него группируются Допущенные к столу, чье место стремятся любыми способами занять Стремящиеся быть до пущенными (чем не ЦК КПСС и кандидаты в него?!). Для достижения мечты хороши все средства: наушничество, ого вор, предательство, соучастие в убийстве. В народных сказках о животных кролики и удавы пред ставляют две противоположные силы. Но в сказке Искандера это не такое простое противоположение. Здесь не аллегория силы и трусости заключена в животных, каждое из них при наличии родовых качеств еще и индивидуально. Среди кроликов есть свои индивидуальности. Появился Задумавшийся Кролик, который обнаружил, что кроличий страх — это и есть гипноз, делающий кроликов бессильными перед удавами. “Наш страх — это их гипноз. Их гипноз —это наш страх”. Если превозмочь страх, то не так-то просто про глотить кролика. Но это открытие ломало систему, по кото рой разумно управлять кроликами можно при помощи надеж ды — Цветной Капусты и страха. Если кролики не будут бояться, разрушат гипноз страха, не будут бдительны перед врагом, то на одной Цветной Капусте долго не продержишь ся. Поэтому нарушителя гармоничной системы необходимо было устранить. Для этой цели как нельзя лучше подходит Находчивый, который умеет вовремя шепнуть, где надо под прыгнуть. Он жаждет быть Допущенным к Столу, а для этого готов сделать все, что необходимо Королю. Но открыто вы ступить он не хочет, так как это нарушит его реноме либера ла. Но выслужиться за счет предательства другого он готов. 80 Условно-метафорическая проза Поэтому он распевает песенку, в которой завуалированно до носит удавам, где находится Задумавшийся. Но и сам Наход чивый оказывается скомпрометированным, и Король отправ ляет его в ссылку в пустыню на съедение удавам. Свидетель и участник убийства Задумавшегося уничтожен. В этом эпизоде нашла отражение система, характерная для репрессивной ма шины тоталитарного государства. Есть у кроликов свой Поэт, который “ужасно любил вос певать буревестников и ужасно не любил созерцать горевест ников. Увидит буревестника — воспоет, увидит горевестника — восплачет. И то и другое он делал с полной искренностью и никак при этом не мог понять, что воспевание буревестников непременно приводит к появлению горевестников”. Образ Поэта — более чем прозрачен. Хотя это обобщенный образ Придворного Поэта всех времен, но, несмотря на гротеск, некоторые черты заставляют вспомнить о Горьком, чьи отно шения с властью были сложны и противоречивы: с одной стороны, гуманизм и “Несвоевременные мысли”, с другой — лозунг: “Если враг не сдается, его уничтожают” и апологети ческая книга о Беломорканале. Поэт всю жизнь хотел напи сать что-то обличительное, но то сына, то дочь надо было устраивать, да и самому хотелось быть похороненным с по честями. Так и дожил он до поры, когда стал буревестника с вороной путать, а смелую поэму не написал. Зато написал стишки, которыми и предал Находчивый Задумавшегося. Атмосферу всеобщей подозрительности и бдительности в сталинские времена отчетливо передают эпизоды, в которых описана подозрительность Короля к своим друзьям юности, механизм раскрытия заговоров, психология кроликов-донос- чиков. Ф. Искандер показывает, что в королевстве кроликов ца рит кроличья психология и массовый гипноз. Когда после ги бели Задумавшегося кролики вздумали бунтовать, Король на значает демократические выборы, но перед этим устраивает сеанс государственной гимнастики, вызывающей “рефлекс подчинения”. “Кролики, встать! Кролики, сесть! Кролики, встать! Кролики, сесть!” —десять раз подряд говорил Король, постепенно вместе с музыкой наращивая напряжение и быст роту команды. “Кролики, кто за меня? — закричал Король, и кролики не успели очнуться, как очутились с поднятыми ла пами”. “Государственная гимнастика” — глубокая метафора идеологической пропагандистской обработки в тоталитарном Условно-метафорическая проза 81 обществе, приводящей к единомыслию. Недаром “Король снова пришел в веселое расположение духа. Он считал, что некогда придуманная им гимнастика при внешней простоте на самом деле — великий прием, призванный освежать сла беющий время от времени рефлекс подчинения”. “Рефлекс подчинения” действует не только среди кроли ков, но и среди удавов. Во главе удавов стоит Великий Питон. Питон — не удав, он инородец, сумевший подчинить себе весь удавий народ. Он требует беспрекословного подчинения и не терпит даже малейшего промедления в исполнении при казов. Всякое идеологическое вольномыслие или нарушение законов удавьей жизни безжалостно карается. “Удав, прослу шавший приветствие, не приподняв головы, лишался жизни как изменник”. Самая изощренная пытка среди удавов — са- мопоедание, когда хвост удава засовывался ему в пасть. “С одной стороны, он, самопожираясь, уничтожается, с дру гой стороны, он, питаясь самим собой, продлевает свои му ки”. Как замечает Н. Иванова, “в этом фантастическом гроте ске Искандер изобразил ужас вынужденного, под пыткой, самооговора и самодоносительства на процессах 1937—1938 годов”1. Даже любознательность карается ссылкой, как в случае с Коротышкой. Он “был известен своей неутомимой любозна тельностью, которая привела его уже к тому, что он вместо кроликов начал глотать бананы и притом имел наглость уве рять, будто они довольно вкусные. К счастью, этому вольно думству никто не последовал. Все-таки Коротышка был не приятен великому Питону как моральный урод”. Ф. Искандер изображает многие механизмы, действующие в условиях террора. Однажды удав-неудачник проглотил кро лика, оказавшегося дерзким и неуступчивым. Уже будучи проглоченным, этот “бешеный кролик” упирался и вопил, из желудка удава бесстрашно (когда уже нечего было терять) об личая Великого Питона. Мудрый Питон делает однозначный вывод: “Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен”. В его интонации явно слышна столь знакомая по книгам и фильмам интонация “отца народов”, назидательно произносящего демагогические сентенции. Ко гда же кролик все-таки проглочен, у Великого Питона зарож дается идея “внутреннего врага”: “Тише, — предупредил Ве
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.01 с.) |