Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоевский и канун XXI века // Знамя. 1990. № 7. С. 206.
22 Неоклассическая проза озность, стремление охватить все сферы человеческого бытия, учительство, выразившееся в открытой публицистичности. В неоклассическую прозу, вытекающую из классического реализма, обычно называемого “критическим”, вкрапливают ся черты социалистического реализма. И это не случайно. Почти пятьдесят лет (до начавшегося фронтально в начале 60-х годов отхода на практике от соцреалистического канона) рус ская проза втискивалась в рамки нормированное™ — темы, идеи, героя, конфликта. Неоклассическая проза, освобожда ясь от явных примет соцреализма, все же сохраняет с ним связь, хотя генезис ее — в русском критическом реализме, в его классическом мировосприятии. Русская классика видела путь к народному благу через личное самосовершенствование каждого человека. Она стояла на позициях недопустимости насилия — любого, физического или духовного,—по отношению к личности, пусть даже наси лие задумано с благородной целью. Смысл жизни, поисками которого занимались герои русской литературы во все време на ее существования, составляет мучительнейшую проблему и неоклассической прозы. Но если русская классика особую заслугу человека видела в духовном смирении, то для неоклассической прозы этот принцип полемичен. Герои ее генетически унаследовали ак тивную жизненную позицию, присущую советской литературе с ее культом героя-энтузиаста, оптимиста. Принимая идею служения людям, они видят путь изменения общества в нрав ственном усовершенствовании не столько собственно себя, сколько окружающих. Сам герой неоклассической прозы как бы берет на себя роль судьи. Поскольку, как правило, авторское мировоззрение выра жается через героя, то его рассуждения приобретают иногда открыто публицистический характер. В неоклассической про зе автор и герой находятся в состоянии диалога. Автор объек тивно (с художественной точки зрения) показывает своего ге роя, его окружение, события, с ним происходящие. Но вместе с тем он передоверяет герою какие-то свои мысли, заставляя говорить от своего имени. Формы отношения между автором и героем могут быть различны. Герой может быть противо поставлен автору или близок ему по мировосприятию, но в структуре произведения они отчуждены. Между писателем и героем может быть знак равенства, когда происходит иденти фикация биографическая (реальная или условно-художест-
Неоклассическая проза 23 венная) и речевая. Герой и повествователь выступают тогда как одно лицо. Третья форма взаимоотношений героя и авто ра предполагает передачу герою каких-то наиболее сущест венных, важных для писателя мировоззренческих мыслей. Неоклассическая проза продолжает начатый еще “шестиде сятниками” прорыв к демифологизации общественного созна ния. Средствами и приемами реалистического письма, насле дуя “учительскую”, “проповедническую” традицию русской классической литературы, В. Астафьев, В. Распутин, Б. Ва сильев, А. Приставкин, В. Быков пытаются раскрыть суть жизненных неурядиц и противоречий, показать падение нра вов, обесчеловечивание общества. Эти писатели остаются верны уже сложившимся собственным стилям письма. В неоклассической прозе можно выделить два стилевых течения. Одно характеризуется повышением уровня публици стичности, открытым выражением того наболевшего, что не сут в себе писатели. Это художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. “Пожар” В. Распутина, “Пе чальный детектив” В. Астафьева зримо представляют основ ные черты этой прозы. Герой, несущий положительный па фос, в этих произведениях открыто выражает авторские мыс ли, обличает пороки окружающей действительности. Другая ветвь неоклассической прозы отличается усилени ем философичности. О сколь-либо цельной системе философ ских взглядов в ней говорить нельзя. Но стремление соотне сти конкретные проблемы нашего времени с чем-то надвре менным, с общечеловеческими поисками составляет сущест венную черту произведений Ч. Айтматова “Плаха”, Л. Бежина “Калоши счастья”, “Дом, который построил Дед” Б. Василь ева. Философичная проза, пользуясь реалистическими средст вами, отличается большей степенью метафоричности. Но ме тафора в ней выступает не организующим началом, как в ус ловно-метафорической прозе, например, а одним из приемов, позволяющих соотнести отдельный факт с космосом челове ческой жизни.
Неоклассическая проза не может не развиваться. Она не просто повторяет реалистические традиции. Поскольку дейст вительность непрерывно изменяется, то изменяется и пред ставленная прозой картина жизни. Писатели-“традициона листы” отражают в своих произведениях то, что до них не существовало, останавливают мгновение, чтобы выявить но вые штрихи времени. При этом одной из основных своих за 24 Неоклассическая проза дач они считают исследование феномена “советского челове ка”, анализ того, что представляла собой наша система и на ша история. Пределы описываемого очень широки, в них во влекаются целые социальные слои. Писатели традиционного плана не пытаются быть в непременной оппозиции художест венным ценностям недавнего прошлого, тем не менее они оказываются несхожими по индивидуальным стилям. Их объ единяет исконная черта русской реалистической литературы — стремление понять и показать диалектику души. Проза такого рода обращается к психологическим глубинам человека, ищет мотивацию поступков и поведения и во внешней среде, со циуме, и в личности. “Рязанка” и “Кукушата” А. При- ставкина, “Людочка” В. Астафьева, “Расставание” Л. Бо родина, “Капля за каплей” Б. Васильева, рассказы и повести A. Верникова, Вяч. Казакевича — попытка разобраться в сложных перипетиях времени с помощью традиционных средств и форм. Рубежной для современной прозы явилась повесть В. Рас путина “Пожар”. Она, как и повесть В. Астафьева “Печаль ный детектив”, заканчивала предперестроечный период. Ха рактерной чертой этих произведений стала еще редкая по тем временам обнаженность взгляда на страшные, чудовищные в своей жестокости и безнравственности явления нашей жизни. B. Распутин и В. Астафьев не разрабатывали новых литера турных средств и приемов, но резко отодвинули границы доз воленного, что и было их ярким отличительным признаком. Несомненно, что в этих произведениях на первом плане не эстетическая функция, а общественно-политическая и этиче ская. Открытость гражданского пафоса в этих повестях пере ходила в публицистичность, казалось, писатели изуверились в возможности воздействовать на души сограждан только худо жественным словом, обратились к прямой проповеди. Публи цистическое начало выводит раздумья писателей и их героев на социально-исторический уровень. В. Распутин, В. Астафь ев продолжают традиции русской литературы, определяющи ми чертами которой были и остаются законы правды и совес ти, высокая нравственная требовательность. Но повести В. Распутина и В. Астафьева явились первой, еще едва замет ной приметой размежевания писателей-“традиционалистов”. Показывая своих героев людьми системы внутри самой этой Системы, В. Распутин и В. Астафьев по-разному подходят к пониманию характера, истоков нравственности и путей выхо Неоклассическая проза 25
да общества из нравственного кризиса. В их повестях —нача ло противостояния “неопочвенников” и “демократов”, особо резко проявившееся в русской литературе в 1987—1989 годов и принявшее не литературное, а идеологическое направление. “Неопочвенники”, трибуной которых стали журналы “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”, считают, что почвой, “питающей национальную культуру и определяющей национальную физиономию народа” 1, является крестьянство. Русское почвенничество родилось в 50-е годы XIX века как стремление ввести русскую культуру в контекст других национальных культур. Оно обращалось к поискам самобыт ного пути развития России, который почвенники видели в усилении религиозно-нравственных национальных начал. Почвенники хотели преодолеть ограниченность двух лагерей общественного сознания того периода — славянофилов и за падников, выступали за соединение просвещения и народной культуры. Их идеалом была всечсловечность, всецелость, все- примиримость. По словам А. Гулыги, “русское почвенничест во, или, другими словами, русская идея выражает сокровен ную сущность нашего народного характера. Это, прежде все го, та “всемирная отзывчивость”, стремление понять других, о чем говорил Достоевский в своей Пушкинской речи”12. Но современные почвенники абсолютизируют некоторые положения своих предшественников или доводят их до край него выражения. Прежде всего это касается взглядов “неопочвенников” на русскую литературу. С их точки зрения, существует русская и русскоязычная культура. Русская питается классической тра дицией и написана русскими, а русскоязычная — соответст венно создается пишущими на русском языке представителя ми других наций и народов. При этом упускается из вида тот несомненный факт, о котором говорил еще В. Виноградов, что язык, на котором думает и пишет писатель, определенно влияет на создаваемый им мир, и “Евгений Онегин”, напи санный на французском, вряд ли имел бы прямое отношение к русской литературе. Следуя за “неопочвенниками”, из рус ской литературы нужно было бы изъять творчество Б. Пас тернака, О. Мандельштама, Б. Окуджавы, А. Кима, Ч. Айтма това, Ф. Искандера и едва ли не половины современных
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.007 с.) |