Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В критике встречается и американизированное “андерграунд”, и английское “андеграунд” написание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
10 Социокультурная ситуация и литература площал в себе долгие десятилетия и гений, и злодейство, рас поряжаясь судьбами миллионов людей. Затем пошли обвально публикации А. Платонова, Б. Пас тернака, Е. Замятина, В. Гроссмана, эмигрантов всех волн и поколений. Все обострилось и обнажилось. Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться с триумфом, причем эстетические качества их почти не учиты вались. Достаточно было того, что возвращаемая литература была знаком интеллектуального сопротивления, заполняла вакуум исторической памяти, заставляла пересмотреть нрав ственные и мировоззренческие основы нашей жизни. Введе ние этих книг в культурный обиход расширяло границы сво боды нашего слова. В 1989 году был опубликован “Архипелаг ГУЛАГ” А. Сол женицына и вслед за ним “Раковый корпус”, “В круге пер вом”, “Красное колесо”. Возвращение на родину произведе ний Солженицына, долгое время олицетворявшего совесть русской интеллигенции, знаменовало собой широкое наступ ление гласности. Бывшая “в подполье” современная литература, прежде существовавшая в самиздате, вышла на всеобщее обозрение. Андерграунд, составлявший оппозицию официальной литера туре в предыдущее десятилетие, легализовавшись, перестал объединять тех очень разных по творческой манере писате лей, которые раньше группировались как раз на основе оппо зиционности. Выработав свои художественные стили в ан дерграунде, продолжают уже в новых условиях их развивать Т. Толстая, Евг. Попов, В. Пьецух и др. Литературная ситуация периода перестройки существенно отличается от той, которая наступила после распада Совет ского Союза. После 1991 года происходит дифференциация прозы. Она разделилась не на два идеологически противопо ставленных потока, как это было раньше, а на множество стилевых ручейков, жанровых образований, часть которых существует вне идеологии как феномен эстетический, как — прежде всего —словесное творчество. Для систематизации того текучего, разнородного материа ла, который дает литература второй половины 80-х —начала 90-х годов, необходимо время, нужна определенная дистанция, позволяющая взглянуть на литературный процесс не изнутри него, а со стороны. Ни одна из существующих концепций систематизации литературы не может в достаточной мере Социокультурная ситуация и литература 11 объяснить процессы, происходящие сегодня, но отдельные их положения дают возможность выработать принципы подхода к системно-типологическому изучению современной прозы. Одной из попыток включить современную литературу в сис тему всей русской литературы явилась концепция стадиально сти М. Эпштейна1. Обращаясь к истории русской литературы, он утверждает, что каждый цикл литературного развития включает в себя че тыре фазы — социальную, моральную, религиозную и эстети ческую. Понятно, что деление условно и основывается на до минирующей в данный момент тенденции литературы, при этом совершенно не отменяется одновременное существова ние других течений и направлений. Русская литература начинается с социального и граждан ственного служения, которое в XVIII веке представлял клас сицизм. Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев служили государству, обращаясь к сознанию человека-гражданина. Сентиментализм поставил в центр мир чувств отдельной личности с ее слезами, умилением, вздохами, подорвав гос подство социальных норм и критериев. Ярким выразителем чувствований человека был Карамзин, для которого человек и его нравственность существовали вне зависимости от соци ального положения. Религиозно-мистическая фаза была связана с романтиз мом, со стремлением к идеалу, к запредельному, абсолютно му, сверхличному. Романтическая литература, пришедшая за сентиментализмом, означена именем Жуковского. Дальше литература обращается к собственно художествен ности; то, что раньше воспринималось как средство, стано вится целью. Высшая гармония эстетического — творчество Пушкина, завершающего первый цикл развития русской ли тературы. Новый цикл начинается с провозглашения социальных идей и полемики с романтической и эстетической школами. “Беспощадное обнажение язв социальной действительности” “натуральной школой” во главе с Гоголем ведет к физиологи ческому очерку, восстановление революционно-демократиче ской критикой (Белинский, Добролюбов, Писарев) социальной направленности литературы —к критическому реализму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.007 с.) |