В критике встречается и американизированное “андерграунд”, и английское “андеграунд” написание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В критике встречается и американизированное “андерграунд”, и английское “андеграунд” написание.




10                                                                                            Социокультурная ситуация и литература

площал в себе долгие десятилетия и гений, и злодейство, рас­ поряжаясь судьбами миллионов людей.

Затем пошли обвально публикации А. Платонова, Б. Пас­ тернака, Е. Замятина, В. Гроссмана, эмигрантов всех волн и поколений. Все обострилось и обнажилось. Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться с триумфом, причем эстетические качества их почти не учиты­ вались. Достаточно было того, что возвращаемая литература была знаком интеллектуального сопротивления, заполняла вакуум исторической памяти, заставляла пересмотреть нрав­ ственные и мировоззренческие основы нашей жизни. Введе­ ние этих книг в культурный обиход расширяло границы сво­ боды нашего слова.

В 1989 году был опубликован “Архипелаг ГУЛАГ” А. Сол­ женицына и вслед за ним “Раковый корпус”, “В круге пер­ вом”, “Красное колесо”. Возвращение на родину произведе­ ний Солженицына, долгое время олицетворявшего совесть русской интеллигенции, знаменовало собой широкое наступ­ ление гласности.

Бывшая “в подполье” современная литература, прежде существовавшая в самиздате, вышла на всеобщее обозрение. Андерграунд, составлявший оппозицию официальной литера­ туре в предыдущее десятилетие, легализовавшись, перестал объединять тех очень разных по творческой манере писате­ лей, которые раньше группировались как раз на основе оппо­ зиционности. Выработав свои художественные стили в ан­ дерграунде, продолжают уже в новых условиях их развивать Т. Толстая, Евг. Попов, В. Пьецух и др.

Литературная ситуация периода перестройки существенно отличается от той, которая наступила после распада Совет­ ского Союза. После 1991 года происходит дифференциация прозы. Она разделилась не на два идеологически противопо­ ставленных потока, как это было раньше, а на множество стилевых ручейков, жанровых образований, часть которых существует вне идеологии как феномен эстетический, как — прежде всего —словесное творчество.

Для систематизации того текучего, разнородного материа­ ла, который дает литература второй половины 80-х —начала 90-х годов, необходимо время, нужна определенная дистанция, позволяющая взглянуть на литературный процесс не изнутри него, а со стороны. Ни одна из существующих концепций систематизации литературы не может в достаточной мере


Социокультурная ситуация и литература                                                                 11

объяснить процессы, происходящие сегодня, но отдельные их положения дают возможность выработать принципы подхода к системно-типологическому изучению современной прозы. Одной из попыток включить современную литературу в сис­ тему всей русской литературы явилась концепция стадиально­ сти М. Эпштейна1.

Обращаясь к истории русской литературы, он утверждает, что каждый цикл литературного развития включает в себя че­ тыре фазы — социальную, моральную, религиозную и эстети­ ческую. Понятно, что деление условно и основывается на до­ минирующей в данный момент тенденции литературы, при этом совершенно не отменяется одновременное существова­ ние других течений и направлений.

Русская литература начинается с социального и граждан­ ственного служения, которое в XVIII веке представлял клас­ сицизм. Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев служили государству, обращаясь к сознанию человека-гражданина.

Сентиментализм поставил в центр мир чувств отдельной личности с ее слезами, умилением, вздохами, подорвав гос­ подство социальных норм и критериев. Ярким выразителем чувствований человека был Карамзин, для которого человек и его нравственность существовали вне зависимости от соци­ ального положения.

Религиозно-мистическая фаза была связана с романтиз­ мом, со стремлением к идеалу, к запредельному, абсолютно­ му, сверхличному. Романтическая литература, пришедшая за сентиментализмом, означена именем Жуковского.

Дальше литература обращается к собственно художествен­ ности; то, что раньше воспринималось как средство, стано­ вится целью. Высшая гармония эстетического — творчество Пушкина, завершающего первый цикл развития русской ли­ тературы.

Новый цикл начинается с провозглашения социальных идей и полемики с романтической и эстетической школами. “Беспощадное обнажение язв социальной действительности” “натуральной школой” во главе с Гоголем ведет к физиологи­ ческому очерку, восстановление революционно-демократиче­ ской критикой (Белинский, Добролюбов, Писарев) социальной направленности литературы —к критическому реализму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.005 с.)