Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Берг M. О литературной борьбе. С. 189.
186 Постмодернизм диться иллюзиям, что зло освобождает. А. Королев пытается развенчать дьявольскую силу, противопоставить ей красоту. В начале повести А. Королев не случайно приводит слова Достоевского по поводу очерка Тургенева “Казнь Тропмана”: “Человек на поверхности земной не имеет права отвертывать ся и игнорировать то, что происходит на земле, и есть выс шие нравственные причины на то”. “Значит, нельзя отверты ваться” становится императивом, определяющим смысл дальнейшего путешествия во времени и пространстве. А. Королев не стремится достигнуть гармонии частей в своем произведении. Эпохальные, казалось бы, события могут сжиматься в небольшой отрезок, а то и точку (вторая мировая война); детали, наоборот, разрастаются до гиперболических размеров, приобретая символический смысл (сапоги, нос). Повесть строится как дискурсы в историю, осязаемо реаль ные, но организованные путем фантасмагорических явлений. Здесь действуют инфернальные силы, помогающие корректи ровать и комментировать события. Часто же реальные персо нажи, исторические лица оказываются более сатанинскими, чем сам антипод Бога. Начальной точкой исторических путешествий является пе риод после гражданской войны в России. Грядущий Хам уже пришел к власти. Нравственные ориентиры сбиты — все мож но. “Широкий читатель торжествует победу свободы, равенст ва и братства. Свободы от законов, равенства в грехе и брат ства в насилии. Теперь можно поднять руку и на искусство, отвергнуть его, разрядить слюной свое долгое раздражение против всех тех великих и прекрасных творений, да заодно и против их создателей, которые никогда не затрагивали душу толпы, никогда ей не нравились, а только страстно унижали своим совершенством”. Один хам заставляет тревожить прах великого писателя, другой, не дрогнув, забирает новенькие гоголевские сапоги, а свои “гримасы ужаса” спокойно кладет в гроб; образованный хам-писатель варварски отрезает полу сюртука Гоголя, чтобы сделать из нее обложку “Мертвых душ”. Когда людьми совершаются столь кощунственные поступ ки, то как тут не вмешаться черту. Вынув из гроба и запустив в историю череп Гоголя, он раздвигает пространство и время в обе стороны от исходной точки, останавливаясь на катаст рофических моментах антигуманизма, выдаваемого за новую идею общего счастья.
П остмодернизм 187 В этом историческом путешествии самый важный вопрос — вопрос соотношения ужасного и прекрасного, этики и эсте тики. Из времен Бастилии, Великой французской революции выводит А. Королев рождение эстетики зла, красоты зла, того оксюморона, который на столетия определил оправдание всех бесчеловечных актов. А. Королев проводит “мифо-документальное обозрение череды тиранов”. Все они — Кутон, Робеспьер, Сталин, Гит лер — сходятся в их страсти к коллекционированию (в исто рическом, разумеется, смысле) отрубленных голов и слабости к “красивой” фразе. Французская революция с ее красивой идеей свободы, ра венства, братства, замешанной на крови, сделала слово деми ургом, творцом судеб. “Самым роковым плодом революцион ных мук стал новый риторический язык. Именно он вот уже двести лет наносит самые страшные удары по человечеству. Именно тогда фразы стали перевешивать судьбы, по сущест ву, весь террор —это всего лишь тень новояза”. Французская революция родила словосочетания, давшие последующим тиранам инструмент уничтожения неугодных: “враг народа”, “изменник Отечества”, “революционный три бунал”. А. Королев переакцентирует франковский афоризм “Фразы жаждут”. Слово воплощает зло; воплощенное в слове зло всегда предшествует злу реальному. Из сплетения слов новояза рождается новая эстетика. Предметом революцион ной красоты становится голова врага. “Подчеркнем это жела ние показать, здесь налицо прежде всего эстетический мо мент, соблюдение законов новой нормативной эстетики, цель которой ~ потрясти воображение, чувства и разум зрителя невиданным произведением особого рода искусства”. Разрушение ренессансной эстетики красоты живого тела, замена ее поклонением отсеченной голове совершает и нрав ственный переворот. Теперь уже гуманно не то, что рождает жизнь, что действует во благо человеку. Высшим проявлением гуманизма Французской революции, символом человеколюбия оказывается гильотина. “Одна из самых великих побед рево люции,— продолжал Кутон,— это абсолютное равенство всех граждан республики перед смертью. Произволу монархии, когда один француз кончал жизнь на виселице, другой на плахе, а третий на колесе, революция положила конец. Отны не каждому республиканцу обеспечено право на равную смерть. Никаких привилегий — смерть только через гильоти
188 Постмодернизм ну...” “Гильотина — кульминация гуманизма, ее человеколю бие потрясает”. Новояз не только переворачивает, выворачивает наизнан ку смысл слов, но в корне изменяет суть нравственных кате горий. Каждая последующая тирания все больше извращает гуманистические понятия. Сталин, в лице которого “мировое зло достигло... наи высшей точки”, для которого “зло — инстинкт души”, одним росчерком пера посылает на смерть миллионы людей. А. Ко ролев приводит статистику: “С 1 января 1935 года по 22 июня 1941-го было арестовано 19 миллионов 840 тысяч врагов на рода. Из них семь миллионов расстреляно. Больше половины из уцелевших погибло в лагерях. Это тоже примерно семь миллионов”. Но ужасают не цифры сами по себе, ужасает “человеколюбивая” логика тирана. Его комментарии к списку расстрелянных представляют апофеоз демагогии (история Степана Пробки, Елизаветы Воробей). А. Королев показывает эпидемический характер зла, рас пространяемого тираном. Всевластие разъедает и подчинен ных исполнителей, лишает их даже простого сочувствия. “Абсолютная власть одного развращает абсолютно всех”. В “Голове Гоголя” смыкаются рациональное и иррацио нальное, мистическое, фантасмагорическое. Через все катаст рофические точки истории, через все времена проходит Сата на — вечный спорщик о добре и зле в мире. Образ Сатаны у А. Королева идет не из фольклорных истоков, а от литератур ной — гетевской — традиции. Он не “творит добро” на про странстве повествования. Но если учесть посылку, что слово — это воплощение того, что реально может быть и даже спо собствует реализации, то сама постановка вопросов “красива ли кровь?”, “способна ли красота спасти мир?”, попытка объ яснения того, почему Бог устранился от земных страстей, вы дает Сатану скорее как сторонника благих дел. Философия добра и зла, зла и красоты в “Голове Гоголя” отталкивается от Достоевского. То полемизируя с ним, то со глашаясь, А. Королев разворачивает монологи, не дающие конечных ответов, но поднимающие карамазовские вопросы вновь, уже в условиях конца XX века, пережившего победы зла и извращение красоты. “Объясните, каким образом все вы, идеалисты до мозга костей, вдруг — по колени, по грудь, по уши — погрязли в бренном теле? Откуда такая страсть к аргументам крови?” Философия социальной целесообразности Постмодернизм 189 вступает в спор с общечеловеческим пониманием жизни. Не мятущаяся отчаявшаяся душа вопрошает Инквизитора, а Са тана —вот это уровень XX века. “Красива ли невинная кровь? — Ну это детский вопрос: красива ли кровь?.. Некрасива —если это кровь врага народа; прекрасна — если это кровь гражда нина.— Это не ответ. Если красива пролитая кровь, значит, в красоте нет никакой надежды, и она не спасет человека.— Конечно, не спасет. Ее саму спасать надо. Она давно стала порочной, твоя красота. А порочной красотой не спастись”.
Возвращаясь к начальной посылке о роли слова, А. Коро лев создает картину сна Спасителя в лодке, качающейся на волнах Галилейского моря. “Сердце и суть богоявления — Слово, величайший источник симметрии”. Но раз симметрия — основа мироздания, значит, есть надежда, что зло будет урав новешено добром. И слова “Бог не в силе, а в красоте, а кра сота непорочна” обретут свое воплощение. В повести большое значение имеет мотив симметрии. Он является и связывающим элементом исторических дискурсов, и концептуальным принципом в организации самой истории: “Правило дьявольской симметрии становится законом рево люции — голова жертвы и голова победителя абсолютно взаи мозаменяемы, на пиках свободы между ними нет ниткой разницы”. Такая симметрия действительна в мире отвлеченных идей, где существует только черное и белое, где нет полутонов, в мире смерти, куда попадает русская девушка-лейтенант Катя, везшая Сталину коробку с черепом Гитлера. Но божественная симметрия предполагает хотя бы равновесие весов истории. А. Королев сторонится “учительской” традиции. Он не вправе поучать, ибо мир способен ставить вопросы, на кото рые нет и не может быть однозначных ответов. Логика ра циональных построений не подходит там, где история пишет ся кровью. Постмодернистское творчество — это творчество безоценочное, содержащее категоричность как бы в подсоз нании, вернее, за пределами текста. В тексте “Головы Гоголя” социологический, философский, историко-культурный планы перемешиваются, рождаются один из другого. Открытая цитатность и внутренние литера турные реминисценции образуют гармоничную ткань ориги нального произведения. А. Королев обращается к Библии, Тургеневу, Достоевскому, но камертоном в его повести явля ется Гоголь. 190 П остмодернизм Голова Гоголя — это тот шар, который прокатывается по странам и эпохам. Интерпретации подвергаются образы и сюжеты гоголевских произведений, оживают реальные био графические факты из жизни писателя и воскрешаются мифы. Герои “Мертвых душ” действительно становятся мертвыми душами, попадая в списки приговоренных к расстрелу. Дух Гоголя присутствует во всей атмосфере повести А. Королева. Два мотива —нос и сапоги — особенно откровенно использу ются писателем.
Нос выступает как метафора существования человека во обще: нет носа — нет человека. Нос — признак индивидуаль ности. Фамилия героя, воплощенного то в образе хама- комиссара, то забитого страхом железнодорожника, чисто гоголевская — Носов. Особое значение в повести имеет мотив сапог. А. Королев объясняет не без иронии: “В онтологии гоголевского миро здания: непробудный сон — это смерть, поручик — всегда не множко Черт на посылках, а сапог — дно человека — душа грешника, мертвая и падшая душа, которую примеривает Са тана на полных правах владельца. Стать сапогами черта —вот, по Гоголю, крайность отпадения от Бога”. Сапоги —лейтмотив всей повести. Гоголевские сапоги, ук раденные из гроба, надевает лишенный нравственных норм комиссар. Сатана обзывает Гоголя сапогом, прожившим всю жизнь на сапоге — в Италии. Метафора здесь образуется и по смежности, реализуется как устойчивый фразеологизм. Гого левский сапог отзывается и в биографии Сталина: “А ведь и туг не обошлось без сапог! Та проклятая люлька стоит среди голенищ на верстаке у сапожника Виссариона!” А. Королев переиначивает известные литературные и идеологические штампы, иронически обыгрывает их. “Рево люцию, товарищи, надо делать только чистыми ногами”,— говорит Сатана Носову, надевшему гоголевские сапоги на грязные ноги. Получив от Кати коробку с черепом Гитлера, Сталин произносит: “Да эта штука посильней будет, чем “Фауст” Гете”. Если учесть, что это была оценка, данная горьковской поэме “Девушка и смерть”, то совершенно оче видно, что ждет девушку Катю. Переплетение слов, цитат, их смыслов рождает новые, часто неожиданные смыслы. “Обыч ные советские люди, враги народа”, “полноправный совет ский гражданин, враг народа” — весь народ оказывается вра гом народа. П остмодернизм 191 “Голова Гоголя” А. Королева — постмодернистское произ ведение, в котором воплотились многие не только формаль ные, но и мировоззренческие черты постмодернистской лите ратуры. Это прежде всего мысль о том, что в истории все повторяется, что поступательному движению ее пришел ко нец, поэтому необходимо только создавать картину жизни из различных осколков старого. Поскольку действительность объяснить принципиально невозможно, ибо нет абсолютной истины, то миражи, фантазии, фантасмагории, все вообра женное писателем и соединенное с реальностью имеет одина ковую ценность, так как нет грани между реальным и художе ственным миром.
Западный постмодернизм обозначил тупик: “Каждый про дукт, каждый тезис в искусстве воспроизводит сейчас нечто, что само по себе уже является воспроизведением” (Ж. Бод- рийяр). “Деконструкция семиотических систем, осуществляе мая постмодернизмом посредством целенаправленной техни ки эклектики — цитирования, ныне факт жизненный, онтологический. Реальность исчезает, демонтируется, а пото му философия и искусство не поспевают даже дублировать жизнь, делаясь излишними”1. Русский постмодернизм обозначает не конец литературы как таковой, а, думается, высвобождение ее из-под слоя ми фических представлений, категорических императивов, рас крепощение формы. В середине 90-х годов начинается про цесс саморазрушения постмодернистской эстетики, про исходит синтез постмодернизма (антиреализма) и реализма. Русская постмодернистская проза возвращает “гуманистиче ское измерение реальности, ставя в центр внимания обычную человеческую судьбу и тем самым подрывая постмодернист скую аксиому о том, что реальность — это всего лишь сово купность симулякров”12.
1 Лучанкин А., Сняцкий А. Поэтика провинции // Лабиринт-Эксцентр. СПб.- Екате ринбург, 1991. № 2. С. 71.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.023 с.) |