Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Добренко Е. Соц-арт: история, эстетика, поэтика // Поэзия русского и украинского авангарда: история, этика, традиции (1910-1990 гг.). Херсон, 1991. С. 160.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2 Добренко Е. Не поддадимся на провокацию! // Октябрь. 1990. № 7. С. 199. 178 Постмодернизм лишь в ироническом плане. Возможно, писатель воскрешал традицию иронико-эпической поэмы времен Ломоносова и Тредиаковского. Как и подобает постмодернистскому герою, он носит то же имя, что и автор. Веничка Ерофеев, тем не менее, не сам автор, а его экзистенциальный герой, которому автор передо веряет свое мировосприятие. Согласно эстетике постмодер низма, автор должен умереть в тексте, обезличиться. Но в “Москве—Петушках” ощутима цельность авторского созна ния, скрепляющего текст. Эта цельность представляет собой парадокс — авторское воплощено в герое-алкоголике. Поэма в первом своем по верхностном слое живописует похмельные страдания Венич ки, процесс “упоения”. Но за первым слоем проступает иное. “...Среди множества играющих контрастов “Петушков” есть самый глубокий контраст: эстетикой безобразия окружена со всем иная этика. Назвать ее этикой благообразия было бы слишком, но, во всяком случае, о каком-то странном, может быть, потустороннем благообразии можно говорить Звезда Вифлеема над икотой и блевотиной (и доказательство бытия Божия на примере икоты...), искушение на крыше храма, пе ренесенное в тамбур электрички, и множество других библей ских тем явно в малоудобном применении — не просто ко щунство. Такого рода соседство не так странно для тех, кто читал, например, жития юродивых” 1. Юродство — ключевое для понимания поэмы слово. Позиция юродивого в русской традиции всегда была особой. Смирение и кротость предста вали в оформлении безобразной эстетики нищенства, грязи, блевотины. Сам этический пафос смирения парадоксально сочетался с гневной непримиримостью, духовным бунтом. Юродивый всегда был двулик: в нем уживались мученичество и шутовство. Юродивый балансирует на грани между смеш ным и серьезным, олицетворяя собой трагический вариант смехового мира. Недаром Ерофеев назвал свой труд “траги ческими листами”. Веничка живет, вроде бы подчиняясь карнавальным зако нам. Но это внешнее. Пьянство героя — это “самоизвольное мученичество”. Он взывает к Богу: “Разве это мне нужно? Разве по этому тоскует моя душа?” И весь в синих молниях, Господь мне ответил: “А для чего нужны стигматы святой Те
1Липовецкий М. Апофеоз частиц... С. 215. Постмодернизм 179 резе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны”. Не нужное, но желанное — род мазохизма, когда юродивые хле стали себя веревками и воспринимали это как наслаждение. Пьянство описывается едва ли не как религиозный акт, ритуал. Особенно откровенно ритуальность просвечивает в приготовлении коктейлей по рецептам Венички. Духовный результат, вызванный ими, ассоциативно приравнивается к гиперболизированной кротости юродивого. Человек становит ся настолько одухотворенным, что можно подойти и “целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет”. Это уже предел кротости и смире ния, возводящий едва ли не в ранг святого! В поэме постоянно звучат библейские мотивы. Веничка слышит голоса ангелов, ему отвечает Господь. Сам герой без имени божия не пригубит чашу. Что это — глумление? Изде вательство? Или юродивый Веничка святее других? Самоистязания и страдания юродивых напоминали о му ках Спасителя. И история Венички тоже ассоциируется с жизнью и смертью Христа. Правда, в истории героя все по- юродски вывернуто: “Распятие совершилось ровно через три дцать дней после Вознесения”. Воскрешает его “белобрысая дьяволица”, “блудница”. Но после воскрешения опять следует распятие и уже всерьез. И что-то острое —шило или гвоздь — вонзается Веничке в горло. Не помогла молитва: “Господь молчал... И ангелы —засмеялись”. Кажется парадоксальным такой конец, и, правдоподобный с житейской точки зрения, абсолютно лишен логики с фило софских позиций. Но это только на первый взгляд. Отношения Венички с действительностью наполнены ме тафизическим смыслом. Его мироздание — это “траектория пьяных блужданий Венички: как известно, направляясь к Кремлю, он неизбежно оказывался на Курском вокзале, от куда уходит поезд на Петушки; но описанная в поэме реаль ная дорога в Петушки приводит Веничку к Кремлю, где он и находит свою страшную смерть” 1. Петушки здесь рай, место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех —может, он и был —там никого не тяготит. Кремль вызывает ассоциацию с адом.
Липовецкий М. Апофеоз частиц... С. 225. 180 Постмодернизм Пространство метафизически искажается. Отсутствие рая изменяет характер времени. Время исчезает. “Да зачем тебе время, Веничка? Был у тебя небесный рай, узнавал бы время в прошлую пятницу — а теперь рая больше нет, зачем тебе время?” В отсутствие Рая пространство и время поглощаются Хао сом. Хаос оказался сильнее Венички. Его окружают уже не ангелы, а Сагана, сфинкс, скульптура “Рабочий и колхозни ца”, те четверо, что убьют его. В поэме ярко выступают все определяющие черты пост модернизма: цитатность и отсылки к христианской, библей ской культуре и этике, к классицизму, игра смыслами и зна ками; метафизически искаженная реальность, абсурд миро здания. Веничка ведет диалог с миром, с Хаосом. Но диалог заканчивается трагически — это расплата за пьяный абсурд существования. Поэма как текст построена симметрично. В первой части — Петушки-рай, ангелы, Господь, любимая женщина и ребенок. Во второй — Кремль-ад, чудовища, Сатана, царь Митридат с ножиком, перерезанный пополам поездом человек, глумящие ся над ним дети. В символическом контексте поэмы важны роль и значение чисел. Действие поэмы происходит в пятницу (день казни Христа) во время 13-й (символ дьявольских сил) поездки Венички в Петушки. Символом смерти становится буква “Ю”, которую знал ребенок героя и которая как бы бы ла его эмблемой. Поэма Вен. Ерофеева содержала в себе все черты постмо дернизма. Но уникальность ее состоит в том, что в ней не по рывалась еще связь с реализмом. Русский постмодернизм неоднороден. Помимо того, что он представлен тенденциозной ветвью (соц-арт, концептуа лизм), и в бестенденциозном русле можно выделить два по люса притяжения. Один определяется русской традицией и сквозь постмодернистскую форму проглядывает связь с клас сическим реализмом (Вен. Ерофеев “Москва—Петушки”, А. Битов “Пушкинский дом” и “Близкое ретро”, М. Харито нов “Линии судьбы, или Сундучок Милашевича”). Другой да ет как бы “снятый” западный вариант (Дм. Галковский “Бесконечный тупик”, А. Богданов “Проблески мысли и еще чего-то...”, В. Зуев “Черный ящик”, А. Жолковский “НРЗБ”). Роман М. Харитонова “Линии судьбы, или Сундучок Ми лашевича” представляет, по выражению автора, “каталог са Постмодернизм 181 моценных мгновений, изъятых из времени и истории”. Пове ствование складывается из размышлений героя Антона Лиза- вина над жизнью и записками малоизвестного писателя мест ного значения Милашевича, жившего в 10—20-х годах нашего века, из текстов самих фантиков, из жизненных перипетий героя. В романе нет жесткого сюжета, повествование аморфно, размыто. Линии судьбы филолога Лизавина вплетаются в судьбу Милашевича, которую приходится восстанавливать по странным заметкам на конфетных обертках-фантиках. Эти разрозненные слова, выражения, группируемые Лизавиным то в одном, то в другом порядке, проявляют глубинный смысл жизни, где событийный ряд оттеснен на второй план, где “... пересказ... мало что даст... существен всегда не сюжет а тот самый “укол смещенного чувства”, который заставляет разбирать по-латыни заборную надпись, над собой же при этом посмеиваясь, существен сухой полумрак за спинами си дящих, свет керосиновой лампы, игра всполошенных теней, причудливых мыслей —зыбкий воздух повествования”. “Воздух повествования” действительно колеблется. В нем перемешиваются время предреволюционное — время роман тических конспираций и ночных визитов, и сталинское время террора, всеобщего ощущения страха, и застойное время ти хого сопротивления идеологическому прессингу. Категория времени у М. Харитонова определяется категорией простран ства, зависит от него. Пространство же в повествовании не эвклидово, не трехмерное, а выпукло-вогнутое, как лента Мёбиуса. Оно символизирует несхоластическое, многомер ное восприятие мира: “Наш плоский ум и взгляд — лишь упрощенный осколок полноценной божественной кривиз ны”. В этом времени-пространстве могут одновременно су ществовать и беседовать друг с другом давно исчезнувший с лица земли писатель-философ и современный изучающий его литературовед, здесь одна жизнь перетекает в другую, а в судьбе современного человека можно найти разгадку судьбы уже ушедшего, а не наоборот, что, казалось бы, логичнее. В романе “жизнь складывается на пересечениях”, как за писано на конфетной обертке Милашевичем. Судьба Симеона Кондратьича, отражаясь в его “фантичном” творчестве, сама отразилась и, может, повторилась в судьбе Антона Лизавина. Образ Антона — это своеобразный фокус, в котором сходятся все линии романа. Интеллигент, живущий прежде всего ду 182 Постмодернизм ховным, он слаб и почти беспомощен в реальной жизни. Проникаясь духом философии Милашевича, Лизавин неосоз нанно уподобляет свою жизнь судьбе писателя. Его реальная материализованная жизнь скудна, возможно, нарочито на грани аскетизма. Им движут две страсти: стремление разга дать, восстановить судьбу Милашевича и болезненная, непо нятная любовь-жалость к промелькнувшей в его судьбе жен щине. В чисто постмодернистском стиле М. Харитонов выстраи вает судьбу Милашевича из литературы, из слова. Несущест вующий философ материализуется и становится реальным в исследованиях героя: жизнь рождается из текста. “Вот кто-то пишет вашу жизнь, водит скверным пером по бумаге, мы сте каем с чернильного кончика, складываемся из букв... Но де ло-то в том, что не только мы от него зависим, мы ему тоже зачем-то нужны. Нас творят наши творения. Он, который сейчас сочиняет нас —или думает, что сочиняет,—может, сам в этот миг начинает подозревать, будто его жизнь тоже пи шется кем-то. Кто-то невидимый смотрит на него с ожидани ем, надеждой, мольбой...” Образ Милашевича возникает на пересечении его собст венных фактичных (такое название современная критика уже стала применять для наименования отрывочного, фрагмен тарного способа изложения) записей и их трактовки Лизави- ным. Причем сами фантики как бы проецируются в совре менность, а токи лизавинского времени пронзают поздними прозрениями существование Милашевича. Философия Милашевича основывается на стремлении соединить слово, идею и переживание, жизнь. Милашевич убежден, что связь между вещью и словом не может быть произвольной. (Здесь, кстати, прослеживается отголосок се миотических дискуссий 60—80-х годов об условности и непро извольности знака и имени, структуралистских теорий о скрытости ядра слова в самом предмете.) В записях Милаше вича не раз возникают мысли о материальности чувств, их способности передаваться от человека к человеку. Милашевич убежден, что слова влияют на жизнь, перекраивают ее, что “новая вера начинается с новых слов”. Поэтому он так тща тельно подбирает слова, зачеркивает, ищет нужное, даже бу дучи убежденным, что его записки будут уничтожены. Милашевич помечает на одном из фантиков: “Может, имя загадочным, неизвестным пока науке способом производит Постмодернизм 183 воздействие на сам телесный состав и даже на извержения телесные”. И проводит анекдотический эксперимент, который вроде бы подтверждает его предположения. На очередном фантике он замечает, как неосторожно было брать имя Карл сыну любимой им женщины — недоростку-горбуну: слишком явно имя выражало внешность и суть его носителя. Фантики Милашевича были не просто записками, вызы вающими из жизни отдельные мгновения. Они были филосо фией, дополняющейся его рассказами. Метод его философ ского взгляда на жизнь был найден не сразу. Его суть раскры вается в рассуждении об оптических приборах: “Они ведь не только укрупняют предмет, но выделяют его из суетного про странства и фокусируют на нем взгляд... Я все больше убеж дался, что дело именно в обособлении, а не в укрупнении”. Милашевич и пытается выделить мгновения, лица, детали, обособить их даже от времени, ввести в пространство своего метафизического бьгга. Философия Милашевича не система тична. Основное в ней — способность “обеспечить внутрен нюю гармонию и наделить чувством счастья независимо от внешнего устройства жизни”. Правда, не очень полно реализуется эта оптимистическая идея в судьбе самого Мила шевича. Его жена ушла к революционеру по имени Агасфер (вот еще одно сцепление имени и человека: вечный скиталец, об реченный на одиночество, он так и не смог удержать жену, воспитать своего ребенка). Милашевич надеется на семейное счастье, верит, что жена вернется к нему. Залогом этого он считает ее сына — “херувимской красоты” мальчика с белокурыми волосами. Но за ангельским личиком оказывается страшная личина “губернского уполномоченного по борьбе” тов. Карла, погу бившего собственную мать. Судьба Милашевича втягивает в свою орбиту “тайного на родолюбца” фабриканта Ангела Ганшина, покончившего с собой, московского библиофила Василия Платоновича Семе- ку, местного мечтателя и живописца, исковерканного войной и революцией Босого Летаря. Случайно мелькнувшая на фан тике надпись “Дорогой Роксане на долгую память” отклика ется в жизни тревожащей душу Антона Лизавина женщины: Зоя случайно (“тема судьбы... осуществляется через самые не вероятные случайности”) оказывается квартиранткой бывшей княжны Роксаны Викентьевны Ганецкой. Спустя десятки лет 184 Постмодернизм через любимую женщину судьба Лизавина соприкасается с материализованной частицей жизни Милашевича. К Лизавину тоже, почти симметрично по отношению ко времени — пространству Милашевича, сходятся линии дисси дента Максима Сиверса, “вульгарного ницшеанца” доцента Никольского, бывшего мужа Зои Кости Андронова-Трубача. Симметрия окружения этих героев дополняется сопоставле нием судеб любимых женщин Милашевича и Лизавина. Алек сандра Парадизова, вопреки фамилии отнюдь не в раю про жившая жизнь, как бы воскрешается в страдающей одинокой Зое. К Лизавину попадает тетрадка с записями Максима Си верса — человека обнаженной совести. Ощущение лжи и ли цемерия в нем обострено до физического недомогания: “жар, зуд, задыхание могли возникать от раздражителей вовсе не материальных и даже чаще нематериальных: так, одно время простые сочетания слов вроде “повестка дня” или “почетный президиум” провоцировали... полный набор симптомов...” Сивере чувствителен к каждой беде, нужде. Он понимает правду “обыкновенного человека”, пишет, что большинство людей не могут жить “без умолчаний, подмен, самообмана, упрощений, неправды”. Но сам Сивере не может существо вать в ощущении неполноты правды. В тюрьме Максим кон чает жизнь самоубийством. Все произведение М. Харитонова “строится не на прямых логических связях, а на ассоциациях. В известном смысле (правда, не вполне в бахтинском, предполагающем спор идей) это полифонический текст”1. Здесь если нет борьбы идей, то есть, во всяком случае, их взаимодействие и дополняе мость. В философском пространстве романа находят отраже ние ницшеанская идея сверхчеловека, федоровская “Филосо фия общего дела”, экзистенциалистское понимание человека и сущности жизни, а также культурологические структуралист ские построения. В ткани фактичного романа чувствуется дух В. Набокова, эссеизм В. Розанова, а в языке прослеживается литературное влияние А. Платонова. Роман “Линии судьбы...” —это постмодернистский роман, в котором все основные признаки классического постмодер низма (коллаж, фрагментарная-каталожная организация тек
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.013 с.) |