Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрадкин И. Б. Брехт. М., 1965. С. 317.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
102 Условно-метафорическая проза ей долей”. До встречи с Верой Ходаревой он жил именно в гаком согласии: бывший офицер-дворянин ходил в засален ном армяке, не пользовался носовым платком, то есть опро стился предельно, принимал жизнь, как сложилась. Вторая встреча с женщиной, которую он любил всю жизнь, неожи данно “открыла ему, что он давно свободен от всех долгов своей жизни,—да и никогда никому ничего не бывал должен, рабских уз никто на него не накладывал, и лишь по какому-то величайшему недоразумению он прожил долгие годы в добро вольном рабстве”. Но свобода от долгов — это свобода от же ны и пятерых детей! Николай Николаевич предлагает Вере Кузьминичне ехать с ним в Москву к брату. Когда жена брата выгнала их, старший Тураев вдруг почувствовал, что нет у него никакого долга и перед несчастной старухой, которую он бросает прямо на улице, одну в чужом городе. “Делайте, как вам будет угодно... Но только с этой минуты забудьте, как меня зовут, кто я, кем был. Вам сейчас ничего не видно, и никому ничего не видно, но именно сейчас, сию минуту, произошло в моей душе то самое, после чего уже совершенно неважно, кем я был. Нет у меня теперь ни имени, ни звания, не гражданин я, не дворянин, не христианин, не молодой, не старый... Я теперь свободен от всего. И от вас тоже свобо ден... Я Никто”. Идея обретения свободы в избранничестве, в сверхчело вечности уже была. Но чтобы свобода заключалась в превра щении в Никто и ничто — это уже идея исключительно XX века, который показал, до каких пределов можно умучить, унизить человека, чтобы он добровольно захотел превратиться в ничто. Философские поиски Николая Николаевича эгоцентрич ны. Он жаждет обретения индивидуальной свободы, ошибоч но видя ее в отказе от каких бы то ни было жизненных свя зей. То, что такая свобода безнравственна, что ее цена — судьбы других людей, для старшего Тураева значения не име ет. То, как он поступает с близкими или доверившимися ему людьми, можно назвать только подлостью. Поэтому при всех драматических перипетиях судьбу Николая Николаевича нель зя считать трагичной, ибо трагедия и подлость в одном лице несовместимы. Сознание деда по генетическому коду отзывается в созна нии внука Глеба. Он тоже уходит от жены и дочери, пора женный внезапной мыслью, что все, чем он занимался в жиз Условно-метафорическая проза 103 ни (а занимался он совершенствованием смертельного ору жия), направлено на самоуничтожение. Эта мысль приводит его к самоубийству, которое одно способно освободить чело века от страдания и одиночества. Понятия “страдание” и “одиночество” лейтмотивом про ходят через судьбы всех трех поколений Тураевых. Николай Николаевич думал: “Я страдаю, значит существую”. Глеб пришел к категорическому императиву: “Не желаю ни стра дать, ни существовать”. “Но в промежутке укладывалось со единяющее звено Степановой жизни и существовал его тура- евский вариант: жить-то надо; ничего другого нет; главное, жить надо, а там видно будет”. Степан — единственный из семьи Тураевых, который претерпел все муки и духовной, и физической несвободы. В фашистском концлагере он не раз был на волосок от смерти. И только тогда, перед лицом физи ческого уничтожения, Степана пронзало чувство: “Я — Оди ночество”. “Я — Одиночество” — это вопль души и Николая Нико лаевича, и Глеба. Не только они одиноки, вокруг такие же одинокие, замкнутые на себе существа, между которыми нет никакой духовной связи. Даже родные люди оказываются чу жими. Дети Николая Николаевича испытывают “чувство не- братства и безразличия друг к другу”. Глеб не может найти контакт со своей дочерью. “Чувство непостижимой и страш ной одинокости среди всех отдельных существ и элементов мира было стержнем тураевской духовности ” А. Ким изображает тотально несвободный мир одиноких людей, объединенных только страданием. XX век — это век предельно жестоких мук. Писатель беспощаден в описании тех испытаний, которые выпали на долю Степана. Прессовка тел пленных в немецком концлагере, голод, доводящий людей до скотского состояния, испытание удушающего газа, изнаси лование зэками проигравшегося в карты, самоубийство жен щины —все это страшные зарубки памяти Степана. Но испы тав все это, Степан понял ценность человеческой жизни, невозможность одних претендовать на жизнь других. Познав физическую несвободу, Степан ощущает реальную, а не ме тафизическую сущность свободы. Поэтому он ближе всех к Отцу-Лесу, поэтому, бежав из лагеря, он приползает умирать к Дому, к лирообразной сосне, которая стала родовым дере вом Тураевых, и, вобрав силу леса, остается жить. 104 Условно-метафорическая проза Через весь роман проходит образ ожога души. Он возни кает в сознании и ощущениях Глеба Тураева. Но это генети чески переданное чувство, рожденное физическими муками, испытанными отцом, душевной тоской деда. Ожог — это скорбь “по навеки утраченному прошлому”, ужас от реалий этого прошлого. С одной стороны, герои испытывают одиночество, с дру гой — их сознание перетекает, мысль, рождающаяся в созна нии деда, передается внуку; Глеб воплощается в отца, а отец продолжает мыслить в сыне, то есть они составляют нечто единое, общее. “Николай Тураев в одну минуту утратился как самостоятельная духовная единица, словно бы мгновенно погиб, потому что его сын Степан видел рядом с собою на обочине грязной дороги растоптанного человека со страш ным, искаженным лицом; а сын Степана, Глеб, из-за этого же потерял всякое желание жить...” В романе все судьбы связаны и переплетены друг с другом и в пространстве, и во времени. Разные времена смыкаются, образуя не вектор, линейно ведущий из прошлого в будущее, а некую пульсирующую точку, в которой сливается прошлое деда, настоящее отца, прошлое внука. В пространстве Леса и Дома одновременно разворачиваются судьбы разных персо нажей, существовавших в разное время, прежде умерших и воплотившихся в другие жизни или в деревья. Автор “объединяет —в стремлении доказать Вселенность человека — духовные миры всех своих персонажей (и свой в том числе), разделенных десятилетиями, веками и сотнями километров, составляет самые невероятные комбинации судеб” 1. А. Ким показывает, что судьбы отдельных людей связыва ются в непрерывную цепь страданий всего Человечества. Ни колай Николаевич отрицает прогресс, так как видит в нем только поиски путей взаимоистребления. “Мир человеческий погряз, обслуживая свое звериное начало. Величие наших грандиозных злодеяний никак не сравнимо с жестокостью самых свирепых хищников. А вся сила и гений разума пре вращаются в силу нашего самоуничтожения и в гений неодо лимого зла, мучительства и тоски. Называется все это про грессом”.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.009 с.) |