Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Берг М. О литературной борьбе // Октябрь. 1993. № 2. С. 189.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постмодернизм 171 3. Гареев передает не только антураж, но и атмосферу времени, наполненного энтузиазмом, лихорадочным весельем. “Колонны трудящихся, наполняя солнечное пространство красками и звуками, растекались по местам активного отдыха — весело входили в двери буфетов... к прилавкам с пирожками с повидлом и с банками минтая... ломились к газетным киос кам”, “ревели трубы, крутилась карусель”. Карусель, карнавал — такой предстает жизнь. По словам М. Бахтина, “карнавал не созерцают — в нем живут, и живут все... Карнавал — это вто рая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь” 1. Но празднества “на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, пере ломными моментами в жизни природы, общества и челове ка”. Веселье в парке нет-нет да и прорывается зловещими сценками, выявляющими внутренний смысл происходящего, его надлом. Вот катается на лодке семейство Кокошниковых. Женщина Анна “от любовного общения с природой” напол няется нежным чувством к мужу и, “высоко вскидывая перед мужем Кокошниковым голову и стыдливо рдея”, поет песню любви. Но сыновья шумят, дерутся между собой и мешают “общаться с природой”. Отец Кокошников, взяв в руки весло, бьет им по голове Васятку, который вываливается из лодки и тонет. При этом супруг торжественно произносит: “На при роде... необходимо дружить с дисциплиной и порядком!”, “Не спасай его, Анна. Пусть он станет добычей рыб”. Абсурд, ле жащий в основе сценки,— это тот же прием шока, неожидан ности, который использует в своих рассказах В. Сорокин. Смерть Васятки не останавливает всеобщего веселья: все так же играет музыка, вертятся карусели, самоотверженно борется за светлое будущее тов. Кромешный. Абсурдная упорядочен ность, ритуальность карнавала ничем не нарушается. В парке, как в жизни, “всегда есть место подвигу”. “Гар моничная личность” тов. Петров останавливает летящий на толпу вагон и, между прочим проявив героизм, культурно развлекается, показывая высокую спортивную подготовку. “Эх, спорт! Товарищ Петров скинул штаны, быстренько отва лял 500 метров, прыгнул в высоту, обрадовав голубые небеса вольностью полета, метнул гранату, съел 500 штук русских народных блинов в соревновании “Кто больше?”, влез на столб, слез со столба с холодильником в руках и под крики
1 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренес санса. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 298-299. 172 П остмодернизм “ура!” получил значок...” Здесь все построено на достоверных реалистических деталях проведения досуга в ПКиО, но со единенные вместе, спресованные маленьким временным про межутком, эти реалии приобретают абсурдный характер. Ти пичные приметы быта иронически окрашиваются, принимают гротескные формы. Смоделированный, упорядоченный ло зунгами и призывами, построенный на следовании опреде ленным правилам мир социалистической действительности разрушается вторжением алогизма, становится страшным и трагичным. 3. Гареев сталкивает провозглашаемый лозунг с его реаль ным воплощением. И оказывается, что буквальное претворе ние затасканных, уже лишенных содержания слов не только абсурдно, но и чревато потерей человечности. Обращением не только к соцреалистическим (советским), но вообще ко всяким идеологемам и их развенчанием занят концептуализм. Концептуализм не прикреплен к одному ка кому-то общественному строю, как соц-арт к социалистиче скому. Он устанавливает глубокую связь с идеологическим сознанием как таковым. Само слово “концептуализм” вошло в литературоведение с подачи Б. Гройса, который в журнале “А—Я ” (первый журнал русского неофициального искусства, издававшийся в Париже) объединил ряд поэтов под общим названием “московский романтический концептуализм”. Определения в процессе пользования отпали, а само слово “концептуализм” получило широкое распространение. Концептуализм особенно от кровенно представлен поэзией. Но и в прозе можно гово рить о концептуализме рассказов Евг. Попова “Глаз бо жий”, Вик. Ерофеева “Письмо к матери”, “Карманный апо калипсис”, “Бердяев”. В “Письме к матери” Вик. Ерофеев смешивает идеологию разных времен, наслаивает друг на друга бытовые и политические приметы периода гражданской войны (обстрел поезда белыми) и антиалкогольной кампании 1986—1988 годов (исчезновение водки и замена ее одеколоном у алкоголиков). В сознании героя переплетаются идеи рус ского либерала XIX века и чаяния демократа периода пере стройки. В рассказе время неопределенно, размыто, да его конкретика и не важна, как не важна локализация простран ства. Вик. Ерофеев создает пластический образ некоего ог ромного вневременного и внеисторического идеологического и культурологического универсума. В него вмещаются разные Постмодернизм 173 художественные стили, абсолютно не прикрепленные к опре деленному временному отрезку. Сентиментализм (“... в лесу маленькое чудо природы: незамерзающий родник, беззвучный оркестр пульсирующих струй. Недаром народ назвал его Снегуркиным сердцем. По утрам, восстав после сна, гляжу сквозь морозны кружева, как неспешно восходит над север ными широтами светило свободы”) соседствует с “те леграфным” стилем начала 20-х годов, со стереотипами соц- реалистической литературы. Патетика рассуждений о роли литературы и разрушении культуры парадоксальным образом сплетается с натуралистическими подробностями типа: “Кормят сносно, меня почти что совсем не поносит”. Умили тельные восторги соединяются с жестокостью и цинизмом. Вик. Ерофеев не только пародирует многочисленные идеологемы и литературные штампы, он их разрушает, взры вает изнутри простым сопоставлением друг с другом. Его рас сказчик —личность весьма изощренная при внешней просто те и открытости. То, что он говорит, нельзя рассматривать од нолинейно. Первичные смыслы рассказов Вик. Ерофеева да ют возможность многоуровневых интерпретаций. В “Письме к матери” можно увидеть отражение переворошенного сознания обывателя, а можно, при сопоставлении с рассказом “Попу гайчик”, —философско-психологический архетип российского либерала (“Письмо к матери”) и палача (“Попугайчик”) 1. Полисемантичность возникает не только на уровне сюжетов, эпизодов, персонажей, но даже в пределах одного слова. Рас сказывая о встрече со скульптором Зотовым, прежде гони мым, а с приходом свобод вдруг обласканным всеобщим вни манием, герой отмечает; “Благодаря разрядке и оттепели, он как-то сразу во всем разуверился. Последние нравственные опоры прогнили, и он стоял посреди кладбища совершенно потерянный”. Здесь каждое слово имеет подсмысл. Вик. Ерофеев свободно играет омертвевшими и только рождающимися концептами, разрушая вневременные струк туры идеологических мифов. На границе между соц-артом и концептуализмом находит ся повествование Евг. Попова “Душа патриота, или Различ ные послания к Ферфичкину”. Это письма, адресованные не коему вымышленному Ферфичкину, а в реальности — каждому читателю. Используя жанр эпистолярного романа,
1Липовецкий М. Свободы черная работа... С. 36-38. 174 Постмодернизм Евг. Попов наполняет его не только исповедальностью, как это принято в классических “посланиях другу”. Здесь серьез ное, историческое (“умер тот, кто был”) постоянно перебива ется саркастическими замечаниями, едкими шуточками, бы товыми подробностями. Писатель в предисловии сообщает, что он лишь публика тор переписки некоего Евгения Анатольевича Попова, отде ляя себя от героя-повествователя, но при этом сохраняя за ним свои полные фамилию, имя, отчество. Вначале повество вание разворачивается как некий пародийный парафраз сен тиментальных “Писем русского путешественника” Н. Карам зина. Герой подробно описывает возвращение из южной командировки на Север, к “горячо любимой жене”. Гипсовая копилка-образец китча вызывает цепь воспоминаний о после военных годах, которые уходят еще дальше — в родословную Попова Е. А. “Частная” фамильная история переплетается с Историей страны. Для героя нет мелочей. Ему одинаково ин тересны и цены на вино и продукты, и семейные предания, и какие-то дорожные случаи. Его творческая установка — пред метом искусства является все. В прошлом его интересует жизнь его родственников как та цепочка, которая соединяет прошлое и настоящее и может дать какое-то объяснение бу дущему. При всей иронии рассказы о дедах Пашах, дядях Ко лях, бабах Маришах окрашены теплой тональностью. Но и в них чувствуется какая-то неуютность от того, что домашняя жизнь постоянно как бы корректируется, подправляется ка зенным государством. В “Душе патриота” повествование делится интонационно и по смыслу на две части. Первая — ироническое, со множе ством деталей и отступлений, но в целом теплое обращение к родословной героя. Вторая часть начинается с ноября 1982 года, когда “умер ТОТ, КТО БЫЛ”. Это описание блужданий героя с другом поэтом-концептуалистом, художником Дмит рием Александровичем Приговым по траурной Москве, пере живающей (не в чувственном, а в историческом плане) смерть Брежнева. Между этими частями нет определенной автором границы. Блуждания по родословной переходят в блуждания по Москве. Изменяется только тональность. Во второй части “блажной восторг историчности холодил душу патриота, что он скрывал за некоторой напускной бравадой”. Описание кружения персонажей по Москве до дотошно сти скрупулезно. Герой рисует схемы маршрутов, детально Постмодернизм 175 показывает, как и куда подошли, что сказали стоявшим в оцеплении милиционерам. Центром траурной Москвы стал гроб (как, впрочем, гроб с другим покойником всегда был центром советской столицы). Как и при жизни ТОГО, КТО БЫЛ, он отделен от народа цепями милиции и военных — история государственная по-прежнему не всех допускает к участию, хотя государство “всенародное”. Оказавшись за многочисленными кордонами, герой и его друг испытывают “странные чувства: с одной стороны, мы ощущали себя при частными к Истории и ликовали, отчетливо сознавая, что ни кто из наших друзей, приятелей, знакомых и родственников не окажется в этот день, вечер, час столь близко к географи ческому эпицентру мировой истории, но, с другой стороны, мы одновременно как бы сидели на русской советской кухне однокомнатной квартиры, где в единственной комнате стоит гроб с хозяином и все заходят, заходят люди”. Бродя с Дмитрием Александровичем Приговым, герой как бы движется от одной точки к другой — от приятеля к при ятелю. Эти короткие остановки то у известного поэта- женщины А., то у скульптора Нефед Нефедыча, то у худож- ника-модерниста Теодора как островки среди холодной тра урной осени. Герои пытаются осмыслить происшедшее, пред ставить, каким будет будущее. Но они даже друг перед другом не раскрываются до конца. Их прогнозы полны недомолвок, туманностей, рожденных из уже сложившегося стереотипа социального поведения: “Однажды я уже высунулся в этот открытый мир, и меня там так хорошо угостили палкой по морде, что я тут же отчалил в свою нору за штору”, “раньше говорил, что думаю, а теперь я думаю, что говорю”. Евг. А. Попов, блуждая по Москве, как гид, ведущий экс курсию, рассказывает то историю строительства того или иного здания, то историю личной жизни или жизни друзей, связанную с определенными строениями. История государст ва все время-перемешивается с личной историей, причем са мым парадоксальным образом. Казалось бы, мелочь, подроб ности, упоминаемые рассказчиком, должны размывать повествование. Но происходит какой-то стереоскопический эффект — история становится объемной, полной, более ра зомкнутой в перспективу. Конец эпохи правления ТОГО, КТО БЫЛ воспринимает ся как конец предыстории. Осознав это, герой уже не язвит. 176 Постмодернизм не ёрничает. Сцена похорон, наблюдаемая по телевизору, на писана протокольно кратко, четко. Здесь нет места ни автор ским отступлениям, ни комментированию, ни эмоционально сти. Но глаз повествователя устроен так, что видит он не только Красную площадь, но и пролетевшую над ней черную птицу, слышит, как президент Академии говорит “совре- мённость”, а оркестр играет “чуть ли не вальс”. И померещи лось ли, или предвиделось, что не один, а два катафалка пе ресекают площадь. Герой заканчивает свои письма накануне Нового года с верой, что “новая неуемная жизнь осветит наши берега”, но сразу же следует фраза, которую в контексте вряд ли можно понимать в ее первичном смысле — очень уж известен второй план: снова пришла зима и наконец-то закончилась отте пель”. “Душа патриота” заключается признанием повествователя: “Я люблю пироги, я люблю свою жену, я люблю свою Роди ну”, в котором, наконец, соединяются, на первый взгляд иронически и парадоксально, личное чувство и гражданское. Произведение Евг. Попова вместило многие черты пост модернизма — повышенную рефлексию, комментаторство, синкретизм жанра и мышления. Но при этом явление кон цептуального искусства прежде всего, ибо в создании своего текста автор идет не от другого текста, не от литературы, а от жизни. Он утверждает, что жизнь богаче вымысла и “можно, остановив любого прохожего, расспросив, как он провел день, туг же, с ходу написать роман Джойса “Улисс”, хоть и не ис ключено, что напечатать его, мягко говоря, будет довольно трудно”. Евг. Попов отталкивается от идеологем сознания брежневского периода, когда только иронией можно было скрыть трагизм несовпадения личной и государственной эти ки, когда страх рождал лицемерие, заставляя говорить не то, что думаешь. “Душа патриота” разрушает миф о единстве че ловека и государства. Концептуализм имеет мифологическую структуру, хотя действие его амифологично. По Р. Барту, миф — это вторая семиологическая система, это “второй язык, на котором гово рят о первом”1. Концептуализм как бы создает искусственный миф, основываясь на любом идеологическом мифе. Главная
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.015 с.) |