Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты // Новый мир. 1992. № 7. С. 215Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постмодернизм 161 стоянно навыкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (Какая ду ховная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испы таний и бедствий,—эти глаза не сморгнут. Им все божья роса ” В этом небольшом отрывке переплелись и одическая ин тонация жизнеутверждающей прозы соцреализма, и реализа ция метафоры, создающей иронический пафос ("Глаза не продадут (предадут). Ничего не продадут и ничего не купят”), и цитата известного стихотворения в прозе И. Тургенева "Русский язык”, и фольклорная — усеченная — пословица, восстановление опущенной части которой "плюй в глаза. ” сводит на нет всю воспевающую интонацию этого монолога, переводит его в иронический регистр. Русское постмодернистское творчество —это процесс язы ковых игр, самой распространенной из которых является обыгрывание цитат из классической и соцреалистической ли тературы. Цитироваться может мотив, сюжет, каноническая эстетическая конструкция, миф. Название "Москва—Петуш ки” отсылает к "Путешествию из Петербурга в Москву”. В ро мане Т. Щербины "Исповедь шпиона” цитируется мотив "рукописи не горят”: “Господин Слуга жег чей-то дневник — претворял в каноническое писание ” В романе Ф. Эрскина "Рос и я” в сфере авторского пове ствования реальная история переплетена с вымыслом, сме щаются пространственно-временные рамки, стилизуются ми фы. И все это создает панораму российской истории. "Про должалась борьба, которую вел с большевиками Сталин, этот чернокожий крещеный мулат с маргинальным и подвижным умом, благодаря лишь собственной сметливости выкупивший на волю себя и свою семью, хотя и не простил старому режи му ни своих унижений, ни унижений всей индейской нации, загнанной большевиками в резервации (его подлинным име нем было Са Лин, что означает Красивый Вождь), на своей исторической родине он действительно был сыном индей ского князя племени маурили, и, вывезенный русскими кон кистадорами в качестве и 1 рушечного карла для гарема жены Верховного правителя России, он только по ошибке остался не оскопленным... что позволило юному Са Лину сжиться ду хом с русскими аборигенами, и после жестоко подавленного восстания Пугачева в очередной раз возглавить борьбу за не- 162 Постмодернизм зависимость”. Пародийный характер распространяется и на историю, и на ее деятелей, и на концепцию государства в це лом. Постмодернизму свойственна игра, демонстративность, эпатажность. Это то, что известный американский теоретик постмодернизма И. Хассан называет “театральностью совре менной культуры” 1. В постмодернистской прозе легко узна ются “коды” художественных систем и явлений, отсылаю щих к другим временам и культурам. “Девушка и смерть” Вик. Ерофеева понижает романтический пафос горьковской поэмы, смысл которой был определен замечанием Сталина: “Любовь побеждает смерть”. В “Пушкинском доме” А. Битова главы называются “Медные люди” и “Бедный всадник”, и возникает не только образ Пушкина, но и тень Достоевского. Второй важной чертой, определяющей специфику постмо дернизма, является характер отношений между автором и тек стом. Автор творит текст на наших глазах. Поэтому произве дение как бы не очищено от языкового сора, нарочито не отделано до конца. Иллюзия спонтанного создания текста поддерживается автором сознательно. Постмодернистский текст — не готовое произведение, а процесс взаимодействия писателя с текстом. К такому типу отношений между автором и текстом вполне применим термин “генотекст”, т. е. рож дающееся здесь и сейчас, прямо перед нами творение. Эта черта откровенно выражена в повести “Душа патрио та, или Различные послания к Ферфичкину” Евг. Попова, в романах “Пушкинский дом” А. Битова (“Где-то, ближе к концу романа, мы уже пытались описать...”), “Линии судьбы, или Сундучок Милашевича” М. Харитонова. Автор в постмодернистской прозе часто становится и пер сонажем, одним из главных героев. Писатели не отделяют се бя от персонажей, наоборот, подчеркивают свою идентич ность использованием полного ФИО, хотя законы пост модернистской игры заставляют иногда автора отрекаться от единства с героем. В “Душе патриота” Евг. Попов сообщает, что он лишь публикатор переписки некоего Евгения Анатоль евича Попова —литератора. Вен. Ерофеев сливается со своим Веничкой: “Ваш покорный слуга, экс-бригадир монтажников ПТУСа, автор поэмы “Москва—Петушки”. А в романе А. Би
Цит. по статье: Вайнштейн О. Леопарды в храме (Деконструкционизм и культурная традиция) // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 198. Постмодернизм 163 това “Пушкинский дом” происходит постоянная подмена ав тора героем и героя автором. Тезис “мир как текст” определяет и взаимоотношения ав тора с текстом. Текст часто уходит из поля влияния писателя. Создающий этот текст автор — сам персонаж другого, боль шего Текста, у которого есть Творец. Модель мироздания вы страивается в постмодернизме как текст в Тексте. Отсюда происходит “размывание”, по выражению теоретика постмо дернизма Б. Гройса, категории авторства. Постмодернизму не свойственны претензии на оригинальность. Наоборот, писа тель, используя написанное прежде и другими, смешивая раз личные стили, теряет право на демонстрируемое авторство. Он как бы растворяется в чужих знаках, цитатах. Постмодер нистский писатель “отталкивается от ощущения, что мир ин теллектуально переполнен, что ни одна новая мысль и ни од но новое движение само по себе, несмотря на всю искренность и добрую волю автора, не являются самоценны ми, так как литература не предназначена для выяснения ка ких-либо нелитературных понятий” 1. Цитатность, перекодировка, использование известных сюжетов определяют принципиальную “вторичность” пост модернизма. Эта “вторичность” провоцируется писателя ми. В “Пушкинском доме” А. Битов провозглашает свое кре до: “Мы склонны в этой повести... под сводами Пушкинского дома следовать освященным музейным традициям, не опаса ясь перекличек и повторений — наоборот, всячески приветст вуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоя тельности”. Постмодернизм — культура рефлексирующая. Это означа ет, что автор при создании текста постоянно перебивает себя, уточняет какие-то детали, объясняет смысл образа, говорит о причинах того или иного действия. Повышенная рефлексия выражается в форме комментаторства, автодокументирования. Наиболее распространенными жанрами постмодернизма ста ли дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма, комментарии, сочиняемые героями романы. “Жанром корот ких фрагментов, остановленных и укрупненных мгновений” называет свой роман “Линии судьбы, или Сундучок Милаше- вича” М. Харитонов. В эпистолярном жанре, адресат которого мифическое, несуществующее лицо, написана “Душа патрио
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.008 с.) |