Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лосев Л. Генеалогия авангарда // Русский курьер. 1991. № 26. С. 34.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
158 Постмодернизм Авангардист — вправе, потому что в его системе текстом ста новится поведение самого автора” 1. В крайнем выражении авангардизм стремится воздейство вать внеэстетически. Вспомните желтую кофту Маяковского, стрелу и треугольник, нарисованные на щеке Бурлюка. Все это было направлено на эпатаж зрителей, пришедших послу шать стихи. Авангардисты часто используют отрицательные формы вы ражения: заумь, косноязычие, слогописание. Косноязычие —это способ выразить то, что не поддается языку, ускользает от наименования, или намеренное сведение речи к бессмыслен ному бормотанию, к бессвязности. В авангардном искусстве на первый план выходит прагма тика. Действенность искусства становится главным моментом. Авангардисты призваны растормошить, поразить, вызвать ак тивную реакцию. Таким образом, модернизм и авангардизм — явления во многом различные, хотя в литературоведении часто и не раз личимы. Совершенно очевидно, что модернистами можно считать А. Блока, В. Ремизова, Ф. Сологуба, А. Белого. Но к авангардистам их отнести будет неверно. Граница между мо дернизмом и авангардизмом относительна и определяется скорее интуитивно, чем на основании разумно выверенных критериев. Опрокидывание традиций, агрессия по отношению к ина комыслящим в искусстве сближают авангардизм и соцреа лизм. Некоторые литературоведы (Б. Гройс, 3. Надточий, Е. Добренко, С. Кропотов) считают даже, что соцреализм — это суперавангард. Это вряд ли соответствует истине, т. к. эс тетически соцреализм узаконивает норму, а авангардизм стре мится к разрушению любых норм. Постмодернизм, отталкиваясь от модернизма, формирует ся как явление в определенном смысле закономерное. Он опирается уже “не на какую-то определенную позицию, а на плюрализм позиций, методов, стилей, относительно которого в принципе исключена оценка “хуже—лучше”12. На почве русской литературы постмодернизм начал скла дываться в андерграунде в конце 60-х годов, а стремительный переход к постмодернистскому сознанию совершился в ос-
Шапир М. Что такое авангард? // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. С. 5. 2 Казин А. Искусство и истины // Новый мир. 1989. № 12. С. 242. Постмодернизм 159 новном в 70-е годы. В эти годы сама наша реальность создала вполне постмодернистские основы художественного сознания. Как отмечает М. Эпштейн, постмодернизм — явление широ кого масштаба, возникающее на основе как тотальных техно логий, так и тотальных идеологий. “Торжество самоценных идей, имитирующих и отменяющих действительность, способ ствовало постмодернистскому складу ментальности не мень ше, чем господство видеокоммуникаций, создающих также свернутый в себе мир остановленного времени”1. В наших социокультурных обстоятельствах становление постмодернизма воплотило вполне реальное и объективное стремление к плюрализму общественного сознания, с одной стороны, и релятивизации его —с другой. Но если в 60-е годы релятивизм миропонимания* был фактом личного самосозна ния, то в конце 80-х — это факт массового сознания. Именно конец 80-х годов знаменуется легализацией постмодернизма, когда значительное число произведений, объединенных поня тием “постмодернизм”, было опубликовано и стало фактом культурного сознания. Питательной почвой для нашего постмодернизма послу жил в идеологическом плане “развитой социализм”, а в эсте тическом —искусство соцреализма. Реалии общественной жизни 70-х годов воспринимаются как очевидно постмодернистские. Бесконечно повторявшиеся лозунги, призывы, заклинания давно уже перестали нести их первоначальный смысл. От постоянного повторения содержа ние утратилось, осталась пустая оболочка, видимость смысла. Ничем не обеспеченные права, вроде права на жилище, сво бода слова, тоже представляли собой видимость, лишенную реального наполнения. Все это образы отсутствующей дейст вительности, идеологические симулякры, породившие при вычку воспринимать отступления от реальности (обществен ную ложь) как саму реальность. Соцреализм создал все предпосылки для русского постмо дернизма. В этом отношении соцреализм “развил до абсурд ной точки такие “родовые” черты авангардистских течений, как умозрительность, агрессивную нетерпимость к эстетиче скому инакомыслию, стремление к культурному монополиз му”12. Положительный герой соцреализма — обязательно ак-
230. С. 6. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. С. 2 Липовецкий Марк. Закон крутизны // Вопросы литературы. 1991. Ноябрь-декабрь. 160 Постмодернизм тивный борец за идею, сам представлял идею цельного, гар моничного, не знающего разлада с собой и исторически пер спективного человека, полностью реализующегося только в коллективе. Действительно, соцреализм имеет много общего с авангар дизмом. Постмодернизм использует авангардизм в своих це лях, сохраняя функцию ответа модернизму, как бы противо полагая себя ему. Постмодернизм возникает при определенном состоянии мира, в условиях экономической стабильности, утраты нрав ственных ориентиров. Концепция действительности лишается самостоятельной внутренней логики, в ней отсутствуют какие бы то ни было абсолютные ценности, и потому действитель ность должна быть воспринята как условный текст. Р. Барт сформулировал такую ситуацию в словах: “Мир как текст". Это ключевая для понимания эстетики постмодернизма фор мула, определяющая характер эстетических приемов и специ фических средств постмодернистского творчества. Постмо дернизм вводит запрет на ощущение жизни как трагедии (М. Берг), ибо все уже “было, было, было". Прежде всего в прозе постмодернистов особый характер приобретает повествование. Постмодернисты сочленяют язы ки разных эпох и культур, обыгрывают стереотипу воспри ятия жизни. Они используют прием полистилистики, т. е. стилевой неоднородности произведения, “вживления" эле ментов разных эстетических направлений, и создают таким образом текст, основанный на противоречиях, диссонансах, внутренней “борьбе" разнородных форм. Постмодернистский текст демонстрирует абсолютную неустойчивость, пренебре жение правилами и нормами языка. Он полифоничен в плане стилистики. Текучесть, относительность текста проецируется на относительность мира. “Истина о сплошь относительном" мире не принадлежит ни одному из культурных языков, адек ватный образ возникает лишь на скрещении различных ходов и поэтических систем” 1. Такой стилистический полифонизм характерен для прозы Вик. Ерофеева, Евг. Попова. В поэме Вен. Ерофеева “Москва—Петушки" образы воз никают в процессе диалога между высоким стилем классиче ской русской поэзии и площадной бранной лексикой жиз ненного “дна”. “Зато у моего народа — какие глаза! Они по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.009 с.) |