Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степанян к можно ли жить бунтом. // литературная газета. 1989. № 4. С. 4.
Условно-метафорическая проза 105 Творцом такого прогресса оказывается внук Николая Ни колаевича Глеб. Осознание этого подводит его к трагическому решению покончить с жизнью. Герои А. Кима при всей любви к человеку, боли, испыты ваемой за его участь, все-таки не верят в человека. Божест венное начало ушло из него, ушла любовь, которая освещала и оправдывала его существование. История потратила много времени, чтобы превратить человека в “сонм обезумевших микробов на поверхности земного шара”. Войны, коллективи зация, репрессии вытравливали из человека его божественную суть, оставляя только мучавшее чувство “эго”. Когда собст венные боли и проблемы заслоняют окружающее, человек и испытывает тоску и безысходное отчаяние, ощущая себя все ленским Одиночеством. Глеб чувствует горечь от сознания своего личного бесси лия. Все Тураевы в тяжелые минуты обращались к Отцу-Лесу. Отец-Лес — это метафора какой-то высшей духовной сущно сти, нечто вездесущее и всепроникающее. “Лес не вступал с людьми в разумные, успокоительные беседы, не насылал чу дес и многозначительных видений, не врачевал язвы сердца целительным бальзамом,— Лес растворял их души, превращал каждого в такое же послушное и безмолвное существо, как дерево, кустик черники, затаенный под слоем палой листвы гриб. При этом человек не становился ни счастливее, ни ра зумнее или глупее,— но он жил и дышал всей глубиною не объятной зеленой груди тысячелетнего Леса”. Отец-Лес оши бочно представляется героям примером нравственности и безграничной свободы. Он вмещает в себя тысячи судеб жив ших в разное время и в разных странах людей, когда-либо соприкоснувшихся с Россией. Отец-Лес в структуре романа выступает как живое существо со своим голосом, который вбирает в себя и голоса людей. Все Тураевы ищут поддержки у Отца-Леса, но относятся к нему по-разному. Николай Николаевич видел в деревьях воплощение выс шей, по его мнению, нравственности: деревья не знают сво боды выбора между добром и злом, они не имеют воли, а до вольствуются тем, что суждено, растут там, где выросли. В философских поисках старшего Тураева первоначальное по нимание свободы трактовалось как “согласие со своей долей”. Тогда Отец-Лес, демонстрирующий это согласие, был близок Николаю Николаевичу. Но дальнейшие поиски приводят его
106 Условно-метафорическая проза к мысли, что свобода — это уничтожение всех связей с окру жающими. Такая свобода противоречит сути Отца-Леса, кото рый связывает всех со всеми. Поэтому Николай Николаевич единственный из рода Тураевых умирает не под сеныа Леса, а вдали от него, в каменном городе. Степан все время живет в Лесу, исцелен лесом, он наибо лее близок той философии свободы, которая заложена в сущ ности деревьев: он приемлет выпавшую ему судьбу — “жить- то надо”. И умирает Степан Тураев возле вилорогой раздво енной сосны, ставшей символом Дома. Глеб понимает, что Отец-Лес — это стихия, “которая не ведает ни пощады, ни беспощадности, и вечно пребывает в самой себе, отринув время, историю, смерть одинокого чело века”. Его смерть в лоне Отца-Леса —это своеобразный вызов ему, Вселенной, тому Автору, который “сочинил весь этот ужас человеческий”. Отец-Лес — некая вбирающая духовная субстанция, кото рая видит, знает, запоминает, перемешивает людские судь бы, но не способна изменить существующий миропорядок. И Отец-Лес, и Бог, к которому тоже обращаются Тураевы, не могут справиться со злом. “Добрый Бог со всем своим добром и милосердием оказался ничтожным перед мордастым сер жантом конвоя”. Человек сам должен изменить мир. Он начинает бунтовать против высшей силы. Самоубийство Глеба — это карамазов- ский бунт — “возвращение билета”, неприятие злого мира, в котором “разумная и благая цель отсутствует”. “Но еще Иван Карамазов знал, что жить бунтом нельзя. От такого бунта есть лишь три дороги — в сумасшествие, в самоубийство или в разврат” 1. Глеб не желает ни “постепенно сходить с ума”, ни “служить своим вожделениям”. “Чтобы во веки веков не было этой муки, этого позора, во веки веков не должно быть носи теля ее” — так выбирается третий, единственно возможный для Глеба путь.
В романе А. Кима соединяются разные пласты духовных поисков человечества: древнерусское язычество, христианст во, буддизм. Одушевление деревьев связано с языческими ду хами леса — дриадами. В структуре повествования языческие знаки-символы являются ядром рассказов о судьбах разных
Степанян К. Можно ли жить бунтом... С. 4. Условно-метафорическая проза 107 людей. Дерево печали —липа воплощает в себе душу той девуш ки-фельдшерицы, которая самовольно ушла из жизни, и “непостижимая печаль, страшность была в том...” В не очень крупном дубке возродилась душа Гришки, забитого за воров ство деревенскими мужиками. “... душа Гришкина все челове ческое прошлое забыла, и в шелесте дубовой листвы не было никаких отзвуков былых страстей и следов неисповедимых мучений”. Символом Дома Тураевых служит раздвоенная ви лорогая сосна, о происхождении которой в текст романа вплетена микроновелла. Язычество теснейшим образом переплетается с буддизмом. На основе анимистических представлений о переселении душ буддизм утверждает, что живые существа способны перево площаться. А. Ким, соединяя язычество и буддизм, перево площает людей в деревья. Отзвуки буддистской философии с ее уравниванием всех людей в страдании и проповедью при мирения с действительностью образуют центр концепции сво боды молодого Николая Тураева. Если язычество и буддизм проявляются в знаках-символах, размещенных по всему роману и образующих его атмосферу, то христианство выступает в виде сентенций или авторских трактовок евангельских сюжетов, не пронизывая всю ткань произведения. Так, А. Ким описывает встречу воскресшего Христа с путешествующими в Эммаус и эпизод преломления хлеба, предлагает понимать Вознесение как расхождение че ловеческого и божественного. В системе изобразительных средств романа особое место занимает образ Железного Змея. Он появляется в период войн, питается железом, изготовленным людьми для убийства друг друга. Идущий от народной сказки образ Змея тем не менее кажется неорганичным и искусственным в поэтическом мире романа, а символика его —слишком откровенна и одно значна, что разрушает недоговоренность и таинственность переходов мысли-образа. “Отец-Лес” А. Кима не предлагает своей законченной фи лософской концепции свободы. Это не философское произве дение в изначальном понятии, а философствующее, ставящее вопросы, пытающееся предложить свои варианты ответов. Условность позволяет увидеть окружающее в новом, не привычном свете, усилить то, что обычным зрением не вос принимается. Еще в 1960 году Синявский писал, что 108 Условно-метафорическая проза “возлагает надежду на искусство фантасмагорическое, с гипо тезами вместо цели и гротеском вместо бытописания”1. Дей ствительно, такое условно-метафорическое искусство родило новые формы и жанровые образования, высветило “стран ность” и фантастичность нашей действительности. Изменение ракурса, “искажение” восприятия дают возможность увидеть по-новому и самого человека, его биологическую природу.
Условный прием —оборотничество, превращение человека в животное, идущий от сказочного фольклора, в художествен ной литературе наших дней использовал А. Ким в романе “Белка”. Писатель исходил из присущего мифологическому мышлению чувства родства человека со всем тварным миром и из внешнего поведенческого подобия людей и некоторых животных. В своем романе А. Ким материализовывал метафо ры, обнажая их номинативный смысл (толкаешься, как мед ведь; скачешь, как белка; ржешь, как лошадь и т. д.), и чело век представал в образе Животного, похожего на него внешне. При этом отсутствовал оценочный момент, главным в произ ведении была философия и психология оборотничества. В повести В. Пелевина “Жизнь насекомых” оценка дана изначально в метафоре “мы — насекомые”. Человек, мнив ший себя венцом природы,— всего лишь мелкая букашка со своей возней, теряющаяся перед огромностью мира, завися щая от случайности. Это мы, глядя на окружающее, думаем, что мы — люди. Но кто-то, может быть, смотрит и на нас и видит мелких копошащихся насекомых. И важно здесь не столько внешнее сходство, сколько сущностные качества, вы ражающиеся в психологии, мировоззрении. Ощутим в повести пессимизм, рожденный, вероятно, современным миром не предвиденности, неустойчивости. Повесть состоит из 12 глав-новелл и “энтомопилога”. По тексту разбросаны названия, цитаты, реминисценции из про изведений русской литературы, не столько отсылающие к тра диции, сколько прикрепляющие действие к конкретному вре мени и стереотипу. Все новеллы при их самостоятельности соединены героями и как бы нанизаны на общий стержень мысли о превратности всего окружающего. В новелле “Русский лес” деловые люди Артур, Арнольд и их компаньон иностранец Сэм Саккер — комары-кровопий-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.007 с.) |