Эпштейн М. Парадоксы новизны. M., 1988. С. 385. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпштейн М. Парадоксы новизны. M., 1988. С. 385.




168                                                                                                                                                         Постмодернизм

Соц-арт —искусство, работающее с идеями, символами, обра­ зом мышления (идеологемами) культуры советской эпохи. Как и постмодернизм в целом, соц-арт вбирает в себя соц- язык —язык культуры соцреализма. Идеологические штампы, клише, лозунги входят в текст, вступают во взаимодействие и в столкновение с другими культурными кодами и образуют мир, взрывающий мифологемы изнутри. Соц-арт как ветвь постмодернизма появился в середине 70-х годов, т. е. не­ сколько позднее, чем заявил о себе постмодернизм.

Предметом соц-арта стала социокультурная топика, выра­ женная в мифологизированных идеологических, а следова­ тельно, культурных стереотипах. Используя язык и механизм соцреалистического искусства, писатели соц-арта создают иронически стилизованные, псевдотрадиционные произведе­ ния. Объектом внимания в соц-арте становится массовая со­ ветская культура и сознание.

Истоки соц-арта лежат в смеховой культуре, но впервые качественно новое выражение этой культуры, уже именно соц-артистское, проявилось в живописи, в упражнениях ху­ дожников Комара и Меламида, которых считают зачинателя­ ми соц-арта, затем в творчестве художников Э. Булатова, Б. Орлова, Р. Лебедева, Г. Брускина. Их работы — поначалу чистая игра с официозом, с классической цитатой. Если, до­ пустим, написать “Коммунизм — это молодость мира” и под­ писаться конкретной фамилией, то это тоже будет соц-арт, но в своем первом, зачаточном виде. Именно так начинали Ко­ мар и Меламид. Лозунг “Наша цель — коммунизм” В. Комар, А. Меламид” приобретал уже совершенно иной смысл, неже­ ли без подписи.

Начав с элементарного — пародирования речевых клише, соц-арт вторгся в сферу мифологического. Смесь псевдопси­ хологизма с изображением “жизни в формах самой жизни” позволила ввести в соц-артистские произведения темы эроса, вскрывая бессознательное в советской ментальности. Предме­ том соц-артистского психоанализа становится “простой со­ ветский человек”, а “фигура Сталина выступает как запретная и притягательная, как символ утраченного отца и в то же время как воплощение политико-эротических грез о всемогу­ ществе” 1. Такая ситуация проигрывается в романе Саши Со­

 

Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Вестник новой  литературы.

С. 34.


П остмодернизм                                                                         169

колова “Палисандрия”, хотя это скорее чисто постмодернист­ ское произведение, в “Кенгуру” Ю. Алешковского.

Приемы соц-арта универсальны. И объяснить это можно тем, что соц-арт работает с соцреалистическим материалом лишь в узком смысле. В широком же здесь действует меха­ низм, вообще лежащий в основе постмодернизма,— интегра­ ция (в данном случае советской) ментальности в виде идео­ логических знаков в текстовую игру.

Этим отчасти объясняется синтетическая природа соц- арта, который, зародившись в живописи, распространился впоследствии и на литературу. Соц-арт — искусство, рабо­ тающее с идеями, символами, образом мышления соцреализ­ ма, вообще культуры советской эпохи. Классический, если можно так выразиться, соц-арт —тот, что “развенчивает социа­ листический метод производства эстетических ценностей, но главной задачей имеет не столько разоблачение, сколько само вживание в образ “метапавленко” или “метакочетова”1.

Стилистику соцреализма обыгрывает в своих произведени­ ях В. Сорокин. Почти все рассказы его строятся по опреде­ ленной схеме. Сначала писатель, используя сюжетные ходы и язык соцреалистической литературы, создает такую точную стилизацию, что до какого-то момента читатель совершенно уверен, что перед ним производственная, “деревенская” или любовно-романтическая проза. Характеры и конфликты, язы­ ковые средства изображения, речь героев передают устоявшие­ ся штампы соцреалистической прозы. Но неожиданно проис­ ходит совершенно абсурдистский взрыв, который разрушает сюжет, заставляет пересмотреть уже сложившееся впечатле­ ние, опровергает все предыдущее. В рассказе “Заседание зав­ кома” (вспомните нашумевшую в начале 70-х пьесу Гельмана “Заседание парткома”) на профкоме завода разбирают пьяни­ цу и лодыря Витьку Пискунова. Все атрибуты соцреалистиче- ского рассказа подобного типа налицо: суровые, но справед­ ливые старшие товарищи за столом с красным сукном под портретом Ленина с метровым узлом на галстуке “чистят” провинившегося. Здесь и перечень персонажей (активист, ве­ теран, бригадир, молодой ударник, представитель простого народа — уборщица и шедший на репетицию милиционер- любитель классической музыки, то есть одухотворенная  лич­

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)