Теория стилей руководства Д. Макгрегора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория стилей руководства Д. Макгрегора



 

Не менее широкую известность приобрели теории, разработанные американским социологом и социальным психологом, специалистом по проблемам управления и организационного поведения, профессором школы ин- дустриального управления МассачусеТского технологи- ческого института Дугласом Макгрегором (1906—1964), впервые использовавшим представления психологов о мотивации человека в теории управления персоналом организации. В своем главном труде The Human Side of Enterprise («Человеческая сторона предприятия», 1960) Макгрегор заявил, что любому управленческому реше- нию или действию предшествуют те или иные предпо- ложения относительно человеческой природы и пове- дения,являющиесяключевыммоментом,,определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менед- жера. Эти предположения подразделялись им на две категории— «теорию X» и «теорию Y», ассоциируемые с идеями классической школы и школы человеческих отношений соответственно. В основе этого деления ле- жало различение по форме получения заданий, степени свободы в способах и сроках их выполнения, методам контроля их исполнения, степени включенности испол- нителя в процесс принятия решений, дистанцирован- ности руководителя от подчиненного и формализации их отношений, концентрации управленческих функций в руках руководителя.

«Теория X» представляла собой авторитарный взгляд на регуляцию организационного поведения работников, согласно которому:

• люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

• у них нет честолюбия, а посему они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, что- бы ими руководили;

т   больше всего люди хотят защищенности;

• чтобы заставить людей трудиться, необходимо ис- пользовать принуждение, контроль и угрозу нака- зания.

2  Социология управления


 

 

I. Теоретический  раздед

Исходя из этих предположений, считал Макгрегор, руководители авторитарного тина как можно больше централизуют полномочия, структурируют работу под- чиненных и почти не дают им свободы в принятии решений. Во имя обеспечения выполнения работы они могут оказывать на работников психологическое дав- ление и даже угрожать им.

Если автократы избегают негативного принужде- ния, используя вместо этого вознаграждение, они полу- чают название благосклонных автократов. Последние проявляют активную заботу о настроении и благополу- чии подчиненных, продолжая оставаться авторитарны- ми руководителями. В ряде случаев «благосклонные автократы» могут даже пойти на то, чтобы разрешить участие подчиненных им работников в планировании заданий. Однако фактическая власть принимать и ис- полнять решения сохраняется за руководством.

Альтернативная концепция, обозначенная Д. Мак- грегором как «Теория Y». концентрировалась на созда- нии среды, благоприятствующей возникновению пре- данности организационным целям и предоставляющей возможность для максимального проявления инициа- тивы, изобретательности и самостоятельности при их достижении. Иными словами, речь шла о демократи- ческом стиле руководства, предполагающем использо- вание творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, стремление к от- ветственности, моральные стимулы, заинтересован- ность в труде, участие в управлении. Основой «Теории Y» выступали следующие утверждения:

• затраты физических и умственных усилий в про- цессе труда так же естественны, как при игре или отдыхе (если условия благоприятны, люди не толь- ко примут на себя ответственность, но и будут стре- миться к ней);

• меры внешнего контроля не являются единственны- ми средствами мотивации: при выполнении поручен- ных ему задач человек осуществляет саморегуляцию и самоконтроль, направленные на достижение цели, относительно которой он принял на себя определен- ные обязательства;

• приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

• способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека  используется в условиях современного

34  индустриального  общества  лишь  частично.


 

Глава 1. Истерия социологии менеджмента на Западе                       

Благодаря подобным предположениям демократич- ный руководитель предпочитает такие механизмы вли- яния, которые апеллируют к потребностям более высо- кого уровня (потребности в принадлежности, высокой цели, автономии, самовыражении и т. п.), и избегает на- вязывать подчиненным свою волю. Организация дея- тельности, предусмотренная в модели «Y», основывает- ся на принципах делегирования и децентрализации полномочий и ответственности, самоорганизации, мак- симального использования творческого потенциала работника, поощрения его инициативы. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в процессе выполнения заданий. Назначение труда управленца видится, преж- де всего, в формировании человеческих отношений, что предполагает обогащение содержания работы, ориен- тацию на вознаграждение, а не наказание работника, учет всего спектра его потребностей и ожиданий для стимулирования мотивации. Более того, теория «Y» воз- лагает ответственность за лень и индифферентность работников на руководство, избравшее ошибочные ме- тоды организации и контроля.

Выделив два противоположных стиля управления, Д. Макгрегор, по существу, описал прошлое  и  настоя- щее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X», а в наши дни наступает эпоха стиля «Y», к; которому призывает доктрина «человеческих отношений». Еще в 1930-е годы Э. Мэйо доказал, что люди склонны ог- раничивать свою производительность и даж:е терять в оплате, лишь бы заслужить одобрение коллег по рабо- те. Никакие угрозы и принуждения со стороны адми- нистрации на них не действовали. Стало быть, уже тогда «Теория X» и тейлоризм неправильно изобража- ли поведение людей в организации, еще меньше они Отвечают реалиям экономики сегодня.

Почему же тогда почти 100 лет американские ме- неджеры придерживались в своей работе «Теории X»? По мнению Макгрегора, распространенность взглядов, основанных на теории «X», была обусловлена тем, что она, несомненно, объясняла некоторые особенности поведения людей. Более того, Макгрегор предположил, что эта теория удивительно точно соответствовала предубеждениям руководителей. Не понимая истинных мотивов поведения, они склонны были видеть источ- ник всех бед в лености и инертности работников, груп- повом эгоизме, нежелании сотрудничать.


Макгрегор подчеркивал, что менеджеры, придер- живающиеся подобных взглядов в середине XX в., наносят своей компании непоправимый вред. Эконо- мическая ситуация в мире изменилась, большинство рабочих удовлетворило свои материальные потребно- сти, резко повысился уровень их жизни и образова- ния. Следовательно, сегодня материальное поощрение нельзя рассматривать в качестве единственного сти- мула,  побуждающего к более эффективной работе.

Теоретические воззрения Д. Макгрегора имели немало общего с концепциями А. Маслоу и Ф. Херц- берга. Так, например, в соответствии с теорией Мас- лоу, человек, удовлетворивший низшие потребности, начинает стремиться к удовлетворению высших. «Тео- рия X» как раз и описывает низшие потребности, а

«Теория Y» — высшие. Вместе с тем между ними есть и различия. Одно из самых характерных заключается в том, что теории Макгрегора не могут служить осно- вой для научного исследования, ибо носят сугубо реко- мендательный оттенок и говорят лишь о том, что и как нужно делать. Компания приглашает консультанта, который проводит анализ реальной обстановки, опре- деляя состояние трудовой дисциплины, уровень дове- рительности в отношениях между менеджерами и ра- бочими, уровень образования тех и других, ценностные ориентации и ожидания людей, и лишь после этого дает рекомендации: внедрять в компании стиль «Y», или оставить все как есть. Сам Макгрегор указывал на то, что лидерам необходимо адаптировать допущения его теории выборочно, учитывая уровень зрелости и зави- симости ведомых. Незрелые или зависимые сотрудни- ки нуждаются в более строгом контроле: к ним подхо- дит большая часть допущений, составляющих теорию

«X». Зрелые и независимые подчиненные не нужда- ются в столь жестком контроле, и допущения теории

«Y»  относятся  в  первую  очередь к  ним.

 

• Шкала лидерского  поведения

Р. Танненпацма и У. Шмидта                     

Современная социология организаций подчерки- вает отсутствие одного единственно правильного сти- ля лидерства (руководства), подходящего ко всем ситу- ациям. Скорее, считает она, таких стилей множество.


В 1958 г. американские ученые   Роберт  Танненба- у м и Уоррен Шмидт попытались проранжировать все многообразие стилей и получили своего рода «шкалу руководства»6 ,  крайние точки  которой обозначали:

1) лидера авторитарного типа, ориентированного на задачу, максимально  использующего  свою  власть и  минимально —  свободу  подчиненных;

2) лидера демократического типа, ориентированного на коллективное принятие  решений,  допускающе- го  максимум  свободы  при  минимуме  власти.

Между ними на континууме располагались все другие стили поведения руководителей, адекватность использования которых зависела от ситуации и особен- ностей работников (рис. 1.2). Факторами, определяю- щими  стиль  управления,  назывались:

• индивидуальные характеристики  руководителя: система  его  ценностных  ориентации,  уверенность в  своих  подчиненных,  индивидуальные  предпочте- ния в  области  руководства,  чувство  безопасности  в неопределенной  ситуации;

• характер и поведение подчиненных. Как правило, руководитель дает своим подчиненным больше сво- боды в тех случаях, когда они: 1) имеют относи- тельно  высокую  потребность  в  независимости;

2) готовы принять на себя ответственность за при- нимаемые решения; 3) сопротивляются неопреде- ленности; 4) заинтересованы в решении  пробле- мы; 5) понимают цели организации; 6) обладают необходимыми знаниями и опытом; 7) привыкли участвовать  в  принятии  решений;

• ситуационные факторы: тип организации, эффек- тивность рабочей группы, характер проблемы и ог- раниченность  времени.

Рассмотрим более подробно каждый из названных типов  поведения.

Менеджер принимает решение и объявляет его. Начальник определяет проблему, рассматривает аль- тернативные варианты ее решения, выбирает один из них, а затем докладывает о принятом решении своим подчиненным, которые должны его выполнить.  Иногда для выполнения решения руководитель может прибег- нуть  к  принуждению.

37
Менеджер «продает» свое решение. Руководитель

берет на себя ответственность за определение пробле-


 

 

Рис. 1.2. Континуум управленческого поведения


мы и принятие решения. Однако он не просто объяв- ляет о нем, а предпринимает ряд шагов для того, чтобы убедить подчиненных согласиться с ним.

Менеджер знакомит с идеями, поощряет вопросы. Руководитель, принимающий решения, ищет поддерж- ку своих идей, а потому предоставляет подчиненным возможность подробно ознакомиться с его идеями и намерениями.

Менеджер представляет пробное решение, кото- рое можно изменить. Этот тип поведения позволяет подчиненным влиять на принимаемое решение. Ини- циатива определения и диагностики проблемы остает- ся за руководителем. Перед тем как встретиться с персоналом, он тщательно обдумывает проблему и принимает пробное решение. Для того чтобы принять окончательное решение, он выносит свои наработки на обсуждение коллектива и наблюдает за реакциями тех людей, которых это решение затрагивает. На практике это обговаривается следующим образом: «Мне хотелось бы знать, что Вы думаете по поводу плана, который был разработан мной. Я приветствую Ваши искренние мысли по этому поводу, однако, окончательное реше- ние оставляю за собой».

Менеджер представляет проблему, рассматрива- ет предложения, принимает решение. Все предыду- щие модели предполагали, что руководитель выходит к своим  подчиненным  с  уже  готовым  решением. В данном случае дела обстоят иначе: подчиненные имеют возможность первыми предложить возможное решение проблемы. Изначальная задача руководите- ля — определить ее. Он может, например, заявить следующее: «Мы столкнулись с рядом нареканий со стороны средств массовой информации и обществен- ного мнения по поводу качества нашей сервисной политики. Что происходит? Какие идеи имеются у Вас на этот счет?». Задача группы— расширить.представ- ления менеджера, предложив ему несколько возмож- ных вариантов решения проблемы, из которых он сможет выбрать затем наиболее подходящий.

Менеджер определяет границы и просит группу принять решение. В этом случае менеджер передает группе право принимать решения, а иногда и сам ста- новится ее членом. Однако прежде чем сделать это, он указывает, какую именно проблему следует решать, а также определяет границы, в рамках которых должно находиться принимаемое  решение.


Менеджер позволяет группе принимать решения в определенных границах. Подобная ситуация характери- зует крайнюю степень групповой свободы, которая встречается в формальных организациях достаточно редко (например, в научно-исследовательских группах). Группа менеджеров или специалистов определяет про- блему, проводит ее диагностику, разрабатывает альтер- нативные методы решения и выбирает из них один или несколько. Единственные ограничения, налагаемые на группу со стороны организации, определяются выше- стоящим руководством менеджера группы. Если он участвует в процессе принятия решений, то пытается сделать это так, чтобы его полномочия не давили на группу, и заранее обязуется помочь в реализации при- нятого решения, каким бы оно ни было.

В результате проведенных исследований Таннен- баум и Шмидт пришли к двум выводам:

• успешным может считаться лишь тот руководитель, который в процессе работы учитывает факторы, определяющие модель его поведения в конкретный период времени (собственные характеристики, особенности индивидов и групп общения, цели компании, а также специфику внешнего социаль- ного окружения);

• успешный руководитель способен модифицировать свое поведение, действовать с учетом вышеупомя- нутых факторов и принимать решения, которые, по его мнению, наиболее уместны в данной ситуации.

Танненбаум и Шмидт подчеркивали, что важными характеристиками эффективного  руководителя явля- ются восприимчивость и гибкость в подходах к реше- нию проблем и поведении. Они утверждали, что нельзя с уверенностью сказать, что успешным руководителем может быть только авторитарный или исключительно демократичный менеджер. Скорее, им может считать- ся тот, кто выбирает «золотую середину», тщательно оценивая и учитывая ситуационные факторы, опреде- ляющие наиболее правильное поведение в конкретный момент времени, и ведет себя в соответствии с ними.

В 1973 г. Танненбаум и Шмидт представили моди- фицированную модель шкалы лидерского поведения. Объясняя необходимость этого, авторы упоминали мно- гочисленные изменения, произошедшие как в самих организациях, так и в окружающей их среде. В частно- сти, писали они: «Организации существуют и функци-

40 онируют не  в  вакууме,  на  них воздействуют  изменения,


 

Глава История серологии менеджмента на Западе                           

происходящие в обществе [...]. (...) социальные измене- ния привели к тому, что (...) вопрос эффективного руко- водства еще более усложнился. (...) Сегодня менедже- ры имеют дело с наемными работниками, а не с подчиненными как в прошлом. Эти работники могут свободно критиковать любую организационную систе- му, ожидают, что с ними посоветуются, и они смогут повлиять на ход событий, поскольку многие организа- ции нуждаются в их поддержке и лояльности. Кроме того, менеджер имеет дело с весьма изменчивой окру- жающей средой. Реакцией на подобные воздействия внешней среды стало появление новых концепций уп- равления организацией»7.

- В новой модели Танненбаум и Шмидт учитывали влияние на стиль руководства внутренней среды орга- низации, а также внешней социальной среды. Если изначально менеджер рассматривался как основное действующее лицо, определявшее функции группы, ответственное за их выполнение, осуществлявшее контроль, а подчиненные — как индивиды, пользовав- шиеся властью исключительно по воле руководителя, то теперь подчеркивалось, что баланс во взаимоотно- шениях между менеджером и его подчиненными — а вернее, рядовыми сотрудниками — достигается путем прямого или опосредованного взаимодействия двух сторон. Новый континуум показывал, что степень сво- боды руководителя и рядового сотрудника все время меняется в зависимости от их взаимоотношений и внешних воздействий.

Шкала лидерского поведения стала классической схемой. Она очень удобна и наглядна, поэтому часто применяется на практике. Социолог получает данные, указывающие, что делает лидер (руководитель) в груп- пе, как он принимает решения, на какой стиль руко- водства ориентируется, и определяет, к какой позиции на шкале его следует отнести. Если он принимает ре- шения единолично, то речь идет об авторитарном ли- дере; если он только обозначает границы недопусти- мого, а во всем остальном предоставляет подчиненным полную свободу действий, он — демократ.

 

1 Теория стилей руководства Р. Лайкврта         

 

Сторонник доктрины «человеческих отношений» коллега Херцберга и Макгрегора, известный американ-


 

 

   Теоретический раздел

ский социальный психолог, исследователь проблем организаций, организационного поведения и управле- ния Ренсис Лайкерт (1903—1981)разработал собствен- ную теорию стилей руководства. В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления уси- лиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности. Для этого на базе Университета штата Мичиган была создана ис- следовательская группа, которая, изучая организации с высокой и низкой производительностью труда, раз- рабатывала принципы и методы эффективного лидер- ства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания — от самых примитивных до требующих высокой квали- фикации и образования.

В процессе исследований Лайкерт обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций определяются тем, с каких позиций руко- водство подходит к организации работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства: руководство, ориенти- рованное на выполнение задачи, и руководство, ориен- тированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними. «Лидер, ориентированный на работу, — писал Лайкерт, — предпочитает тщательно контролировать своих подчиненных, при этом он исполь- зует поощрения, наказания и всю имеющуюся у него власть для того, чтобы повлиять на своих подчиненных. [...] забота о людях рассматривается как совершенно излишняя деталь, на которую лидер не может позволить себе обращать внимание. Лидер, ориентированный на работников, считает возможным делегировать полномо- чия своим подчиненным. Подобные лидеры предпочита- ют создавать своим подчиненным комфортные условия для выполнения заданий. Они уделяют большое внима- ние и придают первостепенное значение продвижению своих подчиненных, их личностному росту и достижени- ям»8 . Иными словами, руководитель, сосредоточенный на работе, заботится прежде всего о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повы- шения производительности труда. В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточен- ного на человеке, являются люди. Проблемы повышения производительности труда рассматриваются такими ру-

42 ководителями  сквозь  призму  совершенствования  чело-


 

Глава 1. История социологии менеджмента на Западе                          |

веческих  отношений,  взаимопомощи,  максимального участия работников в принятии решений.

В 1967 г. в продолжение своих исследований Лай- керт обобщил реальные методы управления и предло- жил четыре базовых стиля руководства, расположив их на некотором континууме от 1 до 4 (рис. 1.3). Рассмат- риваемые им системы, или модели, управления органи- зацией различались по способу контроля, степени кон- центрации власти, распределению ответственности и дистанцированности  руководителя от подчиненных.

 


Система 1 Эксплуататорско- авторитарная


Система 2 Благосклонно- авторитарная


Система 3 Консультативно- демократическая


Система 4 Основанная на участии


 

Рис. 1.3. Стили лидерства Р. Лайкерта

 

В системе 1 все организационные решения прини- маются руководством. Руководитель-автократ не доверя- ет подчиненным, редко подключает их к принятию ре- шений, а задачи (как и способы их решения) «спускает» сверху уже готовыми. В организации, ориентированной на эту систему, жестко заданы правила выполнения кон- кретных работ. В качестве факторов, побуждающих лю- дей к труду, используются давление, принуждение, страх и угроза наказания. Вознаграждения здесь случайны, как, впрочем, и взаимодействие руководителя с подчиненны- ми, которое строится на взаимном недоверии. Формаль- ная и неформальная организации находятся в состоянии противоборства.

Система 2 предполагает, что руководство удостаи- вает подчиненных определенного доверия: часть реше- ний делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных рамках. Вознаграждение здесь действи- тельное, а наказание — потенциальное, и оба использу- ются для мотивации работников. Взаимодействие осу- ществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности — со стороны подчинен- ного. Неформальная организация существует, но лишь отчасти противостоит формальной.

В системе 3 руководство проявляет значительное, но не полное доверие к своим подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и слу- чайных наказаний для мотивации работников исполь- зуется возможность некоторого участия  в  процессе


принятия решений. Потоки коммуникации в организа- ции направлены как вверх, так и вниз, однако содер- жание передаваемой информации ограничивается той, которую хочет услышать руководство. Умеренное вза- имодействие руководства и рядовых сотрудников ха- рактеризуется как доверительное и откровенное, но с примесью элементов страха. Неформальная организа- ция может и не возникнуть, но если она существует, то имеет место ее частичное несовпадение с организаци- ей формальной.

Система 4 строится на полном доверии. По мне- нию Лайкерта, именно она является самой действенной из всех рассмотренных им систем. Процесс принятия решений носит здесь групповой характер: он рассредо- точен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только сверху вниз, но и по го- ризонтали. Работники мотивируются посредством уча- стия в процессе принятия решений, касающихся опре- деления целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Имеет место дружествен- ное взаимодействие, характеризующееся высоким уров- нем взаимного доверия. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Руководители системы 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие работников в управлении. Кроме того, в проти- воположность руководителям системы 1, ориентирован- ным на работу, они ориентированы на человека.

Согласно Лайкерту, для  развития  организации  в направлении четвертой модели управления руководству необходимо: 1) соблюдать принцип «поддерживающих» отношений; 2) придерживаться коллективных методов принятия решений; 3) ставить высокие производствен- ные цели. Это означает, кроме всего прочего, что взаи- модействие между сотрудниками организации должно носить групповой, а не просто линейный, иерархичес- кий характер по типу «руководитель— подчиненный». Исследования Лайкерта показали, что самые эффек- тивные руководители уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их под- чиненными, и строят отношения, основанные на взаимо- помощи. И хотя позже было обнаружено, что выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям, например из-за характера ситуации стиль,  сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению произво- дительности труда, заслуга этого исследователя— в том, что он углубил существующие представления о деловых


 

     История социологии менеджмента на Западе                      

отношениях между сотрудниками и показал, как прин- ципы упоминавшейся нами теории «Y» могуг быть реа- лизованы в структуре организации.

Преимущество концепции Лаикерта состоит в том, что ее можно легко операционализировать и исполь- зовать в социологическом исследовании. Для ускоре- ния анализа организации автор разработал специаль- ный инструмент, полный вариант которого состоял из 20 пунктов (переменных), таких, например, как «уро- вень доверительности в отношениях руководителя и подчиненного», «характер мотивации», «характер вза- имодействия» и др. Их можно строить в виде шкалы и опрашивать как руководителей, так и подчиненных. На- пример, переменная «уровень доверительности» вклю- чает  описание  следующих четырех  пунктов  шкалы:

«доверие к подчиненным отсутствует», «доверие снис- ходительное, как у хозяина к слуге», «значительное, но не полное доверие: проявляется желание удержать контроль в своих руках» и «полное доверие по всем вопросам». Пункты шкалы представляют собой конк- ретизированный вариант описания моделей 1, 2, 3 и 4.

 

• Концепция  долговременной   эффективности Р. Л аикерта

 

Лайкерт разработал оригинальную теорию, в кото- рой установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации: причин- ные, промежуточные и результирующие переменные (рис. 1.4). К причинным переменным он относил внутри- организационные факторы, находящиеся под контролем администрации (формальную структуру организации, экономическую стратегию и социальную политику, про- фессионально-квалификационный состав работников и т. п.). Промежуточные переменные обозначали чело- веческие ресурсы организации — отношение к труду и навыки людей, организационный климат, методы при- нятия решений, отношения с руководством, лояльность, способы стимулирования и мотивации деятельности и т. п. Наконец, результирующие, т. е. зависимые, перемен- ные выражали конечный результат усилий — рост или падение производительности труда и прибыли, качество услуг и др.


Лайкерт представил модель эффективного управ- ления как воздействие стимулов (первый тип перемен- ных) на ресурсы (второй тип), создающее на выходе определенный результат (третий тип). Подобная модель объясняет, почему попытки непосредственного воздей- ствия на промежуточные переменные, как правило, не приводят к успеху. Правильнее оказывать влияние на них через изменение причинных факторов.

 

Рис. 1.4. Модел ь долговременной эффективности организации Р. Лайкерта

 

Вред для компании, возникающий вследствие нару- шения модели Р. Лайкерта, очевиден. Руководитель стре- мится любой ценой повысить производительность или получить прибыль (результирующие показатели), оказы- вая давление на поведение работников (промежуточные факторы), не позаботившись предварительно об улучше- нии организации и условий труда, решении жилищной проблемы, подборе квалифицированных кадров (причин- ные переменные). В конечном итоге он добьется времен- ных успехов, сделает себе карьеру, но межличностные отношения постепенно ухудшатся. Могут измениться и другие показатели: увеличатся текучесть кадров и число несчастных случаев, возрастут абсентеизм (отсутствие на рабочем месте) и количество невыходов на работу по боль- ничным. Наконец, усилятся жалобы работников на усло- вия труда и быта. Причем жалобы эти будут отражать не ухудшение условий труда (они не изменились), а психо- логическое недовольство ими («блокирование эмоций»), раздражительность и фрустрацию работников.

46
Восстановление же нарушенного равновесия в организации потребует гораздо больших усилий и материальных затрат, нежели достижение кратковре- менного успеха. По данным исследования Р. Лайкер- та, в небольших организациях на восстановление со- циально-психологического климата уходит от года до


 

 

Глава 1. Истерия социологии менеджмента на Западе                       

3 лет, в крупных — до 7 лет. Если тактика «выжимания пота» длится довольно,долго, то реабилитационный период удлиняется. Иногда приходится обновлять весь состав работающих в том или ином подразделении, годами привыкавших к плохой работе, к низкому каче- ству продукции, неоправданным заработкам. Пере- стройка в подобной ситуации оказывается весьма бо- лезненной и нередко приводит к острым трудовым конфликтам на предприятии. Кроме того, она дает плоды не сразу: некоторое время коллектив будет ра- ботать в новых условиях ниже своих возможностей.

Опытный руководитель знает: то, как он представ- ляет себе свой стиль поведения, не имеет никакого значения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.08 с.)