А благ и привилегий меньше. Наверху — все наоборот.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А благ и привилегий меньше. Наверху — все наоборот.



Рис. 5.2. Закон обратно пропорционального соотношения количества вакансий и благ в социальной иерархии

Из двух универсальных законов вытекает тре- тий — закон социального неравенства. Согласно этому закону, в социальной иерархии большинством соци- альных благ всегда обладает меньшинство населениями наоборот.

 

8  СОЦИОЛОГИЯ  управления


 

 

225


 

 

   Теоретический  раздел

Между двумя социальными полюсами (теми, кто находится внизу и имеет мало, и теми, кто располагается наверху и обладает многим) возникает социальное на- пряжение, переходящее в социальный конфликт. Люди, находящиеся внизу,  стремятся  переместиться  наверх. В этом случае можно говорить о позитивной мотивации, ибо люди желают сменить свое низкое положение на более высокое и заполучить большее количество соци- альных благ. Когда речь заходит о тех, кто расположен наверху, мы сталкиваемся с явлением негативной моти- вации людей, не желающих добровольно расстаться со своим  положением  и  социальными  возможностями.

Из  всего вышесказанного можно сделать два вывода:

1) самые непрестижные позиции в обществе или организации  находятся  внизу;

2) в социальной иерархии добровольное продвиже- ние или восходящая социальная мобильность мо- жет иметь единственное направление — снизу вверх.

Принудительной мобильности «сверху вниз» не желает никто! И это вполне естественно, поскольку, лишившись верхних позиций в обществе или органи- зации, человек автоматически лишается и определен- ного количества социальных благ. Восходящая мобиль- ность может выполнять функции вознаграждения или позитивных санкций; нисходящая — наказания или негативных  санкций.

Обществу часто приходится доплачивать людям за то, чтобы они заняли непрестижные рабочие места, а поскольку таких мест довольно много, то велика и сум- ма доплаты. В советском обществе иногда уборщица по- лучала больше инженера. В противном случае на долж- ность уборщицы в принудительном порядке пошел бы инженер. Но если общество доплачивает тем, кто согла- сен  занять  непрестижные  позиции,  возникает  вопрос:

«Откуда на это берутся деньги?». Ответ прост— из кар- мана среднего и высшего классов. Заполняя высококва- лифицированные средние позиции, мы оплачиваем их меньше рабочих, что ведет к низкому уровню развития производства.

226
Тесно связанный с ним четвертый закон — закон социальной поляризации гласит: в любом обществе существует две экстремальные точки, в которых коли- чество благ и вакансий находится в обратно пропорци- ональной зависимости.  Этот закон описывает уже знако-


 

Глава 5. Универсально-истерические законы иерархии   

мую нам ситуацию, при которой большинство людей обладает меньшинством социальных благ, а меньшин- ство людей — большинством благ. Социальная поляри- зация предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который  заполняет  пространство  меж- ду полюсами и делает переход от одного полюса к дру- гому постепенным; либо столь незначительное его при- сутствие, которое не дает ему возможности оказывать существенное влияние на процесс распределения соб- ственности  и  определение  профиля  стратификации.

Из закона социальной поляризации вытекает пя- тый закон — закон социальной дистанции, в котором нашли отражение несколько эмпирически наблюдае- мых признаков:

1) чем больше уровней в иерархии, тем дальше от- стоят  друг  от  друга  полюса  богатства  и  бедности;

2) чем больше уровней в иерархии и чем длиннее общая дистанция либо расстояние между  соседни- ми статусными позициями, тем  труднее  отдельно- му индивиду преодолеть эту дистанцию в течение своей  жизни;

3) чем больше уровней в иерархии и длиннее дистан- ция  между  полюсами,  тем:

• менее прозрачной для общественности является социальная  пирамида;

• труднее  низам  контролировать  действия  верхов;

• шире диапазон свободы маневра и выше вероятность использования  верхами  нелегитимных  действий;

• с большей вероятностью люди, занимающиеся поддержанием этой  пирамиды,  будут  стремиться  к ее  сохранению,  а  не  изменению;

• в большей степени судьба каждого отдельного чиновника будет зависеть не от его личных спо- собностей, а от общих правил игры и  существую- щих  в  иерархии  традиций;

• с большей вероятностью продвижение на следую- щую ступеньку будет определено не конкурсными правилами,  а  старшинством  и  выслугой  лет;

• вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а  пропуск- ные  фильтры  становиться  жестче.

Сравнив управление в рыночном и нерыночном обществах, сопоставив многочисленные исторические свидетельства,  социолог может сделать вывод о том, что


 

 

I. Теоретический  раздел

в административной системе субъекты управления (чиновники) заинтересованы в сохранении иерархии больше, чем в менеджменте. Если мы возьмем в каче- стве объекта исследования рыночное общество и срав- ним между собой государственный и частный сектора его, окажется, что в государственном секторе госслу- жащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей, чем в частном секторе, мере.

Отсюда можно вывести еще один, шестой, уни- версально-исторический закон управления — закон сохранения status quo иерархии, который гласит: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъек- там управления социальная иерархия, тем выше их мотивация сохранять, а не разрушать ее. Пример зна- менитого института кормленщиков, существовавшего на Руси с незапамятных времен, убеждает нас в том, что если служилые люди, поставленные на места цен- тральными органами власти, получают средства суще- ствования исключительно за счет сборов с местного населения, они в максимальной степени заинтересо- ваны сохранить сложившуюся систему неприкосновен- ной. Если в организации, не важно крупной или сред- ней, служебное продвижение основано на принципе старшинства, и каждый ждет своей очереди, то заин- тересованность в изменении существующего положе- ния дел будет выше у тех, кто получил от этой системы наименьшее количество благ, и наоборот. Иными сло- вами, старослужащие, исчерпавшие резерв мобильно- сти и поднявшиеся по иерархии на максимально до- ступную им позицию, будут считать действующую в организации систему справедливой и эффективной. Напротив, молодые сотрудники, ждущие своей очере- ди и находящиеся внизу пирамиды, будут относиться к ней более негативно.

Но чем сильнее заинтересованы в сохранении существующей системы управления ее субъекты, чи- новники, тем ниже скорость ее социального обновле- ния, тем меньше количество управленческих иннова- ций, приходящихся здесь на единицу времени. Назовем это утверждение седьмым законом управления. Для наглядности нарисуем график, где по оси OY будем откладывать количество управленческих инноваций, а по оси ОХ — историческое время. Изображенные кри- вые показывают два типа обществ — рыночное и не- рыночное. В первом плотность инноваций, происходя-

228 щих в  единицу времени,  больше,  и,  следовательно,  оно


 

Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии

развивается быстрее. В нерыночном обществе динами- ка развития управления выражается более пологой кривой, демонстрирующей более медленный темп ин- новационного движения управления.

 

Рис. 5.3. Темп управленческого развития в рыночном и нерыночном обществах

Как видим, скорость социального обновления сис- тем управления разного типа неодинакова. В рыночном обществе она выше, в нерыночном ниже. Поскольку управление развивается, т. е. внедряет разное количе- ство управленческих методов, принципов и техник, радикально меняющих положение дел, с неодинаковой скоростью, по прошествии некоторого времени между двумя типами обществ образуется разрыв во времени. Он показывает, насколько нерыночное общество отста- ло в своем развитии от рыночного.

В нерыночном обществе субъекты консервативны, они больше других заинтересованы в сохранении со- циальной иерархии. Социальное время в такой систе- ме течет медленнее, чем в рыночной, стало быть, от- ставание ее от менеджмента в части внедрения новых техник, стилей и принципов управления не только существенно; постепенно оно все больше увеличива- ется. Выходом из подобной ситуации может стать пе- реход от нерыночных к рыночным методам управле- 'ния. Таково положение дел в теории, основанной на универсально-исторических законах управления. Атак ли это на самом деле, предстоит выяснить социологам,

оперирующим  данными  эмпирических  исследований.  228


 

 

I. Теоретический  раздел

В рыночном обществе, которое по природе своей заинтересовано в малоуровневой иерархии и быстрой ротации кадров, социальное время движется быстрее и количество новаций, приходящихся здесь на едини- цу времени, выше.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.008 с.)