Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чрезмерное ужесточение социальны х фильтров спо- собно породит ь серьезную проблему , ориентировав социальный кана л н а дисфункцию.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Монополизируя привилегию пополнять ряды выс- шей бюрократии, престижные вузы превращаются в клубы для избранных. Доступ туда самой талантливой молодежи, которая практически всегда распределена равномерно по всем слоям общества, становится огра- ниченным либо невозможным. Если в Гарвард или Итон отбираются отпрыски аристократических семейств, то образование как канал пополнения государственной службы и вертикальной мобильности перестает быть функциональным, превращаясь в дисфункциональный. Если в ряды номенклатуры, которая составляла костяк управленческой элиты СССР, назначали только по кри- териям партийности и идеологической преданности, то все другие свойства, нужные для квалифицированно- го управления, прежде всего, талант и компетентность, блокировались. Во власть шли приспособленцы и фун- кционеры. Номенклатура превратилась в закрытый клуб друзей.
крытая корпоративная группа, в которую очень труд- но попасть талантливому выходцу из низов. В резуль- тате происходит снижение критериев отбора, требова- ния к таланту и квалификации минимизируются. Вы можете учиться на тройки, но закончили Итон, а вы, сэр, закончили другой вуз, хотя и учились на все пя- терки. Я же, как начальник, предпочту «своего». Система найма и подготовки научных кадров в США имеет иерархический характер. На рынке науч- ного труда все академические учреждения классифи- цируются по 5 уровням: верхние 10 университетов нанимают новых докторов наук из своего круга и не привлекают никого из учебных заведений, занимаю- щих в иерархии позиции с 3-й по 5-ю. Следующие но рангу 20 университетов нанимают 52% докторов из своей группы, 20% из первой группы и лишь 16% из третьей. Сходная картина наблюдается на социологи- ческих факультетах: 86% обучавшихся в 20 наиболее престижных университетах устраивались на работу туда же. Еще одна цифра, треть всех докторов филосо- фии выпускается пятью элитарными университетами. Конкуренция университетов за престижных препо- давателей, талантливых ученых и высокие ставки фор- мирует в США структуру неравенства, своего рода пира- миду престижа с немногими счастливчиками наверху. Жесткая иерархия престижных и непрестижных вузов как каналов вертикальной мобильности может быть как позитивным, так и негативным явлением. В первом случае престижные вузы требовательнее под- ходят к вступительным экзаменам, набирая лишь та- лантливых учеников. На протяжении всего учебного процесса они исключают лодырей и бездарей незави- симо от того, хлопочут ли за них начальство или вли- ятельные родственники или нет. Вуз высоко несет свое имя и не допускает брака в работе. Во втором случае, престижность вуза использует- ся его администрацией лишь для того, чтобы получать высокие взятки с абитуриентов, фильтруя последних не по знаниям, а по имущественному цензу или партий- ной принадлежности. В советские времена вузы, гото- вившие дипломатов, были подвержены сильной соци- альной коррозии. Они функционировали по образцу закрытых клубов и набирали блатных детишек.
Глава 5. Универсадьнр-исторические законы иерархии Отсутствие возможности нисходящей вертикальной мобильности управленца, невыполнение формальных и неформальных правил игры являются свидетельствами процесса вырождения управленческой элиты, которую просто передвигают по горизонтали с места на место.
По горизонтали происходит передвижение проштрафившихся
Рис. 5.8. Передвижение проштрафившихся происходит по горизонтали
В рыночном обществе подобная ситуация невоз- можна, это исключение, в нерыночном — правило. Самый эффективный способ избавиться от данного вида дисфункции — сделать конкурс открытым и глас- ным. На принципе открытости базируется западная си- стема государственного управления, достигшая значи- тельных успехов. Западные демократии нашли иные способы отбора неподходящих людей. В демократических обществах действует насквозь прозрачная система рек- рутинга. Контролируют прозрачность не администрация вуза или министерская комиссия, а средства массовой информации. Таким образом, любое нарушение или зло- употребление должностью становится достоянием широ- ких слоев общественности, которые вольны выразить свой протест и заставить подчиниться закону даже само- го высокопоставленного чиновника. Иначе говоря, те, кто находится внизу, получают в свое распоряжение мощ- ное средство контроля за действиями тех, кто находится наверху. Малейшее злоупотребление превращается в скандал, который газете выгодно не замалчивать, а «рас- кручивать», ибо от этого зависит ее популярность. Для чиновников, государственной и ведомственной бюрокра- тии подобная «гласность» совсем невыгодна. Почему газетный прессинг действует столь эффек- тивно? А потому, что когда одна газета начинает крити- ковать проштрафившегося руководителя, у того обяза- тельно найдутся завистники, соперники и конкуренты. Именно они и будут заинтересованы в его устранении, а потому не позволят «задавить» прессу. Третье следствие из тринадцатого закона гласит: чем жестче в иерархии фильтры-барьеры и притяга- тельнее высшие посты, тем большее количество лю- дей, неспособных идти прямо, будут искать обход- ные пути. Как мы знаем, социальные фильтры должны уже- сточаться по мере продвижения к вершине. Но это нравится далеко не всей. Это может устроить только тех, кто способен выдержать конкуренцию. В обществе, где существуют легитимные каналы восходящей мобильно- сти, обходные пути к вершине ищет наименьшее число людей. В обществе с противоположными характеристи- ками к власти в обход закона часто приходит особая социальная группа, которую именуют «блатными», «по- звонками», людьми с «мохнатой лапой» и т.д. Раньше в Средней Азии и на Кавказе хорошие должности при райкомах партии или органах милиции распределялись по признаку родства. В результате появились мощнейшие семейные кланы, организован- ные по инструментальному признаку «я — тебе, ты — мне». Кроме того, высшие или властные посты можно было купить за деньги, как покупаются вступительные экзамены в вуз. Обходные каналы смягчают жесткость социальных фильтров и помогают продвинуться наверх тем, кто этого совсем не заслуживает. Продвижение наверх неподходящих руководителей ведет к деградации уп- равленческой элиты й снижению доверия народа к властным институтам в целом. Обходные каналы дисфункциональны. Их вред заключается в том, что они пропускают наверх «слаба- ков» и «середняков», ограничивая доступ туда талан- тливым и сильным работникам. Стоит одному «плохи- шу» пробраться наверх, как он тут же потянет за собой кучу себе подобных, жизненно необходимых ему лю- дей. Почему необходимых? Да очень просто. Во-пер- вых, на их фоне не так заметна его собственная глу- пость. Во-вторых, таким образом он избавляется от конкуренции со стороны «умников» и «умниц». Характерная черта «середняков» — стремление уютно обустроиться и избавиться от конкурентов. Они всегда беспокоятся, ведь наверх они пробрались вовсе не потому, что блистали эрудицией или талантом. Ча- сто у руководства просто не было выбора; кадры нуж- 252 ны, вот и пришлось брать кого попало. Но этот «кто попало» постоянно живет с опаской, поджидая неми- нуемую аттестацию. Тотже,ктоживетвстрахе,всегда.чрезмерно страхуется. Перестраховка — свойство тех, кто неуве- рен в себе не от природы, а в силу сложившихся усло- вий. Как правило, такие люди стремятся подстраховать- ся и ищут для себя дополнительных социальных гарантий: приобретают высокопоставленных знакомых, угоднича- ют перед начальством, добиваясь его расположения^ По возможности они пытаются устранить конкурентов. Если пост начальника занял «середняк», то своего конкурен- та — более талантливого подчиненного, он переведет в другой отдел, уволит или на худой конец постарается создать о нем негативное общественное мнение (якобы тот плохо справляется с поручениями, часто нарушает дисциплину, своеволен и т.д.). Когда «середняков» скапливается слишком мно- го, в компании возникает та критическая обстановка, «благодаря» существованию которой в ней формиру- ется климат социального болота. Середняки продви- гают только себе подобных. Как только они получают доступ к высшим постам, нарушается изначальное со- отношение: власть перестает равняться ответственно- сти. Возникает климат терпимости к недостаткам, все- прощения, минимальной ответственности за свои поступки. Ведь получается, что руководитель не раз- глядел «середняков», пропустил их наверх, следова- тельно, принял некачественное решение. А отвечать никто и ни за что не желает. Постепенно власть уплывает у талантливого руко- водителя из под ног. Им манипулирует его теневой кабинет — «середняковое» окружение. Управленчес- кая команда, или свита короля, начинает перековывать предводителя по образу и подобию своему. Если тот сопротивляется, -его постепенно убирают. Проблема управленческой иерархии состоит в неза- щищенности демократических, талантливых руководите- лей, которые, как правило, чрезмерно мягкотелы и не всегда готовы сказать твердое «нет» тем, кто недостоин повышения. Таким образом, получается, что талантливые способны продвинуть неталантливых. Бездарности же пропустят наверх только таких, как они сами. В этом и состоит асимметрия управленческой иерархии. Нормально функционирующая организация должна жестко расправляться с неквалифицированными, непод- ходящими ей сотрудниками, иначе она не выживет. 253 Четвертое следствие из тринадцатого закона уп- равленческой пирамиды звучит так: по мере продвижения наверх конкуренция за вакан- сии увеличивается. Конкуренция за обладание вакансиями в управлен- ческой иерархии увеличивается снизу вверх. Здесь работает так называемая «конфликтная вертикаль», имеющая своим логическим следствием следующее утверждение: поскольку конкуренция за обладание вакансиями нарастает снизу вверх, постольку количе- ство и глубина конфликтов увеличиваются в том же направлении. О конфликтах в организации мы погово- рим особо. Ужесточение фильтров и сокращение числа при- тягательных вакансий по мере продвижения вверх по управленческой иерархии вынуждает людей соревно- ваться между собой за обладание престижными долж- ностями. В результате в управленческой пирамиде складывается весьма причудливый рисунок социаль- ного взаимодействия, в качестве узоров которого выс- тупают формы сотрудничества и соперничества, коо- перации и конфликта, переплетение всевозможных интриг, слухов и сплетен, подсиживаний, устранения соперников, временных коалиций врагов-друзей, меж- подразделенческие стычки и соперничество за выгод- ные заказы, доминирование, полномочия. Кроме четырех указанных следствий тринадцато- го закона иерархии существуют и другие. Так, пятое следствие гласит: требования лояльности по отношению к организации усиливаются с каждым последующим уровнем. Согласно следствию номер шесть: с каждым следующим уровнем возрастает степень за- крытости социальной группы (поэтому наиболее зак- рытыми оказываются высшие эшелоны управления). А раз так, то вероятность: • нисходящей мобильности с каждым уровнем по- нижается (однажды всплывший, да не утонет ни- когда), • а горизонтальной мобильности повышается (подобная практика получила название пересаживания руково- дителя из одного кресла в другое, но не на стул). В результате действия указанных следствий дирек- торский корпус формируется по типу клановой органи- зации. Вырожденным вариантом ее выступает дирек- торский корпус как мафиозная организация. Мафия — это псевдоклановая система. В своей высшей и завер- шенной форме она исповедует нелегитимные способы добывания средств. В Италии XIX в. эта система исполь- зовалась крестьянами для защиты чести и достоинства своих родственников. Будучи мощным механизмом со- циальной защиты и гарантий мафия «принята на воо- ружение» и сегодня. Главный закон этой системы — предпочитать своего чужаку, каким бы хорошим тот ни оказался. Согласно второму закону, регулирующему ее жизнь, своего надо наказывать строже, чем чужого. • Вхождение в закрытую, особенно мафиозную, груп- пу основано на признании следующих принципов: • принцип посвященности в общую тайну, которую ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать; • принцип повязанности общим преступлением, за которое всех ждет коллективная ответственность; • принцип круговой поруки, предполагающий по- мощь и взаимовыручку даже тогда, когда тебе са- мому грозит опасность; • принцип общего денежного фонда (общака), кото- рый зачастую выступает единственным источни- ком средств существования.
Механизмвознаграждения
Поскольку с каждым последующим уровнем иерар- хии вакансий становится все меньше, а количество людей с высокой мотивацией достижения не умень- шается, то борьба за более высокие позиции постепен- но усиливается. Из первого универсально-исторического закона управления можно вывести два следствия: 1. По мере повышения уровней иерархии конкурен- ция за обладание высокими позициями возрастает. 2. Поскольку на каждом следующем уровне количе- ство вакансий сокращается, то коллективное вос- ходящее перемещение всех желающих становится невозможным: единственным способом продвиже- ния оказывается индивидуальная восходящая мо- бильность. Второе следствие подчеркивает важную позитив- ную функцию индивидуальной мобильности. Во-пер- вых, такой способ перемещения и продвижения формирует у человека высоко развитую индивидуали- стическую психологию, предполагающую, что каждый имеет право выбрать ту траекторию карьеры, которая лучше всего соответствует его духовным устремлени- ям. Во-вторых, каждый берет на себя риск за те по- следствия, к которым может привести его продвиже- ние (например, женщины рискуют остаться без семьи, уделяя все время карьере). В-третьих, каждый, кто берет на себя индивидуальный риск, должен наделять- ся правом требовать индивидуально высокое вознаг- раждение. Топ-менеджмент, будь то правительство или руководство организации, с гораздо большим желани- ем И меньшим риском для себя берется вознаграждать индивидов, а не коллектив. В-четвертых, в иерархичес- ки устроенном обществе индивиду гораздо легче, чем коллективу, добиться высокого индивидуального воз- награждения и получить те блага, которыми распола- гают верхи. Индивидуальное вознаграждение функци- онально позитивно для иерархии в целом, поскольку не требует разрушения существующего строя. Напро- тив, коллективное приобщение к благам, которыми рас- полагают верхи, предполагает не только разрушение существующего строя, но и создание новой системы распределения ВВП. Именно в этом случае мы гово- рим о социальной революции. В-пятых, верхи всегда готовы открыть шлюзы для индивидуального проник- новения в свои ряды, но никогда не допустят такого проникновения для коллектива в целом. В-шестых, чем эффективнее действуют механизмы индивидуального восхождения и вознаграждения, тем выше вероятность добиться разобщения низового коллектива и выбрать из его рядов самых лучших. Более того, топ-менедж- мент создает подготовительные центры, курсы повы- шения квалификации, организует стажировки в лучших компаниях с одной-единственной целью — ин- тегрировать в свои ряды лучших представителей ниж- них уровней иерархии.
и между предприятиями, поскольку они работают на госзаказ. Государство снабжает Предприятия рабочей силой, техникой, сырьем, оно же «покупает» готовую продукцию. Точнее, забирает ее в свое распоряжение, так как в социалистическом обществе все считается общенародной собственностью. Если между объектами отсутствуют рыночные от- ношения, то между ними нет и конкуренции. Послед- нюю заменяет другая форма трудового соперниче- ства — социалистическое соревнование, при котором служащие берут на себя повышенные обязательства, а планы выполняются для того, чтобы отчитаться. Побе- дители премируются, хотя фонд поощрения участни- ков соцсоревнования чисто символический. Но и его делят поровну между рядовыми членами коллектива. Гораздо больший по объему премиальный фонд по итогам работы предприятия за год делится на нерав- ные части, основная из которых идет на премирование начальства. Большая часть оставшихся денег оседает у начальников среднего уровня. До самого низа пирами- ды доходит минимум, который делится между значи- тельным числом работников. Таким образом, дефицит- ные блага растекаются по всей иерархии в неравных пропорциях. Даже если бы на каждый уровень иерар- хии попадала равная доля денег, скажем по 10 млн., то и тогда их распределение оставалось бы неравным, поскольку, спускаясь вниз, одна и та же сумма денег делится на все большее число людей (рис. 5.9). Видимо, подобный механизм премирования харак- терен и для рыночного менеджмента. Более того, его можно рассматривать в качестве универсально-исто- рического закона, присущего всем обществам во все исторические эпохи.
Рис. 5.9. Премии, как и другие дефицитные блага, растекаются по управленческой иерархии в неравных , пропорциях
9 СОЦИОЛОГИЯ управления
Теоретический раздел Объяснение этому надо искать не в присвоении вла- сти, а в узурпации управленческой верхушкой права рас- пределять блага по своему усмотрению. Это явление су- ществует, и его, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов. Однако обнаруживается и другое обстоятельство, о кото- ром мы уже упоминали. Чем выше уровень пирамиды, тем ответственнее и весомее принимаемые решения, тем выше интеллектуальный потенциал и квалификация субъектов управления, тем существеннее их'вклад в раз- витие общего бизнеса. Подобная закономерность прису- ща цивилизованному рыночному обществу. Поскольку оно исповедует принцип оплаты труда пропорционально тру- довому вкладу, то топ-менеджеры должны получать боль- ше менеджеров среднего уровня и рядовых сотрудников. В условиях рыночного менеджмента такой меха- низм вознаграждения влияет на поведение руководи- телей в меньшей степени, поскольку никто не знает, сколько получает сосед. В административной системе это влияние больше, так как все про всех знают и остро реагируют на «несправедливое» (несоциалистическое) распределение материальных благ. Чем меньше круг людей, знающих реальное поло- жение дел с распределением дефицитных благ в орга- низации, тем: • больше возможностей у топ-менеджера проявить себя хозяином на предприятии, • сильнее степень зависимости и шире круг завися- щих от менеджера работников, • выше мотивация приспешников угождать начальству, • больше возможностей присваивать себе все новые социальные блага. Феномен бюрократической тайны базируется на четкой экономической основе — стремлении людей ухватить, пользуясь служебным положением, больше, но так, чтобы об этом никто не узнал. Искусство сокрытия важной информации, составля- ющей суть бюрократической тайны, — основа суще- ствования закрытой группы.
Ф еноме н мотивации
Как известно, вознаграждение очень тесно связа- 258 но с проблемой мотивации подчиненных98. Ни для кого не секрет, что успех работы любой организации есть произведение способностей и мотивации ее сотрудни- ков. Между тем, нередко приходится слышать сетова- ния руководителей на то, что находящиеся у них в подчинении команды достигли т. н. «плато продуктив- ности»: люди работают без должной энергии и энтузи- азма, активность и предприимчивость уступают место формальному исполнению обязанностей «от и до», а некоторые сотрудники и вовсе воспринимают пребы- вание на рабочем месте как тягостную повинность. В этом случае специалисты в области менеджмента единодушно сходятся в своем диагнозе: налицо симп- томы известной корпоративной болезни, названной «демотивация работников». Возникает вопрос: «Где кроются причины столь серьезного недуга, не только снижающего эффектив- ность деятельности организации, но и ставящего под угрозу сам факт ее существования?» Известно, что пас- сивность и равнодушие персонала не в последнюю очередь связаны с недостаточной психологической ком- петентностью самих руководителей, недооценивающих важность мотивирования подчиненных, а главное — практически не владеющих приемами мотивирования. Действительно, зачастую общение с управленцами раз- ных уровней показывает, что компетенция по показате- лю «мотивирование» оказывается у них одной из наи- менее развитых. Простой вопрос: «Как вы мотивируете своих сотрудников?» — ставит в тупик значительное число руководителей. Ответы же оставшихся незатей- ливы и, как правило, сводятся к рассуждениям о пакете прямых и косвенных выплат. Между тем в западном менеджменте мотивирова- ние персонала является одной из ключевых управлен- ческих компетенций. В той или иной формулировке она непременно входит в приоритетные стандарты управ- ленческого поведения, которые должны демонстриро- вать менеджеры (т. н. корпоративные модели компетен- ций) ведущих мировых компаний. На Западе убеждены, что сегодня система управления персоналом немыс- лима без такой важной составляющей, как мотивация труда. Каждая компания, серьезно относящаяся к воп- росам управления персоналом или, по крайней мере, планирующая свой завтрашний день, старается разра- ботать собственную систему стимулирования и моти- вации труда. На основе учета базовых факторов рабо- чей мотивации (конкретных стимулов эффективной
Теоретический раздел работы) крупные корпорации проводят систематичес- кие мониторинги «мотивационного фона». Подобные мониторинга являются непременной составляющей процедур employee survey (опросов персонала). Если результаты замеров оказываются настораживающими, корпоративной верхушкой оперативно предпринима- ются необходимые меры по усилению мотивации. Причем далеко не всегда связанные с материальным стимулированием. По данным экспертов Strategic Management Journal, эффективные технологии нема- териального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производитель- ность труда до 20% и сократить до минимума незапла- нированную руководством текучесть персонала. Проблемы, связанные с мотивацией, трудно опре- делить и еще труднее анализировать. Согласно одной точке зрения, мотивация включает в себя: 1) направле- ние поведения индивида; 2) меру усилий индивида после того, как он выбрал это направление; 3) устойчи- вость этого поведения, т. е. как долго индивид будет действовать в данном направлении". Другая точка зрения заключается в том, что анализ мотивации дол- жен быть сосредоточен на факторах, направляющих и стимулирующих деятельность индивида100. Один тео- ретик подчеркивает аспект целевой направленности мотивации101. Другой утверждает, что мотивация «за- трагивает область, с которой начинается данное на- правление деятельности, его силу, его устойчивость, его направленность и его прекращение, а также како- го рода субъективные реакции организма сопровож- дают эту деятельность»'02. Тщательное изучение всех этих позиций приводит к следующим выводам: 1) раз- личия во взглядах на фактор мотивации у разных тео- ретиков невелики; 2) мотивация относится к поведению и результативности; 3) в мотивацию включается целе- вая направленность; 4) мотивация есть результат со- бытий и процессов, которые являются по отношению к индивидам как внутренними, так и внешними. В контексте управления можно дать следующее определение мотивации:
Глава Универсально-исторические законы иерархии используем это понятие для объяснения различий в интенсивности (напряженности) поведения, определяя более интенсивное поведение в данном направлении как результат более высоких ступеней мотивации, а также для обозначения направления деятельности. Таким образом, мотивация является разъясняющим понятием, используемым для выявления сущности поведения, которое мы наблюдаем. Оговоримся сразу, что в процессе управления важ- но уметь различать собственно мотивацию и стимули- рование, И мотивация, и стимулирование являются методами управления трудом, однако, они противопо- ложны по направленности. Мотивирование представ- ляет собой долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала (то есть, по существу, мотивация направлена на изменение существующего положения вещей). Иными словами, мотивирование персонала можно определить как процесс регулирова- ния системы взаимоотношений индивида (работника) с материально-социальной средой (организация, рабочее место, коллектив, предмет деятельности, система управ- ленческих стратегий и политик, применяемого инстру- ментария и т.п.). В этом случае главную задачу процес- са мотивирования можно определить как создание устойчивого позитивного отношения работника к этой среде, в самом широком ее спектре. Стимулирова- ние же как тактика решения проблемы является ориен- тацией на фактическую структуру ценностных ориен- тации и интересов работника (то есть стимулирование направлено на закрепление существующего положения). Однако при этом мотивация и стимулирование взаимно дополняют друг друга. Говоря об управлении персоналом как области де- ятельности, в качестве приоритетной выделяют, как правило, систему стимулирования труда. Сотруднику в надежде на то, что он начнет работать продуктивнее и качественнее, предлагается некоторое поощрение за требуемый результат или штрафные санкции за низкий уровень выполнения функциональных обязанностей. Однако с точки здравого смысла очевидно (и практика подтверждает это), что не всякий стимул побуждает сотрудника работать так, как ждет от него компания. Это объясняется тем, что именно мотив, а не стимул как таковой, побуждает и направляет деятельность челове- ка. Мотивом он станет тогда, когда встретится с «внут- ренним» миром — потребностью или уже сложившей- ся (на основании прошлого опыта) системой мотивов. Поэтому менеджмент организации, и в первую очередь, специалисты по персоналу, должен думать не столько в терминах стимулирования, сколько в терминах мотиви- рования деятельности сотрудников. Только в случае создания полноценной системы мотивации персонал компании (на всех уровнях ее структуры) будет заинте- ресован в достижении корпоративных целей. Большинство менеджеров сталкивались с задачей мотивации различных, зачастую непредсказуемых групп людей. «Пестрота» этих групп выражается в различном поведении входящих в них индивидов, что в определенном плане можно свести к различным потребностям и целям. Потребности — это различные виды «нехватки» чего-либо, ощущаемой индивидом в определенный промежуток времени. Виды «нехваток» могут быть физиологического (например, потребность в еде), психологического (например, потребность в самоутверждении) или социального свойства (потреб- ность в общении). В принципе потребности можно классифицировать на первичные и вторичные. Первичные потребности заложены генетически, являются по природе своей физиологическими и, как правило, врожденными. Вто- ричные потребности психологичны и, как правило, приобретаются с опытом. Поскольку приобретенный опыт людей различен, их вторичные потребности раз- личаются в большей степени, чем первичные. Поэтому именно они проявляют себя как дифференциаторы индивидов и влияют на формирование целостной лич- ности человека. Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, то есть стремления действовать опре- деленным образом во имя удовлетворения потребности. Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определен- ной потребности, зависит от системы ценностей субъек- та. Если интерес — это стремление действовать опре- деленным образом, то мотив — это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведе- нию, тот смысл, который субъект поведения придает 262 своим поступкам, выбор способа действий для реализа-
Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии ции интересов субъекта в конкретных условиях внеш- ней среды. Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на измене- ние системы внешних стимулов. Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода «стартером» действия. Поведенчес- ким проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда чело- век достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворен- ной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, вли- яет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем, В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлет- ворением потребности и избегать того, которое ассо- циируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. В любой дискуссии по вопросам мотиваций оче- видна важная роль целей. Мотивационный процесс, по мнению большинства теоретиков, является целенаправ- ленным. Таким образом, разработку организационной программы мотивации персонала, как и любой другой программы, следует начинать с установления цели (ориентира, критериев), описания результата, который нужно достичь. Эффективная программа мотивации — это одновременно и цель, достижение которой позво- лит более полно раскрыть потенциал каждого сотруд- ника, и средство для достижения целей организации. Установление целей позволяет выработать крите- рии, позволяющие каждому сотруднику оценивать дея- тельность (свою и других) с четко определенной точки отсчета. Суть постановки цели — концентрация внима- ния на достижении желаемых результатов. Цель — это всегда выбор. Сделав выбор, человек берет на себя определенные обязательства. Цели играют роль филь- тра, привлекая нужных людей в организацию. Наличие целей само по себе задает определенность, ясность поведения и взаимоотношений в организации. Цели позволяют ощущать чувство сопричастности к чему-то значимому, гордости за организацию. Возможность ис- пользовать цели организации в собственных интересах и способность воспринимать ее цели как свои собствен- ные — это тот самый мотив, который нельзя не исполь- зовать. Первоначальная модель мотивационного процес- са состоит из нескольких взаимосвязанных этапов (см. рис. 5,10):
Рис. 5.10. Мотивациотшй процесс: первоначальная модель Люди ищут пути уменьшения ощущаемой ими нехватки в удовлетворении потребностей, что являет- ся импульсом к поиску способов снятия напряжений, вызываемых ею. Выбирается путь действий, и тем са- мым появляется целенаправленное поведение. По ис- течении определенного периода менеджеры оценива- ют такое поведение. Выполнение работы оценивается должным образом: с помощью вознаграждения либо наказания. Полученные результаты анализируются индивидом, на основе чего происходит переоценка «нехватки» в потребностях. Это, в свою очередь, спо- собствует возобновлению процессов и т. д. Самое сложное для менеджере* — узнать, какими мотивами руководствуются их подчиненные. Наблюда- тельные управляющие знают, что манеры поведения и поступки людей сигнализируют об их мотивационных потребностях. При этом управляющий должен выпол- нять правило: фиксировать именно модель поведения человека, а не отдельные его черты. Модель поведе- ния — это наиболее часто повторяющийся, а следова- тельно, характерный для человека набор реакций. Та- кой набор реакций тесно связан с потребностями. Именно поэтому по данному набору можно выявить мотивационный тип подчиненного — и решить, чем стимулировать его желание работать. Таким образом, можно утверждать, что процесс мотивации сложен и неоднозначен. Для того чтобы пред- сказать с определенной точностью поведение служаще- го, менеджеру надо иметь некоторое представление о его целях и действиях, которые он должен предпринять для их реализации. Многочисленные теории и исследо- вания по мотивации пытаются объяснить соотношение поведения и его результатов. В современных исследо- ваниях теории мотивации разделяются на две базовые категории: содержательные и процессуальные103. Содержательныетеориимотивации фокусируют- 264 ся на внутренних факторах индивида, придающих
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.023 с.) |