Социальная  природа управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная  природа управления



 

Человеческое общество — это организованное, сложно управляемое целое. Тем оно и отличается от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия транспорта. Хаотическое образо- вание впору назвать толпой, но не обществом. Итак, важнейший признак человеческого общества — его управляемость. Не случайно XX в. был назван веком управления, ибо без хорошего управления железная дорога, угольная шахта, да и любое предприятие при- дет к полному разорению. Но что такое управление, и как оно осуществляется?

Договоримся, что под управлением мы будем пони- мать совокупность универсально-исторических принци- пов, на которых основываются иерархические взаимо- отношения в любом обществе и в любую историческую эпоху. С социологической точки зрения, управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным поло- жением) в системе организации труда и местом в сис- теме распределения труда, определяющим размер ос- новного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли). Таким образом, управленческие отношения можно оп- ределить как особую сферу социальной реальности, в которой взаимоотношения двух субъектов, различаю- щихся своим иерархическим статусом, очищены от формационных наслоений. Они строятся в терминах статусных предпочтений, ролевого исполнения, ранго- вой иерархии, власти и полномочий, наконец, взаимо- действия социальных групп, представителями которых выступают руководители и подчиненные.

Управление может быть: 1) системой отношений и

2) формой взаимодействия. В первом случае говорят о социальной  иерархии,  диапазоне  контроля,  власти,

168 ранге,  статусе,  ролях  и т. п.  Во  втором —  о  методах


 

Глава 4. Предметная сфвра социологии управления                     

контроля (общем и детальном), делегиугом, что можно было бы назвать динамикой управления. С техничес- кой точки зрения, управление— всего лишь рацио- нальный способ достижения максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и  време- ни. С социологической же — все обстоит гораздо слож- нее, ибо в этом случае управление преилий и време- ни. С социологической же — все обстоит гораздо слож- нее, ибо в этом случае управление представляет собой искусство направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не по- чувствовали никакого принуждения.

Управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоя- щим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная .дифференци- ация ролей, закрепляемая при помощи унаследован- ных или экономических привилегий, обязательно име- ет элитарный характер. Если разделение власти и контроля признано и закреплено обществом,  то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.

Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда остается оп- ределенным режимом деятельности индивидов или групп, воспринимается как ограничение свободы дей- ствий рамками предписанных норм и правил. Управ- ленческая пирамида построена таким образом, что в ее конусе находятся самые привилегированные дол- жности, и их гораздо меньше, чем непривилегирован- ных, исполнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение наверх больше, чем расположенных там свободных мест.

Стремление к достижению — основной мотив уп- равленческой карьеры — не обязательно связано с со- циально неодобряемыми действиями («подсиживани- ем», коррупцией, протекцией, клеветой). Вместе с тем всегда имеет место несправедливость, ибо на руководя- щий поет выдвигается только один, а другие остаются на прежних местах, что неявно подчеркивает: первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопи- ческих коммун погибали именно в тот момент, когда функцию управления, выполнявшуюся до того всеми, узурпировали один или несколько индивидов.


 

 

Теоретический  раздел

Помимо всего прочего управление является одним из важнейших социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Как социальный институт оно возникло в Египте в период разложения первобытнообщинного строя и зарожде- ния государства (III тысячелетие до нашей эры).

С давних пор человечество размышляет над тем, как соединить несоединимое: интересы подчиненных, всегда направленные на увеличение зарплаты, и инте- ресы руководителей, заинтересованных в ее сокраще- нии (ибо экономически это всегда вычеты из прибы- ли). В эпоху рабства и крепостного права руководители не мудрствовали, а действовали методом прямого при- нуждения. Однако времена изменились, появилась необходимость в нечто ином, получившем название методов стимулирования и мотивации.

В известной мере функции управления выполняет каждый из нас. Вот почему большинство интуитивно представляет себе, что значит управлять. Основываясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права начальника от положения и обязанностей под- чиненного. Возможно, именно поэтому каждый из нас

«знает», как стать эффективным руководителем, хотя никто и не возьмется обучать математике или психоло- гии, полагаясь исключительно на житейские советы. Как правило, свои отношения с друзьями или сотруд- никами мы строим не по научным рецептам, распро- страняя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.

Управление представляет собой наиболее рацио- нальный способ организации производительного труда. Его можно определить как целенаправленный, планиру- емый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. Зарубежные специалисты угверждают: не по- нимать современные тенденции в управлении — то же самое, что отказываться от перспективных технологий. Сегодня в США действуют порядка 1300 школ менедж- мента и бизнеса. Как правило, количество претендентов на обучение в них превышает количество доступных мест в 6 —8 раз. Когда ООН выделила определенную сумму для помощи развивающимся странам, эти деньги были затрачены не на строительство больниц и стадионов, а на помощь в рационализации управления и подготовке

170 руководящих  кадров.


 

Глава 1. Предметная сфера социологии управления                      

Процессы управления можно наблюдать повсю- ду — в живых организмах, деятельности человека, организации общества, функционировании сложных кибернетических систем. Если нервная система пере- станет выполнять свою координирующую — по отно- шению к менее развитым, но специализирующимся на исполнительских функциях частям тела — деятель- ность, жизнь человека прекратится.

Управлять людьми — значит побуждать их к опреде- ленному поведению. Для того чтобы делать это, вовсе не обязательно быть королем, безжалостным тираном, вы- сокопоставленным чиновником или находиться наверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто пред- ставляем себе общество. Управление, и мы уже сказали об этом, доступно каждому. В самом простом смысле

«управлять» — значит, «воздействовать на другого», на- правляя его усилия в необходимое для себя русло. Пере- ключая кнопки телевизионного пульта, мы управляем телевизором, который показывает нужные нам програм- мы. Принимая закон о запрещении прослушивания част- ных телефонов, парламент управляет службами безопас- ности, имевшими ранее право подключаться к любому телефонному разговору. Попросив ребенка сходить в магазин, мать направляет его действия в определенное русло, и он выполняет поставленную перед ним задачу. Мать управляет ребенком. Но если ребенок не подчи- нился ее распоряжению и не пошел в магазин, сослав- шись на необходимость учить уроки, это вовсе не озна- чает, что он начал управлять действиями родительницы. Он просто повлиял на ее поведение.

Отсюда можно сделать вывод: управление следует отличать от близких ему явлений. Например, от влияния, представляющего собой стихийный процесс прямого или косвенного воздействия одного человека на другого. Так, мнение  Эйнштейна,  высказанное  им  по  какому-либо вопросу из области физики, влияет на мнение других ученых даже после его смерти. Другой пример — вы убежали с урока, а родители узнали об этом, и у них испортилось настроение: ваш поступок повлиял на них. Управление —  это  процесс  целенаправленного прямого  воздействия  одного  индивида  на  другого. В этом процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, а также конечный резуль- тат будущего движения,  и объект,  который  все  это реализует. Таким образом,  объект управления — это отдельный  работник,  бригада,  цех,  предприятие,  на


 

 

I. Теоретический  раздел

которые направлено управленческое воздействие. Субъект управления— это 1) руководитель (менед- жер), занимающий определенное место в иерархичес- кой организационной структуре, наделенный полно- мочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом, а также 2) весь управленческий аппарат, формирующий и реализующий управленческое воздей- ствие. Между объектом и субъектом управления суще- ствует прямая и обратная связь, имеющая информаци- онный характер. Прямая связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации. Обратная связь является результатом реагирования объекта управления на директивное воздействие и материализуется в виде отчетной информации.

Функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации управленческого труда, часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Обычно различается от 10 до 25 функций, которые клас- сифицируются по общности предмета управления (ка- чество, труд и зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (тру- довые, материальные, технические, финансовые и др.). Все функции управления реализуются посредством системы решения управленческих задач. Комплекс за- дач объединяет задачи, относящиеся к конкретной функ- ции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой). На предприятии количество подобных комплексов, как правило, не превышает 200.

Задача управления есть совокупность взаимосвязан- ных операций по переработке информации, осуществ- ляемых персоналом с помощью технических средств, результатом чего является принятие управленческого решения. Задача — основной элемент управленческого процесса: в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В процессе управле- ния предприятием решается несколько тысяч задач.

 

 

Отличие управления от менеджмента

 

Понятия  «менеджмент»  и  «управление»  очень

172   близки. Иногда они даже отождествляются. С техничес-


 

Глава  Предметная сфера социологии управления                     

кой точки зрения это не вызывает никаких возраже- ний, ибо в дословном переводе на русский язык ме- неджмент обозначает управление.

Как культурные явления менеджмент и управле- ние, несомненно, различаются. Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социоло- гию, право, экономику, психологию, философию. Та- ким образом, пять поколений американских менедже- ров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмен- та. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления пер- соналом, мотивации и стилей руководства, исчисляет- ся если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундамен- тальных исследованиях.

Понятие управления — в узком и широком смыс- лах этого слова — применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление явля- ется предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отноше- ний. С социологической точки зрения управление пред- ставляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном поло- жении, статусе, доходах, диапазоне властных полномо- чий.

Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включа- ющая наряду с соподчиненными по иерархии руково- дителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, органи- зационные структуры управления.

173
Менеджмент — чрезвычайно емкое понятие, содер- жание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику  управления;  2)  организацию  управления;

3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре-


 

 

I. Теоретический

 

деленную  категорию                    получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руко- водством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, ду- ховными  и  мировоззренческими  ориентирами.

 

Менеджмент как наука и практика управления

Под научными основами управления понимается сис- тема научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концеп- ции, внесшие существенный вклад в развитие совре- меннойтеории и практики управления: концепция на- учного управления  (Ф. Тейлор),  административного управления (А. Файоль), управления с позиций психо- логии  и  человеческих  отношений  (впервые  опреде- лившая менеджмент как  «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управле- ния  с позиций науки  о поведении.  Последняя  пред- ставляет собой современную теорию,  получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой являет- ся повышение эффективности  организации посред- ством повышения  эффективности ее  человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспек- тов социального взаимодействия, мотивации, харак- тера власти и авторитета,  организационной струк- туры,  коммуникации  в  организациях,  лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.  Основной целью  этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собствен- ных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.

Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших раз- витие в современных условиях:

подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных дей- ствий—  функций управления.  Разные авторы предлагают различные перечни функций;  опти- мальный набор включает, однако, следующие: пла-

174            нирование,  организация,  распорядительство  (ко-


 

Глава 4. Предметная сфера социологии управления

мандование), мотивация, руководство, координа- ция, контроль, коммуникация, исследование, оцен- ка, принятие решений, подбор персонала, предста- вительство и ведение переговоров или заключение сделок);

системный подход (предполагает, что руководите- ли должны рассматривать организацию как сово- купность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняю- щейся внешней среды);

ситуационный подход (предполагает, что пригод- ность различных методов управления определяет- ся текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств,  оказывающих  воздействие  на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окру- жающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе уп- равления организацией не приходится. Самым эф- фективным в конкретной ситуации методом уп- равления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).

 

Менеджменткакпроцессуправленияорганизациями. В данном случае содержание менеджмента рассматри- вается с точки зрения достижения — в процессе дея- тельности — организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менедж- менте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируе- мые мероприятия, направленные надостижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; орга- низации работы коллектива во имя достижения наме- ченной цели наиболее рациональным способом; систе- ме управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.03 с.)