Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет социологии управления
Предметом науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную ре- альность. Так, физики, говоря о материальном мире, используют понятия гравитации, капиллярности, энер- гии и множество других терминов, усвоенных вами из школьного курса. Социология управления изучает сферу управлен- ческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Однако управленческие отношения включают не только социальные, но и фи- нансовые, юридические, педагогические и др. типы отношений. Вот почему приходится сужать предмет этой дисциплины, ограничивая его изучением социаль- ного аспекта управленческих отношений, существую- щих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Такая историческая универсальность продиктована спецификой общей социологии, отраслью которой и является социология управления. Перед социологией нет временных границ. Она изучает не только современное общество (хотя именно в этом и состоит ее преимущественная задача), но и заглядывает в его историю. Объясняется это вот чем. Социология изучает поведение людей как представите- лей больших социальных групп. Это и отличает ее от социальной психологии, исследующей малые группы, а также от общей психологии (либо ее отраслей), занятых поведением отдельных людей, индивидов. Под болыии-
ми социальными группами мы понимаем любую совокуп- ность людей численностью от нескольких сотен до де- сятков миллионов человек, в которой ведущую роль играют не личностные качества людей, их эмоции, пред- рассудки и т.д., а общественные закономерности. Для того чтобы не путаться с категорией «общественные закономерности», определение которой вызывает в ли- тературе немало споров, скажем проще: отношения и поведение больших социальных групп детерминируют- ся — в основном или исключительно — действием со- циальных институтов. Последние можно сравнить с огромными фабриками, магистральными дорогами, раз- ветвленной системой коммуникаций, широкой сетью инфраструктуры, ибо речь идет о тех социальных опо- рах, на которых покоится человеческое общество. Со- циальные институты приводят его в движение, гоняют по артериям социальную кровь, распределяют и пере- мещают огромные потоки людей, заставляют функцио- нировать весь общественный организм. Социальные институты— это фабрики и заводы, банки и больницы, загсы и бюро трудоустройства, вузы и школы, министер- ства и многое другое, без чего невозможно представить себе жизнь современного общества.
Таким образом, предметом общей социологии яв- ляются большие социальные группы, рассматриваемые в ин- ституциональном контексте. В качественном смысле предмет социологии управ- ления не может существенно отличаться от предмета общей социологии. Будучи родной дочерью последней, социология управления также изучает поведение боль- ших социальных групп в институциональном контек- сте. Однако речь здесь идет только о тех из них, кото- рые связаны с управлением. Установив этот факт, мы можем сформулировать предмет социологии управления. Им являются большие социальные группы и институты, действую- щие в сфере управления.
Глава Предметная сфера социологии управления управления, а не менеджмента или административной системы. О различии этих понятий мы скажем позже, здесь подчеркнем лишь историческую универсальность управления, не ограничивающегося только рыночным или нерыночным обществом. Многие законы управления, например принцип единоначалия, действовали еще в далекую эпоху вождеств — переходную фазу от родо- племенного строя к ранним государствам.
Основные понятия общей социологии Предметная сфера социологии управления вклю- чает ряд общесоциологических категорий, составляю- щих ее понятийный стержень. Остановимся на неко- торых из них. С точки зрения современной социологии основой общества является социальная структура — совокуп- ность социальных институтов, ролей и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия, собствен- ность, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древ- ности и существующие до сих пор. В зачаточной фор- ме семья появилась еще у наших обезьяноподобных предков и совершенствовалась на протяжении 500 тыс. лет. Человеческое общество возникло порядка 40 тыс. лет назад. Возраст армии и государства 10 тыс. лет. Приблизительно в то же время зародилось системати- ческое школьное образование, а собственность, внача- ле коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним институтом считается произ- водство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда.
У общества, как и у людей, множество потребнос- тей. Потребности общества и отдельных индивидов со- впадают далеко не всегда, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Послед- ние удовлетворяются посредством регулярной, систе- матической деятельности миллионов людей, специа- лизирующихся на выполнении каких-либо важных функций. Добывание средств существования, обуче- ние молодого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей^ поддержание общественного порядка — фундаментальные потребности, в удовле- творении которых заинтересовано большинство насе- ления. Так было и будет во все времена. Стандартизи-
I. Теоретический раздел рованная форма выполнения социальной функции во имя удовлетворения конкретной фундаментальной по- требности называется социальным институтом. Каждый институт выполняет строго предписанную ему функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Понятие функции тесно связано с понятием роли. Учитель, передающий свои знания ученикам, это не только конкретный человек, но и социальная роль, об- ладающая собственной функцией. Меняются люди, играющие ту или иную роль, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина (женщина), человек зрелого (молодого, пожи- лого) возраста, рабочий (служащий), муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли учителя, сотни тысяч — в роли офицера. Сохраняются и социальные статусы. Статус — со- циальное положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат человеку от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социали- зации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона. У одного человека множество разных стату- сов. Аналогично этому одним статусом может обладать множество людей. Сколько в российском обществе было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем одни социальные позиции и выражающие их социальные роли исчезают, а на их месте появляются другие. Обще- ство меняется, меняется и его структура. Исчезли с ис- торической сцены России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые — космо- навт, тракторист, стюардесса. Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполня- ющих одну и ту же роль, называется социальной груп- пой. Группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов людей, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компа- ния или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы подразделяются на половозраст- ные (старики, взрослые, дети, мужчины, женщины); национальные (русские, англичане, эвенки); профес- сиональные (трактористы, инженеры, преподаватели);
166 экономические (акционеры, брокеры, рантье); религи-
Глава А. Предметная сфера социологии управления озные (православные, мусульмане, буддисты); полити- ческие (либералы, консерваторы, демократы). Таковы главные группы, совокупность которых именуют соци- альным составом. Общество можно рассматривать в двух плоско- стях — горизонтальной и вертикальной. Когда все со- циальные статусы и роли связаны между собой функ- циями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учениками, офицер — пе- ред солдатами, и наоборот), они образуют ячейки со- циальной структуры, расположенные горизонтально. Сами ячейки пусты: одна ячейка— «преподаватель», одна ячейка— «мужчина» и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Полу- чились не ячейки, а социальные группы, слои. Некото- рые из дих можно расположить вертикально: в этом случае правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ним найдут свое место рабо- чие и крестьяне. Очевидно, что социальные группы и слои различаются по объему находящейся в их распо- ряжении власти, доходам, богатству, уровню образова- ния, престижу должности или профессии. Пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположен- ные друг над другом группы (в данном случае их име- нуют стратам и}, определяют социальную стратифи- кацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что эти группы связывает? Разделение труда в обществе. Наконец, последнее фундаментальное понятие со- циологии — культура, под которой понимается совокуп- ность материальных памятников и духовных ценностей: нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, язы- ка. Социальная структура — костяк общества, культу- ра — его плоть. Культурные нормы, а вместе с ними и социальные роли усваиваются в процессе социализа- ции, продолжающейся всю жизнь — с младенчества до старости. Социализацию не следует путать с воспита- нием или обучением, она — более широкое явление. За правильным усвоением норм и ролей следит недрем- лющий страж — социальньт контроль. Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, го- сударство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции, 167
I. Теоретический раздел подразделяющиеся на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма конт- роля — залог здоровья и стабильности общества. Когда законы и нормы, регулирующие социальные отношения, отсутствуют, наступает страшный паралич. Имя ему — аномия (беззаконие, отсутствие норм).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.012 с.) |