Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Развитие социологии управления в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
достижения последней необходимо предоставить под- чиненным большую автономию и опираться на их ини- циативы, то руководитель не считает это показателем снижения управляемости. Общеизвестно, что в процессе своего существова- ния управляющее воздействие сталкивается с некото- рыми границами, преодоление которых оказывается или невозможным, или неэффективным. Подобные грани- цы могут быть как субъективными, так и объективными. Границы управляемости зависят от реальной сложнос- ти управляемого объекта. Огромное разнообразие эле- ментов, отношений, интересов, способов поведения, их разнокачественный, многомерный характер могут на- много превышать контролирующую способность управ- ления. Поэтому в управлении и используются разнооб- разные приемы упрощения объекта, уменьшения его сложности. Основной из таких приемов — стандарти- зация (формализация) организационных связей и норм. Посредством нее разнообразие объекта сводится к за- фиксированной структуре задач, статусов, зависимос- тей и т. д. Типичные организационные стандарты — должность, соподчинение, права, обязанности, зарпла- та — образуют единую формальную структуру, на кото- рую и направляется управляющее воздействие. Несмот- ря на тот факт, что подобного рода стандартизация довольно эффективна, ибо посредством нее организа- ции придается устойчивость, возникает связь каждого с организацией как целым, возможности ее ограничены. Так, многие виды труда не поддаются нормированию. Безличность формальной структуры делает невозмож- ным учесть конкретные проявления служебного пове- дения работников. Не могут быть жестко запрограмми- рованы и внутриорганизационные отношения, в том числе и деловые. Исследования в области управления организациями показывают, что расхождение между формальной и реальной структурами организационных отношений закономерно возникает вследствие некото- рой консервативности первой и высокой изменчивости второй. Да и сами стандарты — формально закреплен- ные нормы — обычно допускают некоторый диапазон колебаний от и до, а ужесточение их за известными пре- делами становится дисфункциональным. Иначе говоря, объект социального управления оказывается шире кон- тролируемой его части. Как правило, управляющее воздействие реализу- ется в форме решений, принятие и осуществление которых составляют основные этапы управления. Ка- чество же решения определяется прежде всего его рациональностью, т. е. степенью соответствия требо- ваниям организационной ситуации и целям управле- ния. Рациональность решений зависит, в свою очередь, от ориентации принимающего их человека, множе- ственность ролей которого влияет на выбор той или иной альтернативы. Следовательно, границы управля- емости зависят и от сложности той ролевой структуры, в которую включен руководитель. Как правило, он участвует в нескольких структурах: должностной, груп- повой, семейной, профессиональной и т. д. Например, как должностное лицо он обязан следить за выполне- нием производственного плана, но, будучи членом малого коллектива (отдела, цеха), он призван заботить- ся об удовлетворении интересов своих подчиненных. Иначе говоря, каждая роль задает определенную ори- ентацию, формирующую (наряду с другими ориента- циями) поведение человека. Проблема состоит в том, что по своей направлен- ности ориентации могут не совпадать. Между различ- ными ролями может возникнуть противоречие. Несов- падение ролей и ориентации сказывается на качестве принимаемых решений и эффективности управления в целом. В свою очередь, подчиненные, обладая иными интересами, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений руководителя. В результате иног- да приказы администрации искажаются в такой сте- пени, что, будучи реализованными, приносят органи- зации скорее вред, нежели пользу. Возникает скрытое и явное сопротивление. Серьезные границы управляемости ставит пере- вод решения в практическое действие. Осуществление решения — процесс, находящийся под воздействием целого ряда факторов. Вследствие всего этого возни- кает своего рода закономерность: результат осуществ- ления решения обязательно отклоняется — в той или иной степени — от его первоначального содержания. Многократные наблюдения показали, что осуществле- ние получает лишь часть управленческих решений, еще часть их реализуется с изменениями. Эмпиричес- кие данные А.И. Пригожина свидетельствуют: даже на передовых предприятиях степень выполнения заданий составляет 61,8%, приказов— 58%. Основные причины такого положения вещей: вина исполнителя — 28%, 136 непредвиденные явления — 32% (явления, принципи- ально непредвидимые на уровне современного знания управления; явления, непредвиденные вследствие ча- стных недостатков прогнозирования, ошибок, низкой квалификации и т. п.; непредвиденные последствия самих управленческих решений, т. н. «побочные про- дукты управления»); порок управленческих решений — 33%. В последнем случае речь идет о недостатках, про- .счетах, ошибках, которые содержались в самих прика- зах. Например, задание было дано не тому лицу, был указан нереальный срок его исполнения, или же вы- полнение задания не было обеспечено соответствую- щими подготовительными мероприятиями61 . Психологическая же защита руководителя сраба- тывает таким образом, что всю вину за невыполнение заданий он перекладывает на подчиненных, полагая, что все беды на производстве — от их низкой дисцип- лины. Возникает стереотип «ложного сознания», кото- рый серьезно ухудшает качество управления. Компен- сируя «сбои» в производстве, руководитель ужесточает санкции и увеличивает число приказов (которые опять же не исполняются). Порочный круг, создаваемый усилением «властной мотивации», расшатывает управ- ленческие отношения. Встает вопрос, по каким критериям возможно изме- рить показатель управляемости? Пригожий считает, что наиболее общим из таких измерений было бы исследова- ние соотношения между целями организации и достиг- нутыми результатами. Однако, отмечает он, такое изме- рение должно складываться из ряда частных: анализа качества принимаемых решений и степени их осуществи- мости, оценки состояния производственного коллектива по уровню конфликтности — сплоченности, степени со- впадения — расхождения между формальной и действи- тельной организационными структурами и т. п. Выведе- ние на этой многофакторной основе «коэффициента управляемости» позволит сравнивать по данному признаку разные, организации. Таким образом, пишет А.И. Пригожий, возможны разные способы измере- ния управляемости. Доминантным критерием при их выборе должен служить подбор оптимальных способов для каждой конкретной ситуации. Только в этом случае результаты измерения будут способствовать в конечном счете улучшению функционирования организации. Конечно, границы управляемости нельзя абсолю- тизировать, их необходимо рассматривать конкретно: в зависимости от развития знаний об управлении, уров- ня и культуры организационных отношений. Они под- вижны и могут расширяться. Среди факторов повы- шения управляемости первое место занимает наука об управлении. Не секрет, что именно автоматизация ряда процедур управления, системный анализ, методы со- циальной психологии и другие достижения этой науки значительно повысили эффективность управле- ния. Велика роль и искусства управления, т. е. особен- ностей применения знаний и методов воздействия на основе опыта, интуиции, стиля и т. п. Повышению уп- равляемости организаций способствует и профессио- нализация управления, или тенденция постепенного выделения организационно-управленческой работы в специфический вид деятельности, сопровождаемая специализацией ряда работников на ее выполнении. Существенным фактором повышения управляемости организации является и ее самоорганизация. Отмечая тот факт, что социальное управление представляет собой сложную, многоплановую деятель- ность, А.И. Пригожин выделяет три слагаемых управ- ления. Обычно управление отождествляется с целевым воздействием на объект через приказ, задание, стиму- лирование, координацию и т. д. Однако это не совсем так, ибо подобное воздействие есть лишь одна из час- тей социального управления, двумя другими составля- ющими которого являются организационный порядок, понимаемый как система норм и правил в организа- ции, внешне заданных по отношению к работнику, и самоорганизация, т. е. спонтанное регулирование. В работе «Современная социология организаций»62 Пригожин рассматривает сущность и функции выше- названных слагаемых управления, которые приравни- ваются им к трем основным типам социальных регуля- торов, действующим в социальных системах, а также методы их взаимного согласования. В частности, он пишет, что механизм целевого управленческого воздей- ствия состоит из целеполагания и целеосуществления, единство которых представляет собой основу эффектив- ности социального управления. Суть же самого процесса управления состоит в достижении запланированного результата. Обозначив, что целевое управляющее воз- действие осуществляется в два взаимосвязанных и вза- имозависимых этапа (определение целей-заданий и разработка технологии их реализации), Пригожин под- черкивает закономерность выделения особой — обособ- 138 ленной от прочих работников-исполнителей — катего- рии работников, специально и профессионально зани- мающихся управлением. Относительное профессио- нальное обособление решения от исполнения, в свою очередь, означает разделение на управляющих и управ- ляемых и порождаетотношения власти. Поскольку та- кого рода отношения получают всеобщий характер, система управления выступает как особый социальный институт, на всех уровнях которого воспроизводится отношение между двумя организационными подсисте- мами — управляющей и управляемой. При этом все звенья управления, кроме высшего и низшего, высту- пают в двух ипостасях: как управляющие по отноше- нию к нижестоящим и как управляемые относительно более высоких управленческих звеньев. Пригожий отмечает, что управление социальны- ми объектами (организациями) может осуществлять- ся как извне, так и изнутри. В первом случае речь идет о «внешнем», или централизованном управлении, когда орган управления находится за рамками самих объектов. Так, например, фирма управляет своими предприятиями, областной центр районами и т. п. Подобное управление позволяет достичь большой сте- пени концентрации управленческой энергии, а его преимущества состоят в обозримости максимального числа звеньев системы и в едином, целенаправлен- ном воздействии на них, исходя из интересов целого. Однако у внешнего управления есть и свои недостат- ки, состоящие в ограниченности интеллектуального потенциала единого управляющего звена, в отрыве его от задач и интересов низовых звеньев, а также в от- сутствии личной заинтересованности. Вместе с тем, «внешнее» управление представляет собой лишь один из видов целевого управляющего воздействия. Любая организация обладает некоторым диапазоном собственных решений, а посему имеет свой орган управления, являющийся частью самой органи- зации, одним из ее подразделений. И в этом смысле всякая социальная организация является самоуправ- ляющейся системой, подразумевающей участие всех членов организации в выработке общих решений. Ра- зумеется, пишет Пригожий, участие работников в ре- шении общих вопросов не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной компетенции в этой области вообще. Самоуправление выступает при этом механизмом согласования целей и интересов различных категорий работников и помога-
ет преодолевать разрыв между управляющей и управ- ляемой организационными подсистемами. Обращаясь к рассмотрению второго слагаемого уп- равления— организационного порядка, Пригожий отме- чает, что управленческая деятельность осуществляется в своего рода организованном пространстве, в среде мно- жества норм, связей, целей. Все они появились ранее и выступают в качестве объективных условий или даже ограничений действий управленцев. Отдельные элемен- ты этой нормативной системы складываются стихийно, как следствие длительного взаимодействия, но не про- фессионального нормотворчества. Другие представляют собой результат предшествующего управленческого тру- да. Вместе они составляют сложный социальный поря- док, который воспринимается управленцами как данный, как часть окружающей реальности — наряду с рабочей силой, оборудованием и пр. Деятельность по управлению, как и всякий труд, нацелена на определенный результат и имеет свою продукцию. Будучи произведены, продукты управлен- ческого труда приобретают затем относительно само- стоятельное существование. Продукция «прошлого» управленческого труда довольно разнородна. Она ре- ализуется, например, в организационных отношениях, в частности, в таких элементах этих отношений, как право, административный распорядок, режим и дру- гие правила. Продуктами управления являются связи: позиции, зависимости, структуры, а также такие объек- ты, как целевые группы, организации, социальные институты. «Прошлый» управленческий опыт воплоща- ется и в фактах сознания: целях, установках, знаниях, представлениях и т. д. Овеществляются они в матери- альных формах: документах, технических средствах. Нарастание продуктов «прошлой» управленческой деятельности приводит к расширению и усложнению социального управления. Социальный порядок, в котором объективируется также и «прошлый» управленческий труд, обладает свойством безличности. Он срабатывает в какой-то мере независимо от индивидуальных особенностей его конкретных носителей. Например, включение в орга- низацию возможно только через должность, принятие какой-либо должности требует определенного типа поведения, уклонение от которого неизбежно вызыва- ет санкции и т. д. Иначе говоря, речь идет о своеобраз- 140 ном явлении социального автоматизма. Последний обеспечивает известную стабильность коллективного взаимодействия и дает возможность экономии управ- ляющей энергии: работает порядок, а не руководитель, правят законы, а не люди. Кроме того, социальный или организационный порядок является важным элементом преодоления субъективизма в управлении, ограниченности интел- лектуальных возможностей управляющего: сэконом- ленную управленческую энергию он может направить на дополнительное число объектов. Правда, при этом не стоит забывать, что отношение к накопленному наследию исторически изменчиво, поэтому нельзя принимать его автоматически, оно требует актуально- го критического анализа. Обобщение прошлого труда не позволяет решать все без исключения конкретные одноразовые задачи, какие-то элементы накопленного опыта устаревают и требуют замены новыми. Эти «по- лости» организационного порядка заполняет «живой» управленческий труд. Далеко не все в обществе и организации подверже- но целевому управлению и охватывается порядком. Од- нако их отсутствие не означает полной неуправляемо- сти. Механизм управления в этом случае строится на основе взаимодействия спонтанных регуляторов, кото- рые являются естественным продуктом функциониро- вания социальных систем. Такой процесс управления и является самоорганизацией. Отличительные свойства последней — самопроизвольность, отсутствие единого организующего начала. Это не значит, конечно, что элемент субъективного, человеческая воля, план, цель здесь исключены полностью. Однако в данном случае эти элементы не являются сознательно образуемой об- щей основой процесса. То, что на уровне индивида представляет собой целенаправленное поведение, на более высоком уровне утрачивает субъективную целе- направленность и выступает как самоорганизация си- стемы. Примером подобной самоорганизации являются многие демографические процессы — воспроизводство населения, миграция и т. д. Эти процессы остаются таковыми, даже несмотря на элементы целевого воз- действия на них. Все более значительную роль в со- временном обществе играют экономические факторы самоорганизации. Известно, что колебания потреби- тельских предпочтений, спроса на различные товары оказывают значительное влияние на производство, а 141
I. Теоретический раздел значит, и на целевое управление им. Особую группу регуляторов составляют некоторые элементы обще- ственного сознания, воздействующие на массовое по- ведение (традиции, обычаи). Действуя через механизм общественного мнения, они являются важной формой социального контроля. Самоорганизация является продуктом социально- го взаимодействия и происходит в массовом, коллек- тивном или групповом масштабе. В реальных обще- ственных отношениях самоорганизация проявляется в сочетании с целевым управляющим воздействием. Особенно тесным это сочетание является на уровне конкретных организаций. Таким образом, пишет А.И. Пригожий, механизм социального управления не сводится лишь к целевому управляющему воздействию, но включает в себя орга- низационный и процессы самоорганизации. Благода- ря этому социальная организация в целом оказывает- ся намного динамичнее своей формальной части: в ней нередко происходят стихийное перераспределение функций, изменение методов исполнения, перемеще- ние линий соподчинения и т. п. Подобные незаплани- рованные элементы социальной организации зачастую более функциональны и эффективны, чем предписан- ные. В какой-то мере они компенсируют естественную ограниченность формальной организации. Кроме того, пронизывая собой организацию, социально-психологи- ческие связи, повышают включенность работников в се жизнедеятельность, усиливают сплоченность кол- лектива и способствуют интеграции всей организации. По отношению же к индивиду это является средством удовлетворения тех его потребностей, которые не мо- гут быть полностью удовлетворены в рамках формаль- ной организации (например, в общении, признании, принадлежности и т. п.). Соотношение всех этих фак- торов сложно, иногда противоречиво. Постоянно про- исходит их взаимопроникновение, переход одного в другой. В ряде случаев они оказываются взаимозаме- няемыми, в других могут иметь различную направлен- ность, противодействовать один другому. Этот факт должен лежать в основе социологического анализа управления.
организаций, появившихся в 1990-е гг., В.В. Щербина называет: 1) уточнение предметной области социологии орга- низаций, ее статуса, проблематики (А.А. Ицхокин, А.И. Пригожий и др.); 2) продолжение исследований по изучению природы, принципов строения и функционирования органи- зации (А.А. Ицхокин, А.И. Пригожий, Е.П. Попова, В.В. Щербин); 3) исследование проблем, связанных с изучением вза- имодействия организации с внешней средой, и об- ращение к современным моделям организации как открытой системы; 4) исследование моделей организационного поведения, в том числе моделей рационального и целенаправ- ленного поведения (В.И. Верховин, А.И. Кравченко, Н.Ф. Наумова); 5) обращение к проблемам изучения конфликта в организации (А.К. Зайцев, А.И. Пригожий, В.Н. Ша- 'ленко, А.Г. Здравомыслов); 6) разработка инновационного подхода (Н.И. Лапин, А.И. Пригожий, Б.З. Сазонов, B.C. Дудченко). Спецификой современного этапа развития рос- сийской социологии управления является формиро- вание рынка платных социологических услуг при- кладного характера, в том числе управленческого консультирования.
Глав а 3 Теоретический раздел
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.01 с.) |