Глава 6. Власть и социальный контроль



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Власть и социальный контроль



воздействует на Ы 22 . П. Моррисе полагал, что власть — это не просто способ воздействия на кого-либо или что- либо, а действие как процесс, направленный на измене- ние (кого-либо или чего-либо). О том же говорит совре- менныйбританскийсоциологЭ.Гидденс,которыйпишет, что обладание властью означает способность менять порядок вещей. Знаменитый американский политолог и теоретик управления, лауреат Нобелевской премии по экономике ГЛ Саймон утверждал, что без коммуникации не существовало бы ни власти, ни влияния, понимая коммуникацию в широком смысле этого слова, а не толь- ко как речевое взаимодействие. По мысли X. Хекхаузе- на, о власти можно говорить тогда, когда кто-либо оказы- вается в состоянии побудить           сделать нечто, чего этот другой не стал бы делать

Блестящая формула М. Вебера, в которой власть рассматривается  как  возможности  или  способности навязывать свою волю помимо желания других людей включает в себя понятие «способности» и «возможнос- ти». То или иное действие можно назвать проявлением власти, если оно побуждает человека (людей) делать что- то, чего они не сделали бы по своей воле. Находясь на перекрестке, регулировщик с помощью свистка, жезла и т. п. заставляет шофера сделать то, чего тот не сделал бы самостоятельно: остановиться, повернуть направо или налево. Полицейский дает команду (автомобилист ей подчиняется или нет), но это— команда, приказ, а не просьба или предложение. Полицейский наделен «воз- можностями» приказывать благодаря своему должнос- тному положению. Кроме того, он имеет определенные

«способности», которые даны ему от природы и усиле- ны в результате профессиональной подготовки.

По мнению С. Лукса, обладание властью равносиль- но тому, что от кого-то или чего-то зависят результаты или последствия совершенных действий, влияющие на существование и/или интересы людей и обстоятельств. Например, мощное землетрясение или шторм могут стать причиной серьезных разрушений. Но они, в отличие от политических потрясений, происходят стихийно, хотя и затрагивают интересы людей; явления природы суще- ствуют, но в них нет «намерения», они случайны, и о них нельзя судить в категориях моральной ответственнос- ти124 . «Совсем иное дело — политические деятели или группы. Они, в отличие от бурь и землетрясений, обла- дают целым набором специфических человеческих сил или возможностей: убеждать, приводить доводы, рефлек-

10 Социология управления


 

 

288


 

 

   Теоретический  раздел

сировать, общаться, предвидеть результаты действий и мер (хотя бы некоторые), оценивать последствия и изме- нять поведение в зависимости от такой оценки. В этом и состоит уникальность «власти» в человеческом обществе: концепция власти рассматривается с точки зрения мо- рали. Именно эти человеческие возможности и силы ста- новятся основой того, что мы придаем моральный и по- литический  смысл  понятию  власти»125.

С. Луке отмечает, что в основе идеи власти лежит весьма простая посылка: один индивид каким-то обра- зом воздействует на другого. Однако не всякое воздей- ствие можно считать применением власти. Мы ежед- невно оказываем множество воздействий, но далеко не все из них можно отнести к проявлениям власти. Л»125. полагает, что власть — не просто обыденное, а мораль- но значимое или нетривиальное действие: проявить свою власть по отношению к кому-либо — значит зат- ронуть его интересы, а точнее говоря, пойти против его воли, покуситься на его автономность 126.

Б. Рассел рассматривал власть как фундаментальное, объединяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике. Теоре- тически политологи склонны рассматривать власть по- литических деятелей как действие, направленное на что- то, а не как господство над кем-то. Мало кто сомневается, например, в том, что президент США в полной мере обладает политической властью. И все же американский ученый, автор книги «Власть президента» (1960) Р. Ней- штадт считает, что президентская власть — это преиму- щественно власть убеждать, притом что убеждение — обоюдный процесс, а власть убеждать есть власть дости- гать соглашения.

Согласно Е.   понятие «власть» подразумева- ет наличие следующих элементов:

• не менее двух партнеров;

• приказа (выражения своей воли по отношению к тому, над кем осуществляется власть, сопровожда- емого угрозой применения санкций);

• подчинения (согласия выполнить приказ и реаль- ного действия по осуществлению своего намерения);

• административных норм, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться.

Различные концепции власти нельзя считать взаи- моисключающими, ибо они фиксируют разные аспекты


 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.017 с.)