Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионализаци я менеджера
Администрирование — формулирование общих це- лей и политики компании, а менеджмент— контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехничес- кий смысл менеджмента. Демократизация собственно- сти привела к специализации контроля. Прежде соб- ственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества про- фессионалов. Менеджеры и администрация, назначае- мые акционерами, стали их представителями на про- мышленном предприятии. Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой прило- жения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техник, которым надо было обучаться специально.
Специализация менеджера В фабричную эпоху (XIX в.) работа менеджера ограничивалась процессом производства, весьма дале- ким от научной организации труда. Позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирова- ние, делопроизводство, сбыт, закупки, организация, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и на деньги. Создается современная система бюджета предприятия. Таким образом, каждый производственный про- цесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Возник вопрос: как их объединить? Оказывается, только одним способом — закрепить за каждой функцией штат специалистов (отдел, подразделение), а общие за- дачи отдать менеджеру. Так возникли прообразы ны- нешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, от- дела главного технолога и других.
снабжением. После этого функция менеджера-специ- алиста дробится вновь: вместо одного появляется со- общество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Отныне менеджер координирует работу специалистов. В этом ему помогают ученые, которые изобрели особые инст- рументы координирования деятельности людей, в ча- стности, систему принятия решений, определения це- лей политики компании, философию управления.
Корпоративный менеджмент Мы уже говорили о том, что менеджмент зародился в частном, а не в государственном секторе, возникнув в качестве бизнес-менеджмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и соци- альная сила, не в средних и мелких фирмах, хотя имен- но там было очень развито свободное предприниматель- ство, а в. крупных корпорациях. В таких гигантах, как, например, «Дженерал Моторс», годовые доходы кото- рых превышали бюджеты многих государств. Благосо- стояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент притя- гивал лучшие силы нации, и даже средние по способ- ностям люди, пройдя сложный путь управленца, стано- вились со временем выдающимися личностями. Когда в середине XIX в. зарождался современный менеджмент, его мало кто замечал. Главные бои шли тогда между трудом и капиталом. XIX век так и называ- ли — полем идеологического противоборства труда и капитала. Революции, стачки, локауты сотрясали про- мышленный мир. XX век называют эпохой противобор- ства индивида и организации. Весь мир стал одной ог- ромной организацией, а ее главным действующим лицом — бюрократ. В развитых странах революции и забастовки научились улаживать на договорной основе. Иначе говоря, идеологическое противоборство перерос- ло в управленческое. Сегодня не капиталист противо- стоит рабочему, а руководитель — подчиненному.
Пятая управленческая революция В целом промышленная революция и классичес- кий капитализм оставались временем буржуа. Менед- жер не был еще ни профессионалом, ни главным дей- ствующим лицом. Первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей возникли лишь в эпоху монополистического капитализма. Как только класс профессиональных менеджеров отделил- ся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который следует считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров снача- ла в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Вытеснение капиталиста Индустриальная революция доказала, что управ- ленческие функции не менее важны, чем функции финансовые и технические. Хотя многие, в том числе и А. Смит, в этом сомневались — в середине XIX в. главным героем оставался менеджер-фабрикант (капи- талист). Уже К. Маркс, написавший в конце 60-х годов XIX в. свой «Капитал», не верил в историческую пер- спективу капиталиста, его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехно- логичным производством. Со временем теоретики и практики все больше осознавали, что капиталист в управлении производ- ством — фигура отнюдь не самая главная. По всей видимости, он должен уступить свой капитанский мо- стик. Но кому именно? Маркс полагал, что пролетари- ату, и не ошибался, поскольку именно тот завоевал господствующие позиции в бывших социалистических странах, включая СССР. М. Вебер видел его преемни- ком бюрократию и тоже оказался прав, ибо во всех странах мира бюрократия выступает мощным факто- ром развития. Различие взглядов социолога М. Вебера и эконо- миста К. Маркса весьма примечательно. И Маркс, и Энгельс видели, что капиталист — фигура преходящая. О том же говорил и Вебер. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централи- зация банков и транспортных сетей делали фигуру индивидуального собственника излишней. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности вытесняют индивидуального ка- питалиста из производства точно так же, как ручной труд вытесняется трудом машинным. Энгельс и Маркс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория соци- алистической революции. Вебер также предлагает ка- питалисту подать в отставку, но уступить место менед- жерам и бюрократам. Именно он заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.007 с.) |