Профессионализаци я менеджера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионализаци я менеджера



Администрирование — формулирование общих це- лей и политики компании, а менеджмент— контроль за


их реализацией. Таков первоначальный и узкотехничес- кий смысл менеджмента. Демократизация собственно- сти привела к специализации контроля. Прежде соб- ственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества про- фессионалов. Менеджеры и администрация, назначае- мые акционерами, стали их представителями на про- мышленном предприятии.

Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой прило- жения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техник, которым надо было обучаться специально.

 

Специализация  менеджера

В фабричную эпоху (XIX в.) работа менеджера ограничивалась процессом производства, весьма дале- ким от научной организации труда. Позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирова- ние, делопроизводство, сбыт, закупки, организация, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и на деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

Таким образом, каждый производственный про- цесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Возник вопрос: как их объединить? Оказывается, только одним способом — закрепить за каждой функцией штат специалистов (отдел, подразделение), а общие за- дачи отдать менеджеру. Так возникли прообразы ны- нешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, от- дела главного технолога и других.

202
Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и про- изводства, вместо одного капиталиста-менеджера воз- никают два сообщества: акционеров и наемных руко- водителей. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством,


снабжением. После этого функция менеджера-специ- алиста дробится вновь: вместо одного появляется со- общество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Отныне менеджер координирует работу специалистов. В этом ему помогают ученые, которые изобрели особые инст- рументы координирования деятельности людей, в ча- стности, систему принятия решений, определения це- лей политики компании, философию управления.

 

Корпоративный менеджмент

Мы уже говорили о том, что менеджмент зародился в частном, а не в государственном секторе, возникнув в качестве бизнес-менеджмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и соци- альная сила, не в средних и мелких фирмах, хотя имен- но там было очень развито свободное предприниматель- ство, а в. крупных корпорациях. В таких гигантах, как, например, «Дженерал Моторс», годовые доходы кото- рых превышали бюджеты многих государств. Благосо- стояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент притя- гивал лучшие силы нации, и даже средние по способ- ностям люди, пройдя сложный путь управленца, стано- вились со временем выдающимися личностями.

Когда в середине XIX в. зарождался современный менеджмент, его мало кто замечал. Главные бои шли тогда между трудом и капиталом. XIX век так и называ- ли — полем идеологического противоборства труда и капитала. Революции, стачки, локауты сотрясали про- мышленный мир. XX век называют эпохой противобор- ства индивида и организации. Весь мир стал одной ог- ромной организацией, а ее главным действующим лицом — бюрократ. В развитых странах революции и забастовки научились улаживать на договорной основе. Иначе говоря, идеологическое противоборство перерос- ло в управленческое. Сегодня не капиталист противо- стоит рабочему, а руководитель — подчиненному.

203
Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры — капи- талиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не справиться, возникла новая фигура — наемный ме- неджер. Стало быть, начало эпохи было связано с по- явлением капиталиста, а ее конец — с приходом ме- неджера.    -


Пятая управленческая революция

В целом промышленная революция и классичес- кий капитализм оставались временем буржуа. Менед- жер не был еще ни профессионалом, ни главным дей- ствующим лицом. Первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей возникли лишь в эпоху монополистического капитализма. Как только класс профессиональных менеджеров отделил- ся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который следует считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров снача- ла в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.

 

Вытеснение капиталиста

Индустриальная революция доказала, что управ- ленческие функции не менее важны, чем функции финансовые и технические. Хотя многие, в том числе и А. Смит, в этом сомневались — в середине XIX в. главным героем оставался менеджер-фабрикант (капи- талист). Уже К. Маркс, написавший в конце 60-х годов XIX в. свой «Капитал», не верил в историческую пер- спективу капиталиста, его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехно- логичным производством.

Со временем теоретики и практики все больше осознавали, что капиталист в управлении производ- ством — фигура отнюдь не самая главная. По всей видимости, он должен уступить свой капитанский мо- стик. Но кому именно? Маркс полагал, что пролетари- ату, и не ошибался, поскольку именно тот завоевал господствующие позиции в бывших социалистических странах, включая СССР. М. Вебер видел его преемни- ком бюрократию и тоже оказался прав, ибо во всех странах мира бюрократия выступает мощным факто- ром развития.

Различие взглядов социолога М. Вебера и эконо- миста К. Маркса весьма примечательно. И Маркс, и Энгельс видели, что капиталист — фигура преходящая. О том же говорил и Вебер. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централи- зация банков и транспортных сетей делали фигуру индивидуального собственника излишней. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий  и  появление  акционерной


формы собственности вытесняют индивидуального ка- питалиста из производства точно так же, как ручной труд вытесняется трудом машинным. Энгельс и Маркс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория соци- алистической революции. Вебер также предлагает ка- питалисту подать в отставку, но уступить место менед- жерам и бюрократам. Именно он заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)