Уравнение социального контроля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уравнение социального контроля



Власть имеют те, кто создает нормы и/или следит за их исполнением, т. е. применяет санкции. Практи- чески любой член общества берет на себя, функции власти. Так, например,, пожилой человек, делающий замечание юноше, бросившему окурок, фактически проявляет властные функции. Однако в гораздо боль- шей степени властью обладают полиция, суды, парла- мент, правительство, армия. Они не только наделены полномочиями издавать приказы (социальные нормы), но и обладают эффективными средствами контроля за их исполнением. Социальный контроль и власть — тесно связанные между собой  понятия.

В любом обществе происходит борьба за власть верхов и низов. Низы всегда стремятся контролировать власть, следить за каждым ее шагом, чтобы максималь- но уменьшить количество возможных злоупотреблений. Напротив, власть имущие, т. е. меньшинство, стремятся отгородиться от дотошного контроля, выстроить как можно больше барьеров, быть непроницаемыми для низов для того, чтобы использовать имеющиеся в их руках максимальные блага по своему усмотрению, т. е. бесконтрольно. В этом смысле интересы верхов и низов диаметрально противоположны.

Таково естественное человеческое поведение. Од- ним обществам удается примирить разнонаправленные интересы и создать механизмы или институты, не по- зволяющие социуму расколоться в результате конфлик- тов, войн и междоусобиц. Другим — нет. Какими же способами верхи отгораживаются от низов?

• престолонаследием — системой, при которой власть передается только «своим»;

• закрытой системой университетов;

• созданием верной команды, превращающей инсти- тут выборов, призванный отфильтровывать слабых руководителей, в надежного гаранта их сохране- ния у власти.

Наша повседневная жизнь протекает под присталь- ным контролем окружающих нас людей. Даже тогда, ког- да они явно не демонстрируют его, он все равно при- сутствует в их словах, взглядах, оценках, поступках, реакциях. В семье нас контролируют родители, в школе —

учителя,  на  работе:—  начальство.  Одни  заняты  формаль- ным контролем по долгу службы; другие делают это доб-


 

 

ровольно (в этом случае контроль называется неформаль- ным). Однако оба вида контроля (и формальный, и не- формальный) представляют     контроль. Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоенных образцов поведения.

Если контроль осуществляется отдельным челове- ком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреж- дением или институтом), то говорят об общественном контроле. Таким образом, контроль — средство соци- альной  регуляции  поведения людей.

Трудно сказать, какое из двух понятий — власть и контроль— более широкое, а какое более узкое. Одни авторы полагают, что власть включает в себя контроль как свою функцию. Так оно и есть, но лишь в том слу- чае, если речь идет об организации. Когда мы говорим об обществе, то все меняется местами: понятие соци- ального контроля становится шире, а власть превраща- ется в средство его осуществления. Ведь н социальный контроль входят и средства массовой информации, и правительство с парламентом, и рядовые граждане, которые контролируют, например, работу городского транспорта либо сервисной индустрии. В таком случае мы получаем следующее уравнение:

Социальный контроль = нормы + санкции + власть

Власть необходима тем, кто издает какие-либо  нор- мы, например, юридические законы или правила по- ведения, а также тем, кто следит за их исполнением и применяет эффективную систему санкций, под кото- рыми понимают не только наказание, но и вознаграж- дение. Таким образом, власть проявляет себя как соби- рательное понятие, охватывающее и скрепляющее между собой два важнейших элемента социального контроля —  нормы  и  санкции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)