Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент какпроцесс принятия управленческих решений.
Теоретический раздел
отношения — к состоянию которой он должен приспо- сабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагиро- вания на информацию, полученную посредством обрат- ной связи с рынком и другими элементами внешней сре- ды. Принятие решений — прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Ме- неджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих задоведение решенийдо испол- нителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воз- действия и средства контроля, но и рассматривать вари- анты решений в отношении их практической осуществи- мости в данной конкретной обстановке.
СОЦИОЛОГИЯ управлени я и социология менеджмента Социология менеджмента — специальная социоло- гическая дисциплина, изучающая поведение руководи- телей и подчиненных в рамках отдельно взятой органи- зации, а также отношения и взаимодействия больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в рыночном обществе. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом об- щего менеджмента, а еще точнее его подраздела, имену- емого управлением персоналом. Вместе с тем методы этой дисциплины, способ анализа ею социальных явле- ний, концептуальные подходы позаимствованы из соци- ологии. Подобный синтез оказался крайне плодотвор- ным, ибо социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем уп- равления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры че- ловеческих отношений, которые в социологии обычно обходились стороной, а в менеджменте, в силу его прак- тической направленности на решение технико-органи- зационных вопросов, и вовсе не затрагивались. В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие дисциплины или тематические облас- ти, как социология менеджмента, социология органи- заций, социальное управление, социология труда и ее составная часть — индустриальная (заводская) социо- логия, имеющая дело с организацией, условиями, дис-
Глава сфера социологии управлени я ЦИПЛИНОЙ и гуманизацией труда, экономическая соци- ология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и множество других направлений, имеющих теоретическое и при- кладное назначение. Социология управления и социология менеджмен- та являются отраслями общей социологии, представ- ляя более конкретный, чем она, уровень знания. А раз так, то все или большинство отраслевых понятий, ис- пользуемых этими дисциплинами, дедуктивно выводят- ся из общесоциологических категорий. Дедуктивное выведение частных понятий — обязательное условие преемственности двух уровней знания— общесоцио- логического и частносоциологического. Дедуктивное выведение является единственным каналом поступления теоретических знаний из общей социологии в отраслевые социологические дисципли- ны. Действительно, все социологические понятия, кото- рыми пользуются социология управления и социология менеджмента, спущены или, если хотите, директирова- ны сверху вниз. Таким образом, из общей социологии в отраслевую идет мощный поток теоретической инфор- мации; обратного же движения не существует. Если общая социология подкармливает отраслевые дисциплины сверху, то практика руководства питает социологию управления и социологию менеджмента снизу — фактами, эмпирическими данными, экспери- ментами, новациями и т. д. Постоянно развивающаяся управленческая практика — не только отечественная, но и зарубежная — является не менее ценным, чем теоретическая наука, источником информации. Очень многие теоретики менеджмента, в том числе и такие авторитеты, как А. Файоль и А. Слоун, являлись прак- тиками. Накопив практический опыт, они системати- зировали его и описывали в книгах, по которым сегод- ня учатся как по учебникам.
Попытаемся отобразить взаимоотношения, суще- ствующие между общей социологией, ее отраслевыми направлениями и практическим опытом управления, графически (рис. 4.1). На схеме используются два вида стрелок.: сплош- ной линией обозначается дозволенный тип взаимоот- ношений, пунктирной — недозволенный. Применительно к нашему случаю можно говорить о том, что две отраслевые науки заимствуют из общей
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ раздел
Рис. 4.1. Взаимоотношения, существующие между общей социологией, ее отраслевыми направлениями и практическим опытом управления социологии свой теоретический инструментарий. Од- нако некорректно полагать, что последняя развивает- ся, обогащаясь понятиями, взятыми из социологии уп- равления или социологии менеджмента. Такого не было и вряд ли когда-нибудь будет, ибо общая социо- логия перенимает свои понятия из более абстрактной системы знаний, каковой является философия, либо из родственных наук, занимающих столь же высокое как она место в иерархии научного знания, скажем из экономики. В нижней части схемы наблюдаются следующие теоретико-методологические связи: две отраслевые дисциплины постоянно подпитываются свежей эм- пирической информацией, черпая ее из опыта прак- тического руководства (на предприятиях, в банках, учреждениях). Вместе с тем практикующие менед- жеры отнюдь не стремятся обогатить свой практи- ческий опыт посредством обращения к учебникам по социологии или реализации советов консультан- тов-социологов. Хороший менеджер непременно выслушает дельный совет, но не обязательно посту- пит именно так, как ему говорят. Поэтому функция консультанта заключается в предоставлении менед- жеру веера альтернативных вариантов решения. Право же выбора одного из них остается за руково- 178 дителем. В 70 —80-е гг. XX в. десятки тысяч социологов, трудившихся в заводских социологических службах, пытались просветить, надоумить, воспитать свое руко- водство, но у них мало что получалось. Советские, впрочем, как и нынешние российские, руководители редко заимствовали свои знания из социологической литературы. Тем не менее союз социологии и практического менеджмента порожден и востребован самой жизнью. Цивилизованные рыночные страны, такие, как США или Япония, в значительной степени преуспели — техничес- ки и технологически — благодаря тому, что, прежде всего, четко и правильно определили стратегические ориентиры развития общества и философию нацио- нального менеджмента. Прежде чем взяться за реше- ние второстепенных, они попытались ответить на глав- ные вопросы: какой тип управления наилучшим образом соответствует национальным и культурным особеннос- тям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера отражает менталитет данной нации. Социология управления и социология менеджмен- та имеют сходные и отличительные черты. Социология менеджмента описывает стратегию и тактику руковод- ства компаниями в рыночном обществе. Социология управления изучает наиболее общие законы социаль- ной иерархии, действующие как в рыночном, так и в нерыночном обществах. В СССР термин «социология менеджмента» не употреблялся исключительно в силу идеологических соображений, поскольку предполагалось, что термины
«менеджмент» и «менеджеризм» — буржуазные, и как таковые могут быть использованы для описания реа- лий управления, присущих исключительно буржуазно- му обществу. Методологически это не совсем коррект- ное и явно пристрастное обоснование оказалось удивительно верным. К советскому обществу и плано- вой экономике термин «менеджмент» не применим не потому, что он является буржуазным, чуждым идеоло- гии марксизма, а потому, что он отражает культурные особенности не планового, а рыночного хозяйства. Кстати сказать, понятие «менеджмент» не исполь- зовалось в отечественной науке управления и в 1920-е годы. Большинство прикладных исследований, социоин- женерных проектов, методик профессионального обу-
I. Теоретический раздел чения, психологических тестов, экспериментов в обла- сти психологии труда и межличностных отношений причисляли либо к научной организации труда, либо к научной организации управления. Термина «социоло- гия управления» и понятия «социология менеджмента» тогда еще не было. Главная причина подобного положе- ния вещей заключалась в том, что идеологически чуж- дым марксизму считался сам термин «социология». С большим трудом он обрел право на жизнь в отече- ственной науке лишь в конце 60-х гг. XX в. Но и тогда термин «социология управления» не использовался. Вместо него говорили о социальном управлении. Назва- ние изучаемой в этой книге дисциплины вошло в науч- ный обиход приблизительно в середине 1980-х годов. В начале и первой половине 1990-х гг. в отечественной научной литературе гораздо чаще употреблялся термин «социология менеджмента»: понятие «социология уп- равления» как бы ушло на второй план. Однако уже в конце 1990-х годов обозначилась четкая тенденция к равноправию обоих понятий. Сегодня важно не путать их в учебных планах, понимать, какая социальная ре- альность скрывается за тем и другим. В связи с этим необходимо провести разграниче- ние терминов «управление», «административная сис- тема» и «менеджмент». Между ними обнаруживается следующая зависимость:
Рис 4.2. Соотношение понятий «управление», «административная система» и «менеджмент). Из рисунка видно, что универсальные законы управления конкретизируются, разбиваясь на два под- раздела: административную систему и менеджмент, расположенные по разные стороны от управления. Универсальные законы действуют в любом обществе, но могут модифицироваться в зависимости от кон- кретных социальных и экономических отношений,
180 господствующих в той или иной социальной системе. Универсальные законы управления действуют не только на производстве, главными агентами которого являются предприятие или фирма, но и в политике, духовной и социальной сферах общества. Церковь — один из самых мощных социальных институтов, по- строенных на четко отлаженной системе управления и иерархической власти. В некоторых случаях фундамен- тальные категории социологии управления, в частно- сти понятие власти, можно представить себе гораздо нагляднее, если рассматривать их на примере полити- ческой, а не производственной организации. Таким образом, в дальнейшем речь пойдет не толь- ко о производстве, но и о других сферах общественной жизни. Универсально-исторические законы — законы уп- равления, существующие в любом обществе и описы- вающие социальную, а не только экономическую или производственную организации. Административная система — это совокупность конкретных законов управления, существующих в не- рыночном обществе. Менеджмент — это совокупность конкретных за- конов управления, существующих в рыночном обществе. Сразу оговоримся, что в наших рассуждениях две вышеупомянутые категории представляют собой иде- альные типы в веберовском смысле слова. Иными словами, не встречаясь в реальности в чистом виде, они выступают в качестве мысленных конструктов, мето- дологических средств, позволяющих представить ин- тересующие нас явления более отчетливо. Нормальное общество — это смешанное общество, где в той или иной степени присутствуют оба типа отношений. В связи с этим т е общества, в которых более половины совокупнос- ти социальных и экономических отношений носят не- денежный характер, мы будем относить к обществам с административной системой управления;
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.021 с.) |