Менеджмент какпроцесс принятия управленческих решений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент какпроцесс принятия управленческих решений.



175
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соот- ветствующих решений, касающихся, в том числе, из- менения целей и программы будущих действий. Управ- ляемый объект имеет внешнюю среду — рыночные


 

 

Теоретический  раздел

 

отношения — к состоянию которой он должен приспо- сабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагиро- вания на информацию, полученную посредством обрат- ной связи с рынком и другими элементами внешней сре- ды. Принятие решений — прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Ме- неджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих задоведение решенийдо испол- нителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воз- действия и средства контроля, но и рассматривать вари- анты решений в отношении их практической осуществи- мости в данной конкретной обстановке.

 

СОЦИОЛОГИЯ управлени я и социология менеджмента

Социология менеджмента — специальная социоло- гическая дисциплина, изучающая поведение руководи- телей и подчиненных в рамках отдельно взятой органи- зации, а также отношения и взаимодействия больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в рыночном обществе. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом об- щего менеджмента, а еще точнее его подраздела, имену- емого управлением персоналом. Вместе с тем методы этой дисциплины, способ анализа ею социальных явле- ний, концептуальные подходы позаимствованы из соци- ологии. Подобный синтез оказался крайне плодотвор- ным, ибо социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем уп- равления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры че- ловеческих отношений, которые в социологии обычно обходились стороной, а в менеджменте, в силу его прак- тической направленности на решение технико-органи- зационных вопросов, и вовсе не затрагивались.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие дисциплины или тематические облас- ти, как социология менеджмента, социология органи- заций, социальное управление, социология труда и ее составная часть — индустриальная (заводская) социо- логия, имеющая дело с организацией, условиями, дис-


 

Глава                сфера социологии управлени я

ЦИПЛИНОЙ и гуманизацией труда, экономическая соци- ология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и множество других направлений, имеющих теоретическое и при- кладное  назначение.

Социология управления и социология менеджмен- та являются отраслями общей социологии, представ- ляя более конкретный, чем она, уровень знания. А раз так, то все или большинство отраслевых понятий, ис- пользуемых этими дисциплинами, дедуктивно выводят- ся из общесоциологических категорий. Дедуктивное выведение частных понятий — обязательное условие преемственности двух уровней знания— общесоцио- логического и частносоциологического.

Дедуктивное выведение является единственным каналом поступления теоретических знаний из общей социологии в отраслевые социологические дисципли- ны. Действительно, все социологические понятия, кото- рыми пользуются социология управления и социология менеджмента, спущены или, если хотите, директирова- ны сверху вниз. Таким образом, из общей социологии в отраслевую идет мощный поток теоретической инфор- мации; обратного же движения не существует.

Если общая социология подкармливает отраслевые дисциплины сверху, то практика руководства питает социологию управления и социологию менеджмента снизу — фактами, эмпирическими данными, экспери- ментами, новациями и т. д. Постоянно развивающаяся управленческая практика — не только отечественная, но и зарубежная — является не менее ценным, чем теоретическая наука, источником информации. Очень многие теоретики менеджмента, в том числе и такие авторитеты, как А. Файоль и А. Слоун, являлись прак- тиками. Накопив практический опыт, они системати- зировали  его  и  описывали  в  книгах,  по  которым  сегод- ня учатся как по учебникам.

Попытаемся отобразить взаимоотношения, суще- ствующие между общей социологией, ее отраслевыми направлениями и практическим опытом управления, графически (рис. 4.1).

На схеме используются два вида стрелок.: сплош- ной линией обозначается дозволенный тип взаимоот- ношений, пунктирной — недозволенный.

Применительно к нашему случаю можно говорить о том, что две отраслевые науки заимствуют из общей


 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ раздел

 

Рис. 4.1.  Взаимоотношения, существующие между общей социологией, ее отраслевыми направлениями

и практическим опытом управления

социологии свой теоретический инструментарий. Од- нако некорректно полагать, что последняя развивает- ся, обогащаясь понятиями, взятыми из социологии уп- равления или социологии менеджмента. Такого не было и вряд ли когда-нибудь будет, ибо общая социо- логия перенимает свои понятия из более абстрактной системы знаний, каковой является философия, либо из родственных наук, занимающих столь же высокое как она место в иерархии научного знания, скажем из экономики.

В нижней части схемы наблюдаются следующие теоретико-методологические связи: две отраслевые дисциплины постоянно подпитываются свежей эм- пирической информацией, черпая ее из опыта прак- тического руководства (на предприятиях, в банках, учреждениях). Вместе с тем практикующие менед- жеры отнюдь не стремятся обогатить свой практи- ческий опыт посредством обращения  к учебникам по социологии или реализации советов консультан- тов-социологов. Хороший менеджер непременно выслушает дельный совет, но не обязательно посту- пит именно так, как ему говорят. Поэтому функция консультанта заключается в предоставлении менед- жеру веера альтернативных вариантов решения. Право же выбора одного из них остается за руково-

178 дителем.


В 70 —80-е гг. XX в. десятки тысяч социологов, трудившихся в заводских социологических службах, пытались просветить, надоумить, воспитать свое руко- водство, но у них мало что получалось. Советские, впрочем, как и нынешние российские, руководители редко заимствовали свои знания из социологической литературы.

Тем не менее союз социологии и практического менеджмента порожден и востребован самой жизнью. Цивилизованные рыночные страны, такие, как США или Япония, в значительной степени преуспели — техничес- ки и технологически — благодаря тому, что, прежде всего, четко и правильно определили стратегические ориентиры развития общества и философию нацио- нального менеджмента. Прежде чем взяться за реше- ние второстепенных, они попытались ответить на глав- ные вопросы: какой тип управления наилучшим образом соответствует национальным и культурным особеннос- тям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера отражает менталитет данной нации.

Социология управления и социология менеджмен- та имеют сходные и отличительные черты. Социология менеджмента описывает стратегию и тактику руковод- ства компаниями в рыночном обществе. Социология управления изучает наиболее общие законы социаль- ной иерархии, действующие как в рыночном, так и в нерыночном обществах.

В СССР термин «социология менеджмента» не употреблялся исключительно в силу идеологических соображений, поскольку предполагалось, что термины

«менеджмент» и «менеджеризм» — буржуазные, и как таковые могут быть использованы для описания реа- лий управления, присущих исключительно буржуазно- му обществу. Методологически это не совсем коррект- ное и явно пристрастное обоснование оказалось удивительно верным. К советскому обществу и плано- вой экономике термин «менеджмент» не применим не потому, что он является буржуазным, чуждым идеоло- гии марксизма, а потому, что он отражает культурные особенности не планового, а рыночного хозяйства.

Кстати сказать, понятие «менеджмент» не исполь- зовалось в отечественной науке управления и в 1920-е годы. Большинство прикладных исследований, социоин- женерных проектов, методик  профессионального  обу-


 

 

I. Теоретический  раздел

чения, психологических тестов, экспериментов в обла- сти психологии труда и межличностных отношений причисляли либо к научной организации труда, либо к научной организации управления. Термина «социоло- гия управления» и понятия «социология менеджмента» тогда еще не было. Главная причина подобного положе- ния вещей заключалась в том, что идеологически чуж- дым марксизму  считался  сам  термин  «социология». С большим трудом он обрел право на жизнь в отече- ственной науке лишь в конце 60-х гг. XX в. Но и тогда термин «социология управления» не использовался. Вместо него говорили о социальном управлении. Назва- ние изучаемой в этой книге дисциплины вошло в науч- ный обиход приблизительно в середине 1980-х годов. В начале и первой половине 1990-х гг. в отечественной научной литературе гораздо чаще употреблялся термин

«социология менеджмента»: понятие «социология уп- равления» как бы ушло на второй план. Однако уже в конце 1990-х годов обозначилась четкая тенденция к равноправию обоих понятий. Сегодня важно не путать их в учебных планах, понимать, какая социальная ре- альность скрывается за тем и другим.

В связи с этим необходимо провести разграниче- ние терминов «управление», «административная сис- тема» и «менеджмент». Между ними обнаруживается следующая зависимость:

 

Рис 4.2. Соотношение понятий «управление»,

«административная система» и «менеджмент).

Из рисунка видно, что универсальные законы управления конкретизируются, разбиваясь на два под- раздела: административную систему и менеджмент, расположенные по разные стороны от управления. Универсальные законы действуют в любом обществе, но могут модифицироваться в зависимости от кон- кретных  социальных  и  экономических  отношений,

180 господствующих  в  той  или  иной  социальной  системе.


Универсальные законы управления действуют не только на производстве, главными агентами которого являются предприятие или фирма, но и в политике, духовной и социальной сферах общества. Церковь — один из самых мощных социальных институтов, по- строенных на четко отлаженной системе управления и иерархической власти. В некоторых случаях фундамен- тальные категории социологии управления, в частно- сти понятие власти, можно представить себе гораздо нагляднее, если рассматривать их на примере полити- ческой, а не производственной организации.

Таким образом, в дальнейшем речь пойдет не толь- ко о производстве, но и о других сферах общественной жизни.

Универсально-исторические законы — законы уп- равления, существующие в любом обществе и описы- вающие социальную, а не только экономическую или производственную  организации.

Административная система — это совокупность конкретных законов управления, существующих в не- рыночном обществе.

Менеджмент — это совокупность конкретных за- конов управления, существующих в рыночном обществе. Сразу оговоримся, что в наших рассуждениях две вышеупомянутые категории представляют собой иде- альные  типы  в  веберовском  смысле  слова.  Иными словами, не встречаясь в реальности в чистом виде, они выступают в качестве мысленных конструктов, мето- дологических средств, позволяющих представить ин- тересующие нас явления более отчетливо. Нормальное общество — это смешанное общество, где в той или иной   степени          присутствуют                     оба типа отношений.

В связи с этим

т е общества , в которых более половины совокупнос- ти социальных и экономических отношений носят не- денежный характер, мы будем относить к обществам с административной системой управления;



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.014 с.)