И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО




 

  Вводные замечания

Цель настоящей главы — рассмотреть поведение людей в организациях. То, как индивиды ведут себя в обществе, будучи представителями больших социальных групп, изучает общая социология. Поведение людей, воспринимаемых как личности и социальные «маски» одновременно, изучает социальная психология. Иными словами, ее объектом являются малые группы. А что изучает отрасль социологии, именуемая социологией организаций? Прежде всего отметим, что она находит- ся на стыке общей социологии и социальной психоло- гии, ибо в организации, особенно такой, где все или большинство служащих знают друг друга, сотрудники ведут себя двойственно — как представители больших (типичные чиновники, менеджеры, инженеры, рабочие, акционеры и т. д.) и малых (хороший товарищ, бывший однокурсник, приятный собеседник, добросовестный трудяга и т. п.) социальных групп.

Оба качества, а точнее обе роли  служащего  организа- ции вынуждают его подчиняться законам двух параллель- ных миров. В качестве директора предприятия или началь- ника цеха, (большая социальная группа) П.П. Петров  рад был бы уволить С.С. Сидорова, но поступить так с братом жены (бывшим однокурсником, соседом) он не может. Он хотел бы сделать это как представитель большой социаль- ной группы, однако не способен на такой шаг, будучи представителем группы малой. И наоборот: неприятного nnn типа К.К. Курочкина начальник  хотел бы загнать за Mo-


 

 

Теоретический  раздел

жай (поскольку некогда они выступали соперниками в борьбе за сердце одной и той же дамы), но как директор он этого сделать не может, ибо Курочкин обладает пре- красными деловыми качествами, приходит на службу вовремя и работу свою выполняет отлично.

 

Рис. 8.1. Пересечение предметных областей социологии организаций, общей социологии и социальной психологии

 

Таким образом, предмет социологии организаций является центром пересечения двух наук — общей со- циологии, исследующей большие социальные группы, и социальной психологии, изучающей группы малые. Оба типа групп располагаются в социальном простран- стве, о котором имеет смысл поговорить особо.

 

Представлени е в социальном пространстве

Социальные события настолько сложны, что опи- сать их во всей целостности, не расчленив предвари- тельно на части, не отделив второстепенное от главно- го, невозможно. На такого рода научном упрощении и схематизации реальных явлений базируется любой научный анализ. Разместим общественные явления в Декартовой системе координат, условно изображающей социальные пространство и время.

Социальным пространством называется совокуп- ность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), описыва- ющих структуру общества. Точки в социальном про- странстве именуются статусами (см. рис. 8.2.).

Y

 

 

О                        X

Рис. 8.2. Изображение социального пространства

Hull         п Р и        помощ и   Декартовой системы координат


 

 

Глава  Социальное  и  организационное  пространство

Статус, описывающий позицию индивида в малой или большой группе (самой большой из них выступает само общество), служит исходной клеточкой построе- ния всей системы социологических понятий.

В размещенном на плоскости физическом простран- стве любая вещь имеет ширину и длину, которые изоб- ражаются двумя осями — ОХ и OY. В социальном про- странстве также существуют своя «ширина» и «длина». Здесь ось OY выражает социальную стратификацию — расположенные в иерархическом порядке слои (стра- ты),  имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ— социальный состав населения, т. е. не упо- рядоченную в иерархию сумму демографических, про- фессиональных, религиозных и других социальных групп людей (см. рис. 8.3.). В социальном пространстве оси ОХ и OY имеют разные размерность и свойства.

Социальная  стратификация

 

Социальный состав

Рис. 8.3.  Осями социального пространства выступают социальная стратификация (ось OY) и социальный состав населения (ось ОХ)

ЕСЛИ В физическом пространстве перемещение по осям ОХ и OY равноценно, т. е. не вызывает качествен- ных изменений в объекте, то в социальном простран- стве дела обстоят иначе.

Первое свойство социального пространства: в си- стеме координат оси ОХ и OY неравны, иначе говоря, люди, условно изображенные на горизонтальной оси, устанавливают между собой один тип социальных от- ношений, но, будучи размещены на оси вертикальной, они же строят отношения совершенно иного типа.

Предположим, что А и Б — соседи, и между ними возникают соседские отношения, которые можно ото- бразить на оси ОХ. Предполагается, что эта ось изме- ряет функциональные расстояния между двумя носите- лями  определенных  статусов.  Соседи—  социальная:


 

 

I. Теоретический  раздел

группа, существующая наряду с другими (пенсионеры, родители, мужчины, шахтеры и т.д.), образующими в совокупности социальный состав населения. Эти груп- пы никак не ранжированы между собой, не выстроены по иерархии наподобие социальных страт (слоев и клас- сов), образующих вертикальную ось стратификации.

Посмотрим, что произойдет, если А и Б располо- жатся на вертикальной оси — в системе стратифика- ции. В данном случае это будут уже не просто соседи, живущие на одной лестничной клетке, а богатый Б и бедный А. Тип отношений между ними совершенно иной. Таким образом, одинаковые расстояния между объектами, расположенными по горизонтали и по вер- тикали, означают совершенно разные вещи.

Как мы договорились выше, точкой в социальном пространстве,  служащей  исходной  клеткой  для  по- строения других социальных категорий, является ста- тус. Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обществе. Проводя аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, не материален и сам по себе ничем не заполнен. Это некоторое место, взя- тое по отношению к другим точкам, тедам и системам координат; ячейка в общественном разделении труда. Когда мы определяем позицию индивида в группе,

то выделяем системуличных, или межличностных, ста- тусов. Рассматривая того же индивида в обществе, мы получаем совершенно иную статусную систему — сис- тему социальных статусов. Итак, мы имеем две совер- шенно различные системы статусов: личных, или меж- личностных, и социальных. В социологии совокупность всех статусов — как социальных, так и межличностных — называется статусным набором индивида. Это понятие было введено в науку в середине XX в. Р. Мертоном.

Статусный набор представляет собой совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т. е. неповторим во всех деталях. Он точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, пози- цию индивида в обществе. Стоит поменять что-либо, например, пол или профессию, а все остальное оста- вить неизменным, как мы получим похожего, но совер- шенно другого человека. Даже если все основные ста- тусы двух людей совпадают, что бывает отнюдь не часто, вторичные обязательно различаются. Из двух одинако-

402 вых  по  своим  статусам  людей  один  может оказаться  в


 

Глава 8. Социальное и организационное пространство

данный момент в метро (эпизодический статус «пасса- жир»), а другой— передвигаться на собственной «Ауди» («водитель— владелец собственной автомашины»).

Менеджер — межсферный статус, относящийся к разряду профессиональных, политических, а в некото- рых случаях и экономических статусов, ибо в каких-то обществах менеджер — еще и богатый человек. В за- висимости от общества руководителя следует рассмат- ривать по одной, двумили  трем  статусным  системам. Сравнивая лидера и руководителя коллектива, мы видим, что позиция лидера задана другим разделени- ем труда — это статус иной, по сравнению с руководи- телем,  системы.  Поэтому когда в бригаде возникает конфликт между формально назначенным руководите- лем и неформальным лидером, должно говорить не о конфликте двух личностей, а о конфликте двух систем.

Социальное пространство можно изображать как двухмерным, так и трехмерным. Трехмерное простран- ство возникает в том случае, когда к осям стратифика- ции и социального состава добавляется еще одна ось — социальные институты и организации. Таким образом, мы получаем три разнокачественные и разномерные оси координат: социальный состав населения (ОХ), со- циальную стратификацию (OY) и социальные инсти- туты (OZ).

 

Рис. 8.4. Трехмерное изображение социального пространства

Благодаря трехмерной трактовке социального про- странства мы можем соединить воедино различные воззрения на социальную структуру и дать ей исчер- пывающее определение. В большинстве случаев зару- бежные и отечественные специалисты рассматрива- ют социальную структуру как совокупность:

1. социальных групп, классов и слоев;

2. социальных институтов и организаций;

3. функционально взаимосвязанных социальных ста- тусов и ролей;


 

 

   Теоретический  раздел

4. взаимосвязанных и взаимодействующих соци- альных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Нетрудно заметить, что первые три подхода охваты- вают и учитывают не все, а лишь некоторые аспекты социального пространства. Первый предлагает свести социальную структуру к двум осям — ОХ и OY, второй — к одной (OZ), третий— к точкам-статусам, расположен- ным в социальном пространстве. И только четвертый является своего рода синтезом вышеперечисленных воз- зрений, представляет обобщенный образ социальной структуры как равнодействующей трех осей и располо- женных между ними социальных статусов.

Ни один из этих подходов нельзя считать непра- вильным,  ведь  каждый  из  них  по-своему отражает часть истины. Истина же заключается в том, что ка- тегории  «социальное пространство»  и  «социальная структура»  практически эквивалентны,  но изобража- ют одно и то же социальное явление с разных точек зрения. Пространство задается осями координат. Это его векторы, и они играют при ориентации простран- ства главную роль. В социальной структуре векторы совершенно не важны: основную роль здесь играет структурирование  пространства,  способ его  органи- зации — иными словами,  выделение опорных точек пространства  и установление  функциональных свя- зей между  ними. Именно это и составляет суть кате- гории «структура», используемой во    всех  науках. В  социологии  такими  опорными  точками  являются классы (ось OY), социальные группы (ось ОХ), соци- альные институты (ось OZ). Остается только устано- вить  между  ними  функциональные  связи.  Если  сде- лать это, мы получим           еще одну фундаментальную категорию  социологии —  все  многообразие  соци- альных отношений в обществе. Таким образом, мож- но сделать вывод о том, что социальная структура — совокупность функционально  взаимосвязанных  эле- ментов, образующих внутреннее строение объекта — представляет собой анатомический скелет общества.

В социальную структуру общества входят не только страты и группы, но и институты. Разместить социальные институты на двух осях Декартовой системы координат нельзя, поскольку обе они уже заняты. Социальные ин- ституты — совершенно особое явление, а потому их нельзя располагать на одной оси с социальным составом

404 или  социальной  стратификацией.  Они  тесно  связаны  с


 

Глава  Социальное  и  организационное  пространство              

понятием  социальной  нормы  и  социального  статуса — организованного  компонента

Социальный институт, и мы говорили об этом в предыдущих главах, представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Его можно опреде- лить иначе: как совокупность ролей и статусов, пред- назначенных для удовлетворения некоторой социаль- ной потребности.

Очевидно, что институт отличается от социального класса (например, класса богатых), или социальной группы (скажем, пенсионеров). И те и другие— сово- купности людей. Социальный институт — совокупность учреждений, но отнюдь не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению или социальной организации, и мы увидим четко нала- женные контроль, планирование, учет, штат сотрудни- ков, здания и оборудование, управленческую иерархию и многие другие элементы, отсутствующие как в клас- сах, так и в демографических и профессиональных группах.

 

 

• Соотношение понятий «управление»

и «социальная организация»                  

В большинстве случаев организация (франц. orga- nisation, от позднелат. organizo— придаю стройный вид, устраиваю) характеризуется как: 1) внутренняя упоря- доченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со струк- турой целого; 2) объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующее в рамках определенной структуры и на основе установленных правил; 3) определенного рода деятельность, совокуп- ность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенство- ванию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эф- фективного функционирования (организаторская дея- тельность); 4) результат обеспечения функционирования системы управления, отражающий ее состояние, т. е. организованность.

Организация является местом, где социальное пространство принимает наиболее упорядоченный и иерархически  организованный  вид.


 

 

I. Теоретический  раздел

В социологии под организацией понимают такую форму или способ совместной деятельности людей, при котором она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной.

Природа организации социальна, поскольку все- гда социальны: 1) объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности); 2) субъект воздействия;

3) как минимум два результата этого воздействия — целевой продукт и целевая общность, а также другие модификации человеческого поведения.  Кроме того, одним из основных, хотя и не единственным, призна- ком организации является использование специфичес- ких  средств  регламентации,  формирующих  особую организационную подсистему — социальную органи- зацию. Социальная  организация  представляет  собой систему социальных групп и отношений между ними, направленную  на  достижение  определенных  целей посредством распределения функциональных обязан- ностей, координации усилий и соблюдения определен- ных правил взаимодействия в процессе функциониро- вания  системы управления. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интег- рированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

Будучи социальной системой, организация отлича- ется рядом специфических характеристик: наличием цели; нормативной регуляцией поведения, отношений между членами данной организации; иерархическим строением; распределением функций (полномочий и обязанностей) между группами взаимодействующих работников; активностью регламентируемого элемен- та, способностью людей, подлежащих организацион- ному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на воздействия управленческие.

 

406
Сложность организации как социальной системы проявляется как в функциональном разделении и коор- динации деятельности по горизонтали, так и в иерар- хичности ее строения по вертикали. Признаками иерар- хического строения системы являются наличие двух вертикальных подсистем — субъекта и объекта органи- зационного воздействия, а также горизонтальное раз- деление сфер деятельности и компетенции, ролевое распределение функций. Еще одним социальным при- знаком организации является то, что она создается для осуществления  определенного  типа  деятельности  и


выполняет социальные функции по отношению к более широкой социальной системе. С этой точки зрения орга- низация характеризуется как открытая или частично открытая социальная система, активно взаимодейству- ющая с внешней средой, получающая от нее ресурсы и создающая для нее системный продукт.

Условием возникновения организации является необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности. Типы организаций различа- ются по: форме собственности, целям, производствен- ной направленности, масштабу охвата, сложности, способу и степени жесткости строения, степени фор- мализации отношений, средствам регуляции и т.д. Однако главное, что привлекает к социальной органи- зации внимание социологов, — наличие социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействий, куда входят виды, типы и формы вла- сти, лидерство, престиж, служебная карьера, возна- граждения, санкции, нормы и правила поведения.

Поскольку организации связаны прежде всего с деятельностью людей, а не с взаимодействием машин, сырья или технологий, их принято именовать соци- альными организациями. У организаций есть свое на- звание, устав, цели, сфера деятельности, порядок рабо- ты, штат сотрудников. Они напоминают миниатюрные общества. Различается лишь масштаб, ибо обществен- ная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых (высшей администрации, линейных и штаб- ных руководителей, низших управленческих чинов, рабочих и служащих). Организации свойственны иерар- хия — вертикальное расположение людей по рангам, и управление -— механизм, упорядочивающий взаимодей- ствие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Таким образом, иерархия описывает статику, а управление — динами- ку организации.

Графически  управленческую  структуру  можно изобразить в виде пирамиды, в основании  которой находится наибольшее, а на вершине — наименьшее количество социальных позиций  (вакансий).  В  виде пирамиды изображают также и социальную иерархию, подчеркивая  тем  самым,  что  в  обществе  богатых  все- гда меньше, а бедных — больше. Если соотношение богатых, зажиточных и бедных  выразить в процентных


 

 

Теоретический  раздел

долях, а затем получившуюся картину отобразить гра- фически в виде пирамиды или ромба, можно получить представление о профиле стратификации.

Таким образом, управление представляет собой единство статики и динамики. Динамическую сторону управления изображают в виде:

• процесса передачи информации (распоряжений, Приказов) от одного субъекта к другому или дру- гим, расположенным на том же или более низком управленческом уровне;

• процесса воздействия, влияния вышестоящих на нижестоящих;

• процесса координации усилий подчиненных, их организации во имя осуществления какого-либо ме- роприятия и т. п.

 

Рис. 8.5. Динамическое изображение управления как процесса

Статически управление можно изобразить в виде пирамиды, понимая под этим вертикальное располо- жение уровней управления от директора до супервай- зеров— младших управленческих чинов. Простейший вид управленческой пирамиды, состоящей их трех основных уровней, выглядит следующим образом:

 

 

Рис. 8.6. Статическое изображение управления в виде пирамиды

Верхняя часть пирамиды — высший уровень уп- равленческой системы. На предприятии этот уровень представлен руководителем, исполнительным директо- ром, президентом компании и т. п. Сюда же можно отнести заместителей директора, вице-президентов, членов совета директоров. Таким образом, речь идет о старших управляющих. Руководители высшего звена


отличаются от менеджеров других уровней тем, что никому  не  подчиняются.  Иногда  они  считают  себя администраторами, то есть людьми,  направляющими деятельность фирммледне е относится в основном к председателям, президентам и директорам.  Важно помнить, что между администрацией и управлением существует различие: администрация (в лице высшего руководства)  определяет  главные  цели  и  политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители,  обеспечивает  выполнение  операций, необходимых для реализации этих целей и политики. Вместе с тем функции администрации и управле-

ния взаимно пересекаются. Их выполнением не обяза- тельно занимаются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрированием и управлением. Чем выше уровень управления, тем больше времени уделя- ется администрированию и меньше — управлению. И наоборот.

Средняя часть пирамиды — уровень middle-ma- nagement. К нему можно причислить начальников под- разделений, цехов, филиалов, т. е. руководителей тех единиц организации, которые считаются основными в рамках системы в целом. Сюда же относятся замести- тели руководителей уровня middle-management.

В нижней части схемы изображен третий уровень управления— low (first)-management. На нем располо- жены руководители первичных коллективов: бригади- ры, начальники участков и супервайзеры (в переводе с англ. — надзиратели, надсмотрщики, контролеры). Ниже могут находиться мастера и десятники, которых в России называли «старшими».

Вместе с тем трехуровневая управленческая пира- мида не является единственно возможной. В некоторых крупных компаниях встречается до 5 (низшее, млад- шее, среднее, старшее, высшее звенья), а в вооружен- ных силах, отраслевых и региональных органах управ- ления — до 9 и более уровней управления.

В управленческой пирамиде ранжируются только посты управляющих, рабочие же и служащие, т. н. инди- видуальные контрибьюторы, сюда не включаются. Они не относятся к группе управленцев, формируя рядовой персонал организации, вносящий главный вклад в про- изводство материальной продукции и оказание услуг.

Отсюда следует, что понятие управления, если речь идет об отдельном предприятии, а не об обществе в


 

 

Теоретический раздел

целом, уже, чем понятие организации. В управление включены только руководители, а в организацию — как управленцы, так и рядовой состав.

 

Рис. 8.7. Соотношение  понятий «управление» и «социальная организация» на уровне отдельного предприятия

 

 

Управленческая  пирамида как объект исследования

 

На всех уровнях управления и во всех организа- ционных подразделениях применяются приблизитель- но одинаковые методы исследования, основу которых составляют анкетный опрос и интервью.

Анализируя социологическую литературу, можно сделать вывод, что индивидуальным контрибьюторам посвящено больше эмпирических исследований и на- учных статей, чем управленцам. Среди управленцев, по крайней мере в советское время, лидирующее — по количеству посвященных им исследований — место занимали бригадиры и мастера, которых изучали боль- ше, чем среднее и высшее звенья управления. Руково- дители среднего уровня изучены лучше, чем высшее руководство. Последняя тенденция прослеживается и в зарубежной литературе. Объяснить это можно труд- нодоступностью — в силу конфиденциальности, секре- тов фирмы, недостатка времени для общения с иссле- дователями — для наблюдения директоров компаний и высших менеджеров.

Отсюда  вытекает  важная  закономерность:  чем

410 ниже  уровень  иерархии  управления,  тем  доступнее  он


 

Глава  Социальное и организационное пространство                      

для исследователей и общественности. Исключение составляют секретные и закрытые предприятия, вход на которые социологам и журналистам запрещен. Общение с ними проходит через специальных пред- ставителей администрации, а в последнее время — через службу по связям с общественностью.

Обобщая сказанное выше, мы приходим к следую- щим выводам:

по мере продвижения вверх по управленческой иерархии методологические и методические воз- можности применения эмпирических методов со- циологии ограничиваются;

2. по мере продвижения снизу вверх по организаци- онной структуре труднодоступность единиц наблю- дения возрастает, следовательно, растет и закры- тость организации;

3. по мере продвижения снизу вверх сокращается число объектов исследования и возрастает их со- циальный статус.

Уровни управленческой иерархии различаются чис- ленностью объектов наблюдения. Кроме того, между ними обнаруживаются различия, обусловленные рангом и содержанием того статуса, обладателями которого яв- ляются представители данного уровня управления,

 

Константы социальной организации

Социальная организация представляет собой сово- купность индивидов, ролей и других элементов, система- тически взаимосвязанных между собой ради достижения результатов, получение которых недоступно разрознен- ным индивидам. Таким образом, социальная организа- ция — это структура, предназначенная для координа- ции — путем разделения труда и иерархизации власти — деятельности двух или более индивидов, осуществляемой во имя достижения общей цели. Так понимают соци- альную организацию западные специалисты (М. Нью- порт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден и др.).

Существуют и другие определения этого феномена. Одно из них рассматривает социальную организацию как такой способ совместной деятельности людей, при кото- ром она принимает форму жестко упорядоченного, регу-

лируемого,  скоординированного:и  направленного  на  411


достижение конкретных целей взаимодействия. В другом случае социальная организация трактуется как совокуп- ность иерархически расположенных социальных пози- ций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников.

Единицей социальной организации является не индивид, а его роль. Поэтому ее можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систе- му благодаря каналам коммуникации. Кроме того, со- циальная организация — это еще и целевая группа, т. е. объединение людей, стремящихся к достижению оп- ределенных целей упорядоченным образом.

В зарубежной социологии социальная организация понимается как социальная система, которая характери- зуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, програм- му деятельности и процедуру перемещения (или заме- щения) людей. Не все зарубежные социологи придер- живаются подобной формулировки (ее автором является Т. Кэплоу), однако отклонения от нее незначительны. Элементы, вошедшие в данное определение социальной организации, трактуются следующим образом:

социальная система — совокупность людей, имею- щих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в ходе взаимодействия. Для того чтобы выделить конкретную социальную систему, необ- ходимо идентифицировать всех, кто к ней принад- лежит, и исключить посторонних. Иными словами, здесь нужно использовать критерий консистенции (степени плотности, внутренней согласованности,

«причастности» частей друг к другу). Включенность индивидов в социальную систему предполагает, что они имеют как минимум одну общую черту (свой- ство) и связаны посредством взаимодействий;

ко.ллективная идентичность— название (например, либерально-демократическая  партия,  научно-иссле- довательский институт и т.д.), которое признано все- ми членами организации и обществом. В названии содержится информация о целях социальной орга- низации, ее расположении, правилах приема в чле- ны. Благодаря ясному и четкому названию в коллек- тивных действиях исчезают неразбериха и путаница;

точный список членов позволяет организации иден- тифицировать индивидов как принадлежащих и не принадлежащих к ней;


 

 

Глава 8. Социальное и организационное пространства                    

программа деятельности организации может фор- мулироваться детально или в самом общем виде. Но в любом случае первое, что необходимо сделать, это определить цели организации и способы их до- стижения, а также заранее расписать их по вре- мени (календарно);

процедура перемещения членов организации вклю- чает правила приема новых и передвижения ста- рых членов с одной позиции на другую.

Примерами социальной организации могут слу- жить семья, политическая партия, преступная группа, правительственное учреждение, банк, сталелитейная компания, симфонический оркестр, футбольная коман- да, клуб по интересам, совет учредителей. На внешнюю угрозу организация отвечает усилением внутренней сплоченности и переоценкой собственного престижа в сравнении с престижем других, сходных с ней сис- тем. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (у них отсутствуют четко выраженная коллек- тивная идентичность, самотождественность и список членов), клики и игровые группы, а также некоторые социально-политические течения. Государство отно- сится к социальным организациям, а нация — нет.

Социальные организации обладают чертами, напо- минающими свойства других типов коллективностей. Так, чем-то сходны статусные иерархии в социальных орга- низациях и социальных классах. Однако в организации высший, равный и низший статусы точно предопределе- ны как должности. Иногда понижение и повышение в должности резко меняет поведение человека, круг его обязанностей, рабочее место. Ничего этого нет в системе социальной стратификации общества. По отношению к социальному классу или социальному слою невозможно точно сказать, занимает один индивид более высокое, чем другой, положение или нет. Такого рода оценки всегда приблизительны, субъективны.

Каждый тип социальной организации имеет жест- ко ограниченный набор форм (или видов). Известны три основные формы семьи (нуклеарная, патриархаль- ная, расширенная), брака (моногамия, полиандрия, полигиния). Еще со времен Аристотеля говорят о ше- сти типах политической власти — монархии, аристо- кратии, конституционализме, тирании, олигархии и де- мократии.  Социальные  организации,  ограниченные


подобным образом, долгое время сохраняют устойчи- вость, становясь социальными институтами. Даже раз- виваясь независимо друг от друга, например, в разных странах, последние проходят одни и те же этапы эво- люции, имеют много общего. Так, моногамия, как со- циальный институт схожа и у аборигенов Австралии, и у современных европейцев. То же самое можно ска- зать и об институте бюрократии. Социальные институ- ты сохраняются почти неизменными даже тогда, когда изменяются или вовсе исчезают с лица земли целые общества и страны. Благодаря существованию истори- чески устойчивых типов социальных организаций воз- можно проведение сравнительных социологических исследований. М. Вебер сравнивал бюрократию в раз- личные эпохи, а К. Маркс выделял исторически повто- ряющиеся общественные формации.

Внешняя устойчивость социальных организаций объясняется природой механизмов внутренней стаби- лизации. Последние основаны на законах совместной деятельности. Когда несколько человек взаимодейству- ют достаточно длительное время, у них возникает ста- бильное партнерское поведение, появляются идентич- ность установок и взглядов, сильная уверенность в том, что они способны развиваться как личности лишь в тесной связи друг с другом.

Рассмотрим несколько понятий, тесно связанных с жизнедеятельностью социальных организаций. Од- ним из них является понятие социальных функций орга- низации, широко используемое для обозначения ряда универсальных требований (функциональных импе- ративов), выполнение которых является необходимым условием выживания и развития организации. В клас- сической трактовке ранних функционалистов соци- альные функции организации определялись как «роль повторяющегося социального действия», направлен- ного на выживание (или интеграцию) социальной си- стемы. В социологических концепциях примерами со- циальных функций организации выступают четыре универсальных  требования  (системный  реквизит) Т. Парсонса — адаптация, целедостижение, интегра- ция, латентность — претендующие на универсаль- ность для любых социальных систем, в том числе и для организаций. Ч. Барнард предложил двухфункци- ональную систему, в которой выделил целевую (про- дуктивную)  и  социальную  функции  организации.

414 Последняя  была  направлена  одновременно  на  обес-


 

 

Глава  Социальное и организационное пространство                     

печение интеграции элементов внутри организации, ее адаптации к требованиям внешней среды и адек- ватности ситуации. По мнению Барнарда, наиболее существенной характеристикой группы являлась си- стема взаимодействий. Поэтому организация опреде- лялась им как «система сознательно координируемой деятельности двух или более лиц». При этом он имел в виду координацию различных видов деятельности людей, приводящую к тому, что «каждая часть связы- валась с каждой другой частью каким-либо значимым образом». Полагая, что целое всегда больше суммы составляющих его частей, Барнард считал, что изме- рение данного отношения (больше) и составляет ос- новной показатель  эффективности  организации.

В отечественной социологии в качестве примера социальных функций организации можно выделить функциональную триаду, предложенную Н.И. Лапи- ным (целевая, социально-интегративная, управленчес- ко-воспитательная функции), и двухфункциональную систему В.Г. Подмаркова и Р. Григаса, являющиеся модификацией функциональной модели Ч. Барнарда. В этих моделях социальная функция трактуется как внепроизводственная функция, направленная на сохра- нение (интеграцию) социальной общности или обес- печение условий развития личности.

Существенно отличный взгляд на природу соци- альных функций организации предложил Р. Мертон. Он отметил особенность этих функций, которые, с его точки зрения, являлись условием, необходимым для выбора стратегии, невыполнение которого может привести к гибели или серьезным сбоям в работе организации. Мертон обратил внимание на возникновение организа- ционных дисфункций — неизбежных, побочных, негатив- ных эффектов рационального и оправданного с точки зрения поставленных организационных целей действия, а также на неоднозначность последствий любого пред- принимаемого действия для разных подсистем социаль- ной системы. Кроме того, он подчеркнул тот факт, что помимо провозглашенных и осознанных функций соци- альное действие выполняет целый ряд других, явно не провозглашенных и не всегда осмысленных (латентных), но жизненно важных функций. В социологии организа- ций подобная трактовка функций позволяет различать дисфункцию и патологию. Но что это такое?

Дисфункции в организации — понятие, широко используемое в социологии и общей теории организа-.


 

 

   Теоретический  раздел

ции для обозначения побочных негативных, но неиз- бежных для системы последствий, возникающих в результате целенаправленных и осознанных соци- а



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.016 с.)