Формальная и неформальная организации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальная и неформальная организации



Социальная организация предприятия (компании, фирмы, концерна, банка и т. д.) раскрывается через вза- имодействие формальной и неформальной структур. Формальная (официальная) организация — базовая це- левая подсистема социальной организации, выполня- ющая функции социальной регуляции поведения ра- ботников в организации, а также их интеграции для достижения институциональных целей. В общем смыс- ле формальная организация представляет собой сис- тему установленных администрацией правил, стандар- тов, предписаний, программ, регулирующих поведение работников и деятельность организации, закрепленную в нормативных документах, фиксирующих взаимосвязь формальных (должностных и профессиональных) по- зиций.

Впервые феномен формализации управленческих и деловых отношений как важнейший признак совре- менных административных организаций был проанали- зирован М. Вебером. Позднее принципы формальной организации детально прорабатывались представителя- ми классической школы управления —  Дж.  Муни, А. Рейли и др., которые представляли ее как универсаль- ное, строящееся на рациональных принципах средство социальной регуляции поведения работников в адми- нистративной системе.

Э. Мэйо обусловливал формирование формальной организации требованиями технологии, предопределя- ющей разделение  организации на  большие  целевые группы  и  подразделения.  Формальная  организация трактовалась  им        как  противоположная  другой  подсис- теме социальной                       регуляции,      получившей   наименова- ние  неформальной организации и направленной на достижение целей                лиц,           взаимодействующих в    рамках малых  групп,  границы  которых  зачастую  не  совпадали с  границами  подразделений.  Впервые  понятие  нефор- мальной организации   было введено представителями школы человеческих отношений в  процессе осмысле-

ния ими итогов Хоторнских экспериментов, обнару- живших, что в любой компании помимо официальных служебных отношений между людьми обязательно возникают неофициальные, дружеские связи. Наибо- лее полное определение неформальной организации предложил Ф. Ротлисбергер, трактовавший ее как дей-


 

 

I. Теоретический  раздел

ствия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также как сложную сеть социальных свя- зей, типов членства, центров влияния и коммуникаций, сложившихся внутри и между составляющими орга- низацию группами, но не конкретизированных ими.

Содержание понятия неформальной организации анализируется и в более поздних концепциях (Г. Сай- мон, Р. Лайкерт, Дж. Хоманс и др.), где она рассматри- вается как система социокультурной регуляции челове- ческого поведения, способная обеспечить контроль не только в сфере межличностных взаимодействий, но и за выполнением целевой функции, а также дополнить действие формальной подсистемы регуляции либо даже потеснить ее. Все это позволяет  ряду  специалистов (Р. Дабин, А.И. Пригожий) выделятьврамкахнеформаль- ной системы отношений две подструктуры: внеформаль- ную, обеспечивающую достижение организационных целей неформальными средствами, и социально-психо- логическую, фиксирующую отношения в сфере, не свя- занной с решением организационных задач.

Всовременнойорганизационной теории возникно- вение и функционирование подсистемы неформальной организации объясняется невозможностью стандарти- зации всех сфер деятельности и отношений в организа- ции, сведения последних к категории деловых. Основ- ным источником регуляции поведения людей здесь выступают нормы и ценности, отслеживающие систе- му отношений на уровне межличностных взаимодей- ствий и прямых контактов. В отличие от формальной неформальная организация характеризуется большей гибкостью и динамичностью. Для нее свойственны при- менение групповых санкций, являющихся реакциями на отклонение от неформальных (не зафиксированных в документах) поведенческих трудовых стандартов, а так- же подвижность и спонтанность целей и норм.

Большое место проблема формальной и нефор- мальной организации занимала в трудах Ч. Барнарда, предпринявшего попытку проанализировать логику взаимного влияния двух организационных подсистем. В своей книге «Функции администратора» он дает определения формальной организации (трактуя ее не только как систему, обеспечивающую достижение об- щих целей, но и как инстанцию, призванную разре- шить конфликт и наладить сотрудничество в организа- ции) и ее составных элементов, выделяет субъективные

432 и  объективные  аспекты  власти  руководителя.


В своих рассуждениях Барнард исходит из того, что по соседству с формальной организацией всегда су- ществует ее двойник — неформальная система связей между людьми. Разница между ними заключается в том, что первая представляет собой «систему сознательно координируемых видов деятельности», а вторая носит неосознанный характер. В отлИчие от формальной не- формальная организация характеризуется им как под- система регуляции человеческого поведения со слабой или вовсе отсутствующей структурой.

Барнард обращает внимание на существование тес- ных связей между формальной и неформальной органи- зациями. С одной стороны, формальные организации возникают из неформальных, с другой — создание фор- мальных организаций неизбежно порождает организа- ции неформальные, смягчающие жесткость офици- альных отношений и дополняющие их. В результате оказывается, что оба вида деятельности не могут суще- ствовать друг без друга. Неформальные организации выполняют, по меньшей мере, три позитивные функции: распространение мнений, суждений, решений, которые не могут пройти через формальные каналы без того, чтобы не породить проблем; поддержание устойчивости формальной организации; сохранение ощущения личной целостности, самоуважения, независимости выбора ин- дивидуума, противостоящего воздействиям формальной организации, стремящимся дезинтегрировать личность. Наиболее характерным признаком формальной органи- зации, ее квинтэссенцией, Барнард считает скалярный принцип, требующий от всех сотрудников незамедли- тельного подчинения единой центральной власти. Такой тип системы позволяет снизить число дисфункций, укре- пить и сохранить мощь организации. Другой тип фор- мальной организации— «латеральная организация», координация в которой достигается лишь посредством соглашения. Латеральная система организации не обла- дает собственными -формальными средствами предотв- ращения трений, споров и дезорганизации. По мнению Барнарда, единственной формальной организацией за- падной цивилизации, претендующей на значительный возраст, является римско-католическая церковь.

 

Формальная организация

Из предыдущего материала мы усвоили, что соци- альная организация — это совокупность двух или более индивидов, в рамках которой существуют формально


 

 

Теоретический  раздел

зафиксированные разделение труда и распределение функций; построена иерархия статусов; а права и обя- занности закреплены специальными документами. Так, при создании малого предприятия вы должны получить лицензию на право деятельности, для чего подаете в со- ответствующий орган пакет документов, включающий устав организации, ее штатную структуру, описание сферы деятельности и полномочий, источников финан- сирования и т. д. Этот пример демонстрирует нам, что социальная организация представляет собой образец формализованной системы, главным свойством которой выступает функциональная связь элементов.

Логика формирования формальных организаций обусловлена необходимостью преодоления чрезмерной сложности и многообразия управленческих отношений путем упрощения, стандартизации, формализации и сведения их к отношениям между должностными по- зициями и рабочими функциями. Формализация отно- шений рассматривается как рациональное по своей природе, интернациональное и универсальное явление, охватывающее как систему властных отношений, так и содержание выполняемой деятельности.

Как формальные, так и неформальные отношения в организации не хаотичны и не случайны: они строго упорядочены и подчиняются определенным закономер- ностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять, как управляют, например, кораблем или оркестром. Благодаря подобным качествам формальные или неформальные отношения получили название организации, или структуры.

В социальной организации предприятия есть; 1) единая цель (производство продукции или оказание услуг); 2) система власти или управление, требующее подчинения нижестоящих вышестоящим; 3) распреде- ление функций (полномочий и обязанностей) между взаимодействующими группами работников.

434
Четкая иерархия подчинения составляет суть со- циальной организации и находит свое выражение в структуре целевых функций. Достижение основных целей — изготовление товаров или оказание услуг — требует сотрудничества многих людей, каждый из ко- торых выполняет строго предписанные ему задачи. Работу по целям именуют целевой организацией. Наи- более полно целевая (или административная) органи- зация была описана О.И. Шкаратаном как система официальных отношений, определенных предписани-


 

ями, инструкциями, правилами, законами, распоряже- ниями, техническими нормативами, картами функцио- нальных обязанностей, штатным расписанием. Как таковая она включает в себя: 1) распределение функ- ций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и методы де- ятельности которых оформлены положениями, инст- рукциями и другими официальными документами);

2) субординацию должностей (вертикальная специали- зация), определяющую свойственные разным уровням объем и меру ответственности в принятии решений;

3) систему коммуникаций— средства и каналы пере- дачи информации, которая движется «сверху вниз» (пе- редача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (кон-

сультация и обмен мнениями равныхпо рангу). Все функции объединяет руководство, т. е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие оп- тимального решения и его практическое осуществле- ние, а также контроль и проверку исполнения.

 

Неформальная  организация

Организация  этого  типа  представляет  собой  сово- купность индивидов, малых групп и взаимоотношений между  ними.  Система  межличностных  отношений  все- гда  персонифицирована,  а  ее  носителями  являются живые  люди,  у  которых  есть  собственные,  отличающи- еся от общих задач,  цели,  интересы,  потребности.  Люди могут ошибаться, быть пристрастными, вспыльчивыми, и от этого никуда не деться ни одной компании или фирме. Ненавидя одних и симпатизируя другим, люди формируют на работе малые группы, кружки, компа- нии,  клики,  которые  сотрудничают  или  борются  между собой.  Так  возникает  новая  структура,  или  организация. С формальными и неформальными отношениями индивид сталкивается сразу же, как только подает заяв- ление о приеме на работу в компанию или на предпри- ятие.  Будучи зачисленным в штат, он ведет себя так, как того  требуют  служебные  инструкции.  В этом  смысле предприятие  и  его  организация  представляют  собой вынужденную,  недобровольную  форму  общения  людей, деловые контакты между которыми заранее предписа- ны, стандартизированы и обезличены. Работники уволь- няются,  уходят  и  приходят,  но  социальные  роли,  кото- рые  они  выполняют,  остаются.  Поэтому  социальная

организация —  это  еще  и  система  социальных  отноше-  435


 

нии, участники которой занимают определенные пози- ции (должности). Это означает, что когда один работник обращается к другому по служебным вопросам, послед- ний предстает в роли начальника или технолога участ- ка, а затем уже в качестве приятеля или неприятеля.

Если же вы обращаетесь к начальнику цеха запро- сто, по-свойски, то это означаем, что между вами существуют не только формальные (деловые), но и не- формальные (дружеские) отношения. В исследовании, проведенном в 1980-е годы на одном из московских за- водов, выяснялся характер отношений, существовав- ших между руководителем и подчиненными на цехо- вом уровне. Чаще всего респонденты описывали их в парных категориях «натянутые (напряженные) — то- варищеские (дружеские)». Однако «натянутые» и «на- пряженные» отношения оказались не столь устойчи- выми, как отношения «дружеские» и «товарищеские». Длительность «напряженных» отношений составляла от 0,5 до 2 — 3 дней. Они возникали как следствие кон- фликта и по его окончании быстро исчезали.

«Товарищеские» отношения доминировали по дли- тельности и удельному весу. При этом на рабочем месте взаимоотношения между начальником цеха и рабочим (токарем, слесарем, вальцовщиком) были чи- сто деловыми: первый был требовательным и непре- клонным при распределении заданий, строгим при кон- троле за их выполнением. Когда же рабочий день оканчивался, начальник и подчиненный шли в пивную, где дружески обсуждали бытовые проблемы. И рабо- чий, и руководитель ясно осознавали, что формальные (деловые) и неформальные (дружеские) отношения четко различаются: каждым — свое время и место. Они могли спорить и ругаться, отстаивая свои интересы (как правило, не личные, а служебные), но только по работе. Казалось, они готовы были подраться: один уг- рожал другому то штрафом, то увольнением. Но за по- рогом заводской проходной они мирно беседовали о до- машних проблемах, политике и женщинах.

 

 

Организационное пространство

 

С формальными и неформальными отношениями, существующими в организации, тесно связано поня-

436 тие  организационного  пространства.


Организационное пространство — внутренняя то- пология социальной организации, структура которой задается не столько физическими, сколько статусно- символическими границами. Если уподобить органи- зацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже существуют свои препятствия. Они ощутимы, но неви- димы, ибо формируются из элементов человеческого поведения— социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» — особым образом разграфленное организационное про- странство, состоящее из взаимоотношений и связей между людьми как исполнителями ролей.

Мастер и начальник литейного цеха постоянно вращаются среди рабочих, т. е. функционально они сто- ят ближе к ним, чем к заводскому начальству. Но по своему статусу они принадлежат не к исполнителям, а к руководству. Они часть его и психологически ощуща- ют близость с ним. У них общие интересы и ценности, а иногда даже взгляды на жизнь. Поэтому руководство цеха нередко размещается в отдельном помещении.

Если построить своеобразную «топографию» орга- низационного пространства, то окажется, что она под- разумевает четыре типа разграничений:

1) физическое— распределение работников по цехам и лабораториям, помещения которых отделены друг от друга;

2) функциональное — нормировщица и слесарь-инст- рументальщик могут работать в одном помещении, но функционально они отделены друг от друга, выполняют  разные  обязанности.  Они  являются представителями различных специальностей, что создает не меньшие, чем физическое разделение, барьеры для их общения;

3) статусное (престиж, позиция) — служащие, руко- водители, рабочие составляют самостоятельные группы: они чаще общаются между собой и дове- ряют представителям своей группы больше, чем другим;

4) иерархическое — правила формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, но не через его

«голову».

Зачастую несоблюдение топографического разгра- ничения становится причиной конфликтов. Служебные


конфликты,  возникающие в организации, социологи истолковывают, как правило, не в терминах субъектив- ных качеств личности, а с точки зрения организацион- ного пространства, т. е. места, занимаемого группой, к которой принадлежит индивид, в данной организации. Зарубежные социологи исходят из посылки, соглас-

но которой поведение людей в организации и вне ее — явления совершенно разные. Элементы человеческого поведения (мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности) вне организации выстраиваются в совер- шенно иную, нежели внутри нее, конфшурацию. К по- добному изменению их вынуждает действие тех фак- торов, которых нет (или почти нет) вне организации, а именно законов совместной (кооперативной) трудовой деятельности, условий жесткой специализации и раз- деления труда, наличия иерархической системы влас- ти, организационного климата. На пересечении таких сил возникают новые социальные явления — статус, престиж, групповое давление.

Должности, позиции, ожидания, роли и другие эле- менты, составляющие «скелет» социальной организации, существуют в особом смысле. Они имеют значение лишь тогда, когда социальные символы (роли, позиции) при- знаются обоими участниками межличностного взаимо- действия, а не одним из них. Даже будучи предписана

«сверху», ролевая позиция «руководитель» остается пу- стой ячейкой, если занимающего данный пост человека не признают руководителем подчиненные ему люди. Существуют десятки способов продемонстрировать (ему и другим), что он не руководитель, а формальная фигу- ра — начальник. С ним мирятся, но до поры до времени. В исследовании, проведенном на московском заводе хо- лодильников, обнаружился любопытный механизм «раз- жалования руководителя снизу». Начальника формовоч- ного цеха рабочие невзлюбили за грубость и недалекость и придумали следующий маневр. Несколько раз то один, то другой из них подходили к нему с просьбой объяснить какие-то детали в техническом задании. Они задавали непростые вопросы либо спрашивали его о таких под- робностях, которых он не знал. После этого рабочие шли в дирекцию и жаловались на то, что начальник цеха ни в чем не разбирается. Так повторялось много раз. Иногда даже срывалось выполнение задания, которое начальник, по словам рабочих, неправильно им объяснил. Вскоре дирекция уволила незадачливого руководителя, не сумев- шего найти общий язык с подчиненными.


 

Глава Социальное  и  организационное  пространстве                   

Будучи членом организации, индивид имеет две степени  свободы,  определяющие его адаптированность к условиям существования. С одной стороны, человек обладает свободой выбора формы поведения, решая для себя, принимать или не принимать существующие в организации поведенческие нормы. С другой — он во- лен принимать или не принимать ценности организа- ции, ее цели и философию. В зависимости от сочета- ния этих факторов выделяют следующие предельные типы организационного поведения человека:

• полностью принимает и разделяет нормы и принци- пы поведения, принятые в организации. В этом слу- чае человек осознанно стремится не входить в про- тиворечие с интересами организации, а результаты его деятельности зависят в основном от его личных возможностей и способностей, от того, насколько правильно было определено содержание его роли;

• «приспособленец» —  человек  не  приемлет  органи- зационных  ценностей,  но  старается  полностью следовать  нормам  поведения,  принятым  в  данной организации.  Он  все  делает  по  правилам,  но  тако- го  работника  нельзя  считать  надежным  членом организации.  Хотя  он  и  является  хорошим,  испол- нительным  работником,  но  в  любой  момент  может покинуть  организацию  или  совершить  действия, противоречащие  ее  интересам.  Например,  такой специалист  будет  с  готовностью  участвовать  в  за- бастовке,  с  целью  добиться  повышения  заработной платы;

• «оригинал» — человек приемлет ценности органи- зации, но не принимает существующих в ней норм поведения. Такой работник способен стать источ- ником немалых сложностей во взаимоотношениях с коллегами и руководителями. Если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм  поведения  по  отношению  к  отдельным  ее членам и обеспечить им свободу выбора формы поведения, они вполне смогут найти свое место в организации и станут приносить ей пользу;

• «бунтарь» — индивиды этого типа не приемлют ни норм поведения, ни ценностей организации. Они вступают в открытое противоречие с организаци- онным окружением, создавая тем самым конфлик- тные ситуации.


Структура управления

Структура управления организацией — 1) упоря- доченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов организации, обеспечивающая ее функцио- нирование и развитие как единого целого; 2) форма разделения и кооперации управленческой деятельно- сти, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей; 3| количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь.

Элементами структуры являются отдельные работ- ники, службы и другие звенья аппарата управления, отношения между которыми поддерживаются благода- ря горизонтальным и вертикальным связям. Горизон- тальные; связи носят характер согласования и, как правило, являются одноуровневыми. Вертикальные связи— это связи соподчинения: необходимость в них возникает при наличии иерархической (многоуровне- вой) системы управления.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линей- ные связи отражают движение управленческих реше- ний и информации между так называемыми линейны- ми руководителями — лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных под- разделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями управления.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персона- ла и функциональные. Полномочия линейных руково- дителей дают им право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполне- ния другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам органи- зации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предо- ставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менедже- рами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Существуют два направления специализации элемен-

440 тов  организационной  структуры  управления:  а)  в  зависи-


 

Глава  Социальное и организационное пространство                     

мости от состава структурных подразделений организа- ции вычленяются звенья структуры управления, осуще- ствляющие маркетинг, менеджмент производства, науч- но-технического прогресса и т. п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контро- лирующие все процессы в организации.

В рамках структуры управления протекает управ- ленческий процесс (осуществляется движение инфор- мации и принятие управленческих решений), участ- ники которого имеют четко определенные задачи, выполняют предписанные им функции управления, а следовательно, наделяются ответственностью и соот- ветствующими правами. Организационную структу- ру управления можно сравнить с каркасом здания уп- равленческой системы, сооруженным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Таким образом, структура управления включает в себя цели, распределенные между различными звень- ями, связи между которыми обеспечивают координа- цию отдельных действий по их достижению. Связь структуры управления с ключевыми понятиями менед- жмента— его целями, функциями, процессом, меха- низмом действия, людьми и их полномочиями, — сви- детельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют немалое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации их видов, изучению тенденций в их построении и оцен- ке их соответствия решаемым целям и задачам.

На структуру управления организацией влияют следующие факторы:

• характер производства и его отраслевые особен- ности (состав производимой продукции, техноло- гия ее изготовления, масштаб производства и уро- вень его технической оснащенности);

• формы организации управления производством;

• соотношение между централизованной и децент- рализованной формами управления;

• соотношение между отраслевой и территориаль- ными формами управления;

• уровень механизации и автоматизации управлен- ческих работ, квалификация работников и эффек- тивность их труда;


 

 

   Теоретический  раздел

• соответствие иерархической структуре производ- ства как управляемой системе.

Структуры управления имеют давнюю историю. Первые из них появились в армии еще до нашей эры. Будучи упорядоченной системой взаимодействия руководителей с рядовым персоналом, структура уп- равления строится на определенных принципах и за- конах, изучение которых началось еще в первой чет- верти XX  в.  Их называют принципами управления. В настоящий момент к ним относятся принцип диапа- зона контроля, скалярный принцип,  принцип исклю- чения,  принцип  единоначалия,  принцип отчетности, принцип делегирования и др. (табл.  1). Некоторые из этих  принципов  были  рассмотрены  нами  в  первой

главе, поэтому здесь мы остановимся на них кратко.

Структура управления служит базой, на которой строится вся управленческая деятельность. Научно обоснованное формирование организационных струк- тур управления — одна из самых актуальных задач ме- неджмента.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое с точки зрения менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования и построения организационной структуры, разработке которых посвящено немало работ отечествен- ных и зарубежных специалистов. Главные из этих прин- ципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а, следова- тельно, быть подчиненной производству и его по- требностям;

2. создавая организационную структуру управления, следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий харак- тер работы и нормальную нагрузку, а также над- лежащую специализацию;

3. формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответ- ственности каждого работника и органа управле- ния, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей  между ними;

4. необходимо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью — с другой; на-


 


Глава  Социальное  и  организационное  пространство

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.014 с.)