Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тольк о неудовлетворенная потребност ь организует поведение индивида, заставляя его предпринимать действия, необходимые для ее удовлетворения.
Образно говоря, человеческую цивилизацию твори- ли глубоко неудовлетворенные люди. Реальный потен- циал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом. Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведе- ния до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на мини- мальном уровне, после чего начинают доминировать потребности следующих уровней — в безопасности и т. д. Низшие потребности независимы не только друг от дру- га (дыхание независимо от голода), но и от высших по- требностей. Напротив, высшие потребности зависят от низших. Поэтому человек вряд ли пойдет в музей, если он сильно голоден. Кроме того, высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворить полно- стью, ведь человек постоянно совершенствуется. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются. Все потреб- ности выстраиваются в определенном порядке: на одном полюсе находятся неконтролируемые, неподвластные человеку потребности (дыхание, голод), на другом— кон- тролируемые и управляемые (духовные). Есл и низши е потребности присущи всем людям в рав- ной мере, то высшие — в неодинаковой степени. • • • С социальной точки зрения человека гораздо мень- ше характеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения по- требности в общении, например в выборе друзей или круга знакомых. Высшие потребности выступают еще и средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени, чем другие потребности, влияют на формирование личности человека. В свою очередь,
I. Теоретический раздел чем выше потребности, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимона- правленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставляется рутинная, малоквалифициро- ванная работа. Отсюда ясно, что более долгим окажет- ся выбор профессии, который воспринимается моло- дым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая смена мест работы в период до 30 лет.
Все потребности функционируют циклически, т. е. повторяются. Если речь идет о статусных потребнос- тях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным с другими ста- тусом. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного больше не устра- ивает работника, он стремится выделиться, стать бо- лее влиятельным, иметь высокий заработок, престиж- ные знакомства, или утоленный голод вновь заявит о себе через некоторое время, когда человек проголода- ется. И все пойдет по кругу. В статье «Теория человеческой мотивации» А. Мас- лоу писал о том, что средний гражданин удовлетворяет примерно 85% своих физиологических потребностей (первый уровень), 70%— потребностей в безопасности (второй уровень), 50%— в любви и привязанности (тре- тий уровень), 40% — в самооценке (четвертый уровень) и, наконец, 10%— в самореализации. Такова, по мнению Маслоу, идеально-типическая модель современного ка- питалистического общества, например США. Развивая идеи Маслоу, американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных об- ществах. Всего возможны три варианта (рис. 1,1 а —в). Как интерпретировать приведенные структуры? Вспомним, что доминирование означает неудовлетво- ренность потребности. Рис. 1.1а описывает отсталое общество, в котором еще не удовлетворены элементар- ные потребности человека — в жилье, работе, питании, отдыхе. Рис, 1.16 иллюстрирует среднеразвитый тип общества, в котором базисные и духовные потребнос- 26 ти людей удовлетворены на неком приемлемом уров-
Глава социологии менеджмента на Западе
Рис. 1.1. Структура потребностей в обществе: а — с доминированием низшего уровня б — с доминированием среднего уровня в — с доминированием высшего уровня
не, в то время как социальные потребности — нет. Наконец, третья модель (рис. 1.1в) описывает развитое индустриальное общество, где удовлетворены все низ- шие и средние потребности. Стандарты и качество жизни, уровень образования людей постоянно растут. Человек может сменить место работы, не боясь поте- рять ее. Он стремится попасть туда, где раскроются его потенциальные способности. Речь идет об обще- стве высоких технологий и гарантий занятости. П. Херси и К. Бланшард не называют конкретных стран, которые однозначно можно было бы отнести к той или иной модели. Теоретические критерии здесь вряд ли пригодны, вопрос решается эмпирически, Для этого в каждой стране проводится опрос населения и выясняется, какие потребности людей, и в какой сте-
пени удовлетворены, а какие — нет. - С момента создания иерархической теории потреб- ностей в ее адрес было высказано немало замечаний. С целью проверить концепцию Маслоу были проведе- ны сотни конкретных исследований. Американский социолог У. Рейф сравнил собственные результаты с иерархией потребностей Маслоу и пришел к выводу
Теоретический раздел что его исследование ее не подтверждает. В числе наи- более важных респонденты выделили потребности в самовыражении и безопасности, а у Маслоу они отно- сились лишь ко второму уровню. Многие перескакива- ли сразу на более высокий уровень духовных потребно- стей, даже не удовлетворив полностью потребности экономические. Некоторые из критических замечаний признавались самим Маслоу. Вместе с тем, хотя его теория и не получила достаточного эмпирического под- тверждения относительно приоритета одних потребно- стей перед другими, она может быть полезна в качестве описательной модели личности. Наряду с работами та- ких авторов как Д. Макгрегор, Р. Лайкерт труды А. Мас- лоу послужили возникновению школы «поведенческих наук», главным постулатом которой является повыше- ние эффективности отдельного работника и организа- ции в целом на основе поведенческих наук. Кроме того, он пролил свет на отношения между потребностями и ценностями, описывая динамику изменения ценностей в зависимости от удовлетворенности (или неудовлетво- ренности) потребностей,
Двухфакторная теория м отиваци и Ф. Херцберга
Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации, разработанной в 1950 г. видным американским социальным психологом, исследователем проблем организационного поведения, трудовых отношений и управления Фредериком Херц- бергом (1923 — 2000), ставшим провозвестником распро- странившихся в 1960—1970-х гг. управленческих мето- дов «обогащения», расширения и ротации рабочих заданий, направленных на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание. Предложенная Херцбергом теория мотивации, называемая также теорией факторов «актуализации атмосферы», рассматривает факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность от выполне- ния рабочих заданий, и основывается на иерархичес- ком подходе к потребностям человека. Входе первона-
Глава История социологии менеджмента на Западе чального исследования Херцберг с сотрудниками про- интервьюировал группу, состоящую из 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной компании, задав им следующие вопросы: «Можете ли Вы подробно рассказать о том, когда Вы испытывали к Вашей работе исключительно позитивные чувства?» и «Можете ли Вы подробно описать, когда Вы испытыва- ли к ней исключительно негативные чувства?» Про- анализировав результаты интервью, Херцберг устано- вил, что, когда люди говорили о неудовлетворенности своей работой, они винили окружение, а когда были удовлетворены ею, подразумевали престижность про- фессии, возможность реализовать свой творческий потенциал, достигнутые успехи. Отсюда был сделан вывод о том, что удовлетворенность и неудовлетворен- ность работой — совершенно разные вещи. Вот как Херцберг описывал соотношение между ними: «Результаты нашего исследования, а также результа- ты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывав- шие удовлетворение работой и обеспечивавшие адек- ватную мотивацию — это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают не- удовлетворение работой. Поскольку при анализе при- чин удовлетворенности или неудовлетворенности ра- ботой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Об- ратным чувству удовлетворения от работы является. его отсутствие, а не неудовлетворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою оче- редь, его отсутствие, а не удовлетворение работой»4. Херцберг обнаружил факторы двух типов: факто- ры актуализации (или мотиваторы) — труд и все полу- . чаемые благодаря ему формы признания, и факторы атмосферы (или гигиенические факторы), к которым относятся условия работы и окружающая среда. Факто- ры актуализации связаны непосредственно с содержа- нием трудового процесса: достижением успеха, призна- нием заслуг, служебным продвижением, интересом к работе, ответственностью, возможностью роста. Исполь- зование этих факторов позволяет добиться глубокого и устойчивого во времени изменения индивидуального поведения человека в процессе труда. Иными словами,
если они присутствуют в трудовом процессе, то прида- ют ему сильные мотивационные стимулы, результатом чего становится хорошее исполнение работы. Таким образом, удовлетворение от работы является следстви- ем действия факторов актуализации. Внешние, или атмосферные, факторы более много- численны. К ним относятся вознаграждение (зарплата), гарантии занятости, политика и деятельность компании, условия труда, статус, технический надзор, межлично- стные отношения с начальниками, коллегами и подчи- ненными, безопасность труда, факторы личной жизни. Внешние факторы способны ослабить внутреннюю на- пряженность в организации, но их влияние носит крат- косрочный характер и не может привести к глубоким изменениям в поведении работников. Для подтверждения правильности своей теории Херцберг использовал результаты собственных эмпи- рических изысканий, выполненных им в различных компаниях многих стран мира. Широкую известность получил приводимый им пример, касавшийся органи- зации работы секретарш компании Bell Telephone, от- ветственных за ответы на письма акционеров. Ответы эти писались по заранее установленной форме и дваж- ды проверялись начальством. При этом оказалось, что моральное состояние секретарш было подавленным, они часто не выходили на работу и совершали множество ошибок. Изменение некоторых внешних факторов (по- вышение зарплаты, изменение иерархического стату- са, более совершенное планирование условий труда) не позволило исправить ситуацию. В результате было ре- шено изменить организацию труда сотрудниц. Каждая из них получила свою зону ответственности, в которой она хорошо ориентировалась и могла давать консульта- ции коллегам. Контроль со стороны начальства был ослаблен. Письма стали сочиняться и подписываться самими секретаршами, которые к тому же получили право самостоятельно распределять между собой днев- ную нагрузку. В первые недели после введения нов- шеств производительность труда несколько снизилась, но в дальнейшем произошел ее резкий рост, а качество ответов достигло невиданного ранее уровня.
Глава 1. История социологии менеджмента на Западе альные — соответствуют десяти гигиеническим фак- торам, выделенным им. Однако, вопреки мнению А. Маслоу, Херцберг считает, что у человека существу- ет не одна система (или иерархия) потребностей, а две — качественно различные и независимые. Согласн о Херцбергу, при отсутствии или недостаточ - ной степени присутствия гигиенических факторов у че- ловека возникает чувство неудовлетворенности рабо- той. Однако если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотиви- ровать человека на что-либо. В отличие от этого отсут- ствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работни- ков на повышение эффективности деятельности.
Обе системы являются разнонаправленными плос- костями человеческого поведения. Если менеджер за- ботится о стабилизации персонала, он должен воздей- ствовать на гигиенические факторы (увеличение оклада или получение квартиры), так как они способствуют закреплению кадров. Однако они не могут привести к повышению производительности труда. На увеличение выработки, достижение в работе наивысших результа- тов влияют другие факторы — мотиваторы. Научные выводы Херцберга разрушали многие устоявшиеся предрассудки, которыми руководствова- лись в своей деятельности администраторы и бизнес- мены. Несомненная ценность его научного вклада была связана с отрицанием господствовавших ранее базо- вых представлений Ф. Тейлора и Г. Форда о челове- ческой натуре. Херцберг настойчиво напоминал, что не «хорошая зарплата», а интерес к работе и вовлечен- ность в трудовой процесс являются для рабочего наи- более сильными стимулами эффективного выполнения производственных операций; что рабочий не является машиной и с трудом переносит те организации, кото- рые отчуждают его от результатов труда. Оказалось, что деньги нельзя рассматривать в каче- стве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определен- ного предела, границами которого является удовлетво- рение личного представления о том, что такое «хорошая жизнь». Иначе говоря, если человек решил, что «хоро- шей жизни» он может достичь, получая 10 тысяч долла- ров в месяц, то вряд ли он станет трудиться лучше за I 1,5 тысяч. Деньги и премиальные Херцберг называл «негативными побуждающими стимулами». При их от- сутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повыше- ние заработной платы лишь побуждает людей оставать- ся там, где они работают. Однако речь в работах Херцберга шла не только о роли денег в мотивации поведения. Другой важный ре- зультат его деятельности заключается в модификации понятия разделения труда и неограниченной командной власти менеджмента. По недоразумению многие менед- жеры относят специализацию только к условиям труда. Однако она влияет и на содержание работы. Чрезмерно расчленяя работу на дробные операции и частные зада- ния, менеджеры лишают человека ощущения завершен- ности, полноты работы. В результате снижается уровень ответственности, подавляются действительные способ- ности работника, возникает чувство бессмысленности груда и падает удовлетворенность работой. Обнаружив, что он является лишь винтиком в гигантской бюрокра- тической машине, что результаты его труда не получа- ют признания, или что он не способен ни на что влиять, работник теряет вкус к работе. Не человека следует при- спосабливать к работе, а работа должна отвечать инди- видуальным способностям человека. Настаивая на воз- вращении работникам автономии, предоставлении им дополнительных возможностей для организации своей деятельности за счет контроля и технического обслужи- вания оборудования, Херцберг стал инициатором созда- ния более адаптивных и гибких организаций, а также так называемых сетевых компаний. Несмотря на отдельные критические замечания5, высказываемые в адрес двухфакторной теории моти- вации, рекомендации Ф. Херцберга применяли и при- меняют сотни американских (и не только) компаний. Его идеи используются в новейших системах повыше- ния производительности труда и улучшения поведения людей в организации, способствуя развитию движения в поддержку реорганизации труда, преобразований внутри компаний и изменений в трудовых отношениях в большинстве промышленно развитых стран мира. Научная достоверность теории Херцберга подтверж- дена данными 12 специальных исследований, проведен- ных в США, Японии, Финляндии, Венгрии, Индии, ЮАР, Замбии. В СССР она использовалась в известном иссле-
Глава История социологии менеджмента на Западе довании «Человек и его работа», реализованном в 1964 г. В.А. Ядовым и А.Г. Здравомысловым. Независимую экс- пертизу теории проводила Н.Ф. Наумова.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.031 с.) |