Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава G . Власть и социальный контроль
этого феномена и не пытаются вытеснить друг друга. В современной политологической литературе выделяют как минимум три аспекта (или измерения) власти: • директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечиваю- щее выполнение приказа, директивы. Как раз в этом смысле и говорят о властях предержащих, т. е. о высшей для данного общества (сообщества) властной инстанции, отдающей обязательные для исполнения приказания; • функциональный аспект, т. е. понимание власти как способности и умения реализовать функцию обще- ственного управления; • коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть так или иначе реализуется через обще- ние и язык, понятный обеим сторонам. При этом директивный аспект власти как принуж- дения к исполнению воли приказывающего обычно считается основополагающим12?. Понятие власти применяется для обозначения либо способности людей (социальных групп, классов) присва- ивать себе волю других людей путем ограничения их свободы (К. Маркс), либо отношений, возникающих в результате, с одной стороны, реализации этой способно- сти, а- с другой — готовности людей подчиняться распо- ряжениям (М. Вебер), либо фактической способности людей, групп, подразделений, отдельных ролевых пози- ций программировать и модифицировать поведение и деятельность других людей на основе системы средств (правовых, экономических, психологических, социокуль- турных, силовых) во имя достижения определенных це- лей. В большинстве концепций власть в организации рассматривается как проявление права или фактичес- кой способности одних людей, прежде всего должност- ных лиц, обеспечивать «повиновение» других людей. Таким образом, итог властных отношений заклю- чается в том, что одни играют роль руководителей, а другие— подчиненных128. Дадим следующее «рабочее» определение власти в организации: власть — это воз- можность влиять на поведение других. Априорно предполагается, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей друго- го лица. Вместе с тем влияние (или любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведе- 10*
I. Теоретический раздел
ние, отношения, ощущения и т. п. другого индивида) и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способно- стей руководителя. В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Объем власти, которым обладает тот или иной человек в кон- кретной ситуации, определяется также и степенью его зависимости от другого лица: чем она больше, тем могущественнее власть этого лица. Именно поэтому в некоторых ситуациях и подчиненные могут иметь власть над руководителем, зависящим от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с сотрудниками других подразделений и т. п. Очевидно, что для того чтобы руководить, необходи- мо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Иными словами, функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы. Аме- риканские исследователи в области власти и лидерства Дж. Френч и Б. Равен разработали удобную классифи- кацию основ власти, включающую пять основных ее форм129: 1) власть, основанная на принуждении, предусматри- вает способность наказывать сотрудников за непод- чинение. При этом исполнитель верит, что влияю- щий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению его насущной потребности; например, может заблокировать про- движение по службе; 2) власть, основанная на вознаграждении. В данном случае личность получает власть за счет своей воз- можности назначить вознаграждение, а исполни- тель верит, что влияющий имеет возможность удов- летворить насущную потребность или доставить удовольствие; 3) экспертная власть (влияние посредством высоко- го профессионализма). Как правило, руководители добиваются этого типа власти, благодаря своим ви- димым достижениям: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным зна- нием в отношении данного проекта или проблемы, и принимает на веру ценность этих знаний; 4) эталонная власть (власть примера). Здесь речь идет о влиянии, основанном на харизме — власти не логики или давней традиции, а силы личных качеств
292 или способностей лидерм Власть примера, или ха-
Глава Б. Власть и социальный контроль ризматическое влияние, определяется отождествле- нием исполнителя с лидером или влечением к нему. На уровне подсознания исполнитель ждет, что под- чинение сделает его похожим на лидера или по крайней мере вызовет к нему уважение130; 5) законная (легитимная) власть. В данном случае исполнитель верит, что влияющий имеет право от- давать приказания, а его (ее) долг — подчиняться им. Законную власть очень часто называют тради- ционной, подразумевая под ней способность лич- ности оказывать влияние на деятельность других людей благодаря своему служебному положению. Каждая из вышеперечисленных форм власти имеет свои достоинства и недостатки. Так, власть, основанная на принуждении, или влияние посредством страха, мо- жет быть использована и фактически используется в современных организациях, но не часто, поскольку, для того чтобы использовать такой инструмент, как страх, необходимо иметь эффективную систему контроля, со- здать которую нелегко и недешево. Кроме того, исследо- вания показывают, что организации, где используется этот тип власти, как правило, характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции. Власть, основанная на вознаграж- дении, будет действенна только при условии, что руково- дитель сможет правильно определить ценное, с точки зрения исполнителя, вознаграждение и фактически пред- ложить его. Однако на практике возможность выдавать вознаграждения сталкивается с массой ограничений. Любая организация действует в условиях жесткой огра- ниченности ресурсов, а посему может выделить на по- ощрение персонала строго определенное их количество. Влияние же с помощью традиции вообще возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, согласно ко- торой подчинение начальству является желаемым пове- дением. "Кроме того, безоглядное использование легитим- ной власти способно породить в организации серьезные проблемы (недостаточное использование человеческого потенциала, снижение производительности труда, рост неудовлетворенности работников) и даже поставить ее перед проблемой выживания в условиях быстро меняю- щейся внешней среды. Для выбора адекватного и эффективного канала использования собственной власти английские теоре- 2ВЗ тики менеджмента рекомендуют учитывать степень зрелости рабочей группы, а также опытность работни- ков. По степени зрелости все работники делятся на четыре группы, и использование каналов власти в про- цессе взаимодействия осуществляется в соответствии с этой градацией. Так, подчиненные с низким уровнем зрелости нуждаются В постоянной коррекции, поэтому менеджеру, наряду с другими средствами побуждения, приходится использовать здесь и силу принуждения. На переходном — от первой фазы зрелости ко вто- рой — рубеже директивное управление, а также и принуждение бывают еще необходимы. Однако здесь обнаруживает себя канал личных связей менеджера. Подчиненные, осознавшие связи и престиж руководи- теля за пределами своей группы, практически добро- вольно отказываются от строптивости и принимают форму подчинения. На втором уровне зрелости они целиком переключаются на поиск вознаграждений.
На третьем уровне зрелости открываются возмож- ности для проявления власти авторитета и должност- ного положения. Обычно руководитель действует здесь, поддерживая хорошие личные взаимоотношения с подчиненными, демонстрируя им свое нравственное кредо, «зажигая» их собственным примером. На четвертом уровне зрелости наиболее эффектив- но проявляет себя власть компетенции. «Зрелому» под- чиненному не требуется ни директив, ни указаний. Та- кой подчиненный хочет и может выполнять задачи самой высокой сложности. Он лишь ждет от руководителя нуж- ного совета и профессионально ценной консультации. И если руководитель сумеет сделать это вовремя, подчи- ненный оценит его действия по достоинству. Власть определяется прежде всего структурой орга- низации, обеспечивающей распределение полномочий в принятии решений в соответствии с занимаемой дол- жностью. Кроме того она устанавливает характер об- щения и направленность потоков информации. Следо- вательно, организационная структура создает основы официальной власти и обеспечивает полномочиями для принятия и выполнения определенных решений. Р. Кантер вполне убедительно доказывает, что власть по- является благодаря двум факторам: 1) доступу к ресурсам, информации и материально- техническому обеспечению; 2) способности установить сотрудничество с други- ми для выполнения поставленной задачи13 '.
Глава Б. Власть и социальный контроль Многие люди считают, что власть реализуется толь- ко в одном направлении: сверху — вниз. Однако власт- ные функции в организации могут осуществляться и по направлению снизу — вверх. В процессе изучения легитимной власти было установлено, что лица, зани- мающие более высокое служебное положение, могут реализовать столько власти, сколько могут принять ее лица, занимающие служебное положение низшего уровня (подчиненные). Отсюда возникает проблема баланса власти. Наличие власти у подчиненных зави- сит от их компетентности, служебного положения, информированности и возможности контролировать значимую организационную информацию. Таким образом, власть — это форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение других не благодаря выдающим- ся качествам личности влияющего, а посредством ад- министративно-правовых механизмов, таких, напри- мер, как занимаемое положение, должность, место в организации. Система власти включает в себя отноше- ния господства и подчинения, субординации (много- уровневого подчинения) и иерархии. Если авторитет — это прежде всего добровольное подчинение личности, то власть— вынужденное (но не принудительное) под- чинение безличным правилам. Добровольное уважение базируется на внутренней мотивации, признательнос- ти, побуждении, привязанности. Напротив, формаль- ное подчинение власти основано на юридических за- конах, действии социального контроля и санкций. Когда человек имеет дело с авторитетом, он волен подчиняться или не подчиняться ему. Неподчинение же в системе власти карается и расценивается как отклоняющееся поведение. Иногда власть понимают, как законное право принимать ключевые решения, определяющие поведение людей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.01 с.) |