Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсально исторически е законы иерархииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Универсально-исторические законы у М. Вебера
Первым мысль о существовании универсально- исторических законов управления высказал в своем главном труде «Хозяйство и общество» (1956) М. Ве- бер. Разделив все существовавшие на свете типы эко- номик на бюджетные (нерыночные) и небюджетные (рыночные/, он писал о том, что каждому из них соот- ветствует свой тип управления. Противоположностью рыночной экономики у Вебера выступает бюджетная экономика и бюджетное управление. Понятие «бюд- жетное администрирование» достаточно часто встре- чается в концепции экономического действия Вебера. Так, например, термин «административная организа- ция» используется им для обозначения системы регу- лирования экономических действий, где цели унифи- цированно задаются некой властью, осуществляющей дисперсный контроль над конечными результатами. Наряду с терминами «бюджетная экономика» и «бюджетный менеджмент» у Вебера встречается слово- сочетание «бюджетно управляемая экономика», или «экономика, управляемая посредством бюджета»89. В данном случае английский термин «экономика» лучше переводить как «хозяйство», поскольку примеры «бюд- жетно управляемой экономики» касаются, по словам Вебера, не только бюджета государства, но и бюджета отдельной рабочей семьи. Объединение столь разных явлений в одну категорию может показаться современ- ному читателю более чем странным. Однако с точки зре- 216 ния веберовской логики, оперирующей универсально-
Глава5.Универсально-историческиезаконыиерархии историческими категориями и глобальными схемами, здесь нет ничего противоестественного. Более того, се- мья и государство обязаны стоять по одну сторону не- зримого континуума. Ибо на противоположном его по- люсе находятся ориентированные на прибыль формы хозяйства, такие, например, как деловое предприятие. Экономический термин «бюджет» означает утвер- жденное в законодательном порядке распределение государственных доходов на определенный срок, либо предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов какой-либо организации или индивида. Отсю- да происходят выражения «потребительский бюджет» (баланс доходов и расходов семьи), «бюджет времени населения» (система показателей, характеризующая распределение затрат времени по видам его использо- вания). Часто Вебер употребляет термин «бюджетный» как эквивалент понятию «домашний» (от греческого oikos— дом, жилище, домашнее хозяйство). Вебер уверяет, что примеров «бюджетной экономи- ки» в человеческой истории гораздо больше, чем эконо- мики рыночной. Практически всю свою историю чело- вечество прожило под знаменем «бюджетной экономики» и бюджетного менеджмента. Правда, в чистом виде «бюд- жетная экономика» встречались редко. В порах ее ткани ученые обнаруживают то сильные, то слабые примеси рыночной экономики и денежной калькуляции. Вебер указывает на то, что денежную калькуляцию — правда, без реального употребления денег или q их ограничен- ным применением— можно найти уже в Египте и Вави- лоне. Свидетельства о Применении в качестве средства измерения оплаты натурой обнаруживаются в законах Хаммурапи, на периферии Древнего Рима и в средневе- ковой Европе90. Но везде деньги использовались наряду с другими формами оплаты, а не как единственное пла- тежное средство. Однако только' безальтернативность денег служит верным признаком развитой рационализа- ции экономики.
I. Теоретический раздел мощности. Одним из инструментов «бюджетной эконо- мики» выступает «доход». Судя по тому, как определяет его Вебер, речь идет о национальном доходе, совокупном товаре, выраженном в денежной форме91. Но это спра- ведливо лишь в том случае, если «бюджетная экономи- ка» охватывает— как при социализме— всю страну. Национальный доход рассчитывают либо по выражен- ному в денежной форме количеству товаров, произведен- ных в прошлом, либо исходя из неких рациональных потребностей или оценок, проектируемых в будущее. Степень товарности «бюджетной экономики» зависит от того, будет ли продаваться произведенная здесь продук- ция на внешнем рынке, т. е. там, где обмениваемые това- ры оцениваются в наиболее рациональной форме, и где они приобретают свою ликвидность. Если в «бюджетной экономике» достигнута высокая степень товарности, или конкурентоспособности ее продукции, то здесь возника- ют предпосылки для развития «рационального управле- ния». Но если общество или отдельная организация движутся по пути рационального менеджмента, то им придется отказаться от иллюзорной возможности раз и навсегда запланировать потребности людей. Если послед- ние заданы директивно, возникают сравнительно легко решаемые проблемы, не требующие сложной техники и особого искусства управления92 . Упрощенный тип управления приживается там, где к удовлетворению потребителей подходят упрощенно. В та- кой экономике исчезают возможности использования ге- терогенных хозяйственных единиц, расчета сложных со- четаний рисков и непредсказуемых рыночных факторов, а значит, утрачивается и необходимость в совершенство- вании техники денежных расчетов. Проблемы решаются посредством применения традиционных методов, выру- чавших в прошлом, либо использования весьма прибли- зительных и грубых прикидок. Однако, с точки зрения Ве- бера, подобные приемы ведут к успеху, ибо в данном случае потребности людей неким образом стандартизи- рованы и спланированы наперед, а процесс удовлетворе- ния одинаковых потребностей не представляет никаких проблем93 . Здесь господствует традиция, а стандартизи- рованным потребностям людей соответствует набор стан- дартизированных же товаров, которые они могут приоб- ретать. Здесь царит ограниченный выбор. Подобные экономические и управленческие системы эффективны при неизменных условиях производства. Стоит внешней 218 среде измениться, например в случае неурожая, как воз-
Глава 5. Универсально исторические законы иерархии никают непреодолимые трудности. Опасность поджидает подобные системы и со стороны изменяющихся челове- ческих потребностей. В идеале люди не должны изменять- ся, а их потребности расширяться, расти, разнообразить- ся. Всякое изменение ставит такого рода систему на грань катастрофы, ибо требует неожиданных, новаторских ре- шений, к которым «бюджетный менеджмент не готов в принципе, ибо просто на них не рассчитан. «В условиях, которые достаточно просты и ясно понимаемы, адап- тация может проходить без особых трудностей»94 . Трудности возникают тогда, когда каждую потреб- ность людей приходится переводить на денежный язык, которым менеджеры «бюджетной экономики» не владеют вовсе или владеют очень плохо, либо к которому совсем не приспособлена она сама. Движение «бюджетной экономики» в сторону рын- ка выглядит у Вебера как «эмансипация от традиций», процесс освобождения от господства управления, по- коящегося на философии, выражаясь современным языком, «планирования от достигнутого», отталкивания от традиций, принятых в прошлом стандартов и норм. Но если бы от старых норм был сделан шаг вперед, то «бюджетную экономику» можно было бы записать в разряд экономик рационально ориентированного типа. Беда, однако, состоит в том, что в действительности социалистический тип экономики ориентировался на то, чтобы в будущем повторять прошлое. Старые стан- дарты превращались в новые цели экономики, а сама она двигалась по экстенсивному пути развития, озна- чавшему простое расширение существующих произ- водственных мощностей, погоню за количественным приростом в ущерб ориентации на новое качество. Таким образом, экстенсивность предполагает ти- ражирование известного опыта, т. е. механическое расширение традиций. Вопрос же рационализации экономики состоит не в приращении рабочих мест или расширении потребностей без их качественного изме- нения: подобные трансформации не ведут к усложне- нию техники управления экономикой, не расширяют область применения денежной калькуляции. Для обще- ства важно не столько разнообразие потребностей, сколько полифония способов их удовлетворения, вле- кущая за собой появление разнообразных форм соб- ственности на товары и средства производства. А это уже вопрос коренной перестройки «бюджетной эко- номики» и соответствующего ему типа управления. 219
I. Теоретический раздел И бюджетные, и рыночные формы хозяйства в равной степени могут быть проявлениями высокой рациональности. Вебер пишет: «...формулируя точное понятие рациональной бюджетной единицы и отлич- ного от него понятия рационального ориентирован- ного на получение прибыли предприятия, важно со- вершенно определенно указать, что оба они могут принимать одинаково рациональную форму. Удовлет- ворение потребностей нельзя считать более «прими- тивным» занятием, чем получение прибыли; «богат- ство» с необходимостью не есть более примитивная категория, чем капитал. С исторической же точки зре- ния, верно, что бюджетные единицы возникли рань- ше и являлись доминирующей формой в подавляю- щем большинстве прошлых эпох»95 . Веберовскую концепцию бюджетных и рыночных форм хозяйствования можно изобразить схематически:
Континуум хозяйственной рациональности
Бюджетная жопомика
Рыночная экономика Рис. 5.1. Континуум рациональных хозяйственных форм: бюджетная и рыночная экономики — два его полюса Но если рыночная и бюджетная экономики спо- собны быть рациональными, то рациональными долж- ны быть и свойственные им системы управления. Другое дело, что в них могут встречаться отклонения и нарушения. В жизни нарушаются, а подчас извраща- ются любые принципы управления. Если сказанное насчет степени рациональности бюджетной и рыноч- ной экономик и присущих им систем управления (ме- неджмента) верно, то отсюда следует, что ни у капита- лизма, ни у социализма нет преимуществ относительно степени рациональности. В принципе рационально и то, и другое. Иное дело, как проводятся в жизнь капи- талистические и социалистические принципы — какие из них извращаются больше. Или, сформулируем воп- рос иначе, какие легче исказить? Вебер не затрагивает вопроса рационалистического уравнивания социализ- ма и капитализма. Этот вывод можем сделать только мы, живущие в начале третьего тысячелетия.
Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии тическом или методологическом плане, отмечая, что в реальной жизни идеально-типические схемы могут на- рушаться. В частности, речь идет о так называемой сме- шанной экономике, где два типа управления могут яв- лять пример гармонии, а не конфронтации. Вебер пишет о том, что «на практике администрирование бюджетных единиц и прибыльных предприятий не представляет взаимной альтернативы»96. А это значит, что принципы управления, характерные для административной систе- мы социалистического общества, и принципы управле- ния, используемые в менеджменте, свойственном чисто рыночной экономике, по большому счету схожи. Ины- ми словами, наряду с некими универсальными принци- пами управления, выработанными человечеством за многовековую историю, существуют конкретизирующие их исторические и культурные варианты. Скажем, прин- ципы американской системы менеджмента, управления эпохи Хаммурапи, древнегреческие законы управления и законы советской административной системы бази- руются на всеобщих императивах, таких, как принцип единоначалия, субординации, распределения власти по уровням иерархии, направления директивной информа- ции сверху — вниз, а не наоборот, и т. п. А вот социо- культурные интерпретации, которые получают уни- версальные законы управления в разных странах и в разные исторические эпохи, весьма специфичны. Позже идеи о бюджетной и небюджетной эконо- мике легли в основу учения М. Вебера о бюрократии и социальной иерархии.
Социальна я иерархи я На многих современных предприятиях и в органи- зациях управленческие структуры строились в соответ- ствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым им полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, получившие назва- ние иерархических, или бюрократических, структур.
I. 1еоретический раздел модель рациональной бюрократии, исходившую из следующих принципиальных положений: • четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифи- цированных специалистов по каждой должности; • иерархичность управления, при которой нижесто- ящий уровень подчиняется и контролируется вы- шестоящим; • наличие формальных правил и норм, обеспечиваю- щих однородность выполнения управленцами сво- их задач и обязанностей; • дух формальной обезличенности, с которым офи- циальные лица выполняют свои обязанности; • осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляе- мыми к данной должности. Объективный характер управленческих решений рассматривался в качестве гаранта рациональности такой структуры. Вместе с тем иерархия управления, служащая всего лишь механизмом завоевания власти, какой бы совершен- ной — с геометрической и социальной точек зрения — она ни была, представляет собой символ бюрократизма и неравенства. Власть доступна не всем, стоящие наверху пользуются привилегиями, недоступными нижестоящим. Что же такое иерархия? Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из цер- ковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — 1) распо- ложение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) порядок подчинения низших должностей, подразделений, органов высшим; 3) рас- положение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница). Наиболее часто понятие иерархии используется для обозначения структуры отдельной организации или общества в целом, различения служебных званий и должностей в их соподчиненности. Мы же будем понимать под иерархией совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наиме- 222 нее вознаграждаемых к наиболее престижным и наибо-
Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии лее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некоррек- тно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции. Управленческая иерархия может существовать в изустной традиции и нигде письменно не фиксировать- ся, а может оформляться специальными документами. Одним из них является знаменитая «Табель о рангах» Петра I и появившаяся вслед за ней «Табель о рангах» французского императора Наполеона. Первая состоя- ла из 14 классов— «чинов», вторая— всего из четы- рех. И сегодня все французские служащие публичной (центральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, Д. Класс А (около 20% всех бюрократов) объединяет тех, в нашей стране именуют «номен- клатурой». Это министры, начальники служб, департа- ментов, послы, высшие военные чины. Класс В — са- мый многочисленный (40%); в него входят, как правило, - люди, работающие на местах (например, префекты). Класс С (30%) и класс Д (7%) — состоит из «исполни- телей»: машинисток, стенографисток, секретарш, ре- ферентов. По сравнению с французским бывший (со- ветский) и нынешний (российский) аналоги класса Д гораздо больше, поскольку наш номенклатурный чинов- ник окружен целым сонмом секретарш, референтов, помощников, советников, шоферов. Природа иерархии и мобильности состоит в пре- восходстве одних над другими. Люди, наделенные вла- стью, располагаются наверху общественной пирами- ды, другие, лишенные ее, — внизу. Такой порядок называется иерархическим. Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней — верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерар- хии это уровни управления, в социальной — классы. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху — большинство благ и привиле- гий, к которым стремятся люди (власть, богатство, вли- яние, льготы, Социальные блага — это дефи- цитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе. Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возни- кает напряжение, которое можно назвать социальным.
I. Теоретический раздел Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, не- справедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естествен- ное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Вот почему история полна револю- ций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным. Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, в привилегированном положе- нии вновь оказывается меньшинство, а большинству не хватает на жизнь. Революционеры перераспределили общественное богатство, но снова не поровну: ближайшему окруже- нию досталось больше, а массе рядовых участников революции — меньше. Более медленный и консервативный способ пере- распределения богатства заключается в продвижении наверх не группой или массой, а в одиночку. Такой путь не требует разрушений: просто каждый, кто желает, и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Про- движение наверх называется восходящей мобильностью. Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый из нас желает жить лучше и ник- то — хуже. По возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх -*• туда, где больше власти, при- вилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хо- чет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие —- к материальному. Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть до- стижительной мотивацией (мотивацией достижения).
Социальные законы иераркин Мы уже сказали о том, что социальную иерархию можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.
Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии Первый закон: количество вакансий, расположен: ных внизу, всегда больше количества вакансий, распо- ложенных наверху. Под вакансиями нужно понимать или рабочие места, или должности, или позиции в формальной структуре организации. Благодаря тому, что вакансий наверху меньше, а желание занять их присутствует у большинства, появляется возможность отбирать людей: возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уро- вень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага. Второй закон: количество социальных благ, кото- рые получают те, кто находится наверху, всегда боль- ше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, мы получаем обратную (перевер- нутую) пирамиду.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.016 с.) |