Глава В . Власть и социальный контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава В . Власть и социальный контроль



руководителя (в ряде случаев он захватывал власть) и разрабатывали правила совместного поведения.

Власть — явление многомерное. С давних времен феномен власти и неравенство ее распределения меж- ду людьми, социальными группами и государственны- ми институтами  порождали  столько  объяснений,  обосно- ваний и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое  явление.  Мыслители  начали  задумываться  о природе, власти давно, но до сих пор не дали согласо- ванного и единственно утвердившегося в науке опреде- ления. Для одних власть — особого рода влияние, для других —  способность  к достижению  определенных целей, для третьих — возможность использования тех или иных средств, для четвертых — особое отношение между управляемым и управляющим и т. д. Некоторые авторы связывают власть с подчинением, приказанием или с зависимостью, обезличенной волей обстоятельств, а то и с взаимозависимостью. Выдающийся американ- ский социолог Т. Парсонс полагал, что власть— симво- лический  посредник,  аналогичный  деньгам,  которые сами  по  себе  «ничего  не  стоят»,  но  принимаются  в ожидании, что они смогут впоследствии «кассировать- ся». Согласно определению Б. Рассела, любое достиже- ние намеченного результата действия  уже есть прояв- ление власти — независимо от того,  приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.

Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно ассоциируется с представлени- ями о принуждении, угнетении, насилии или неспра- ведливом господстве. Многие видели в ней источник всего самого низменного и злого. Итак было, начиная с Античности. В одном из диалогов Платона говорится:

«Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». В 1887 г. британский политик лорд Актон произнес схожую по смыслу фразу, ставшую крыла- той: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется  абсолютно».

Однако не менее часто это понятие используют для обозначения позитивных или по крайней мере нейт- рально оцениваемых явлений, таких как законное ру- ководство, авторитет, признанное лидерство, влия- ние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность. Для Т. Гоббса, например, власть означа- ла средство достижения будущих благ, а сама жизнь рассматривалась им не более чем путь к осуществле-

нию своей мечты, т. е.  вечное и неустанное стремле-  287


 

 

I. Теоретический раздел

ние  к  власти,  прекращающееся  лишь  со  смертью.

«Могущество человека есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага. Власть человека, если рассматривать ее универсально, состо- ит в его нынешних возможностях овладеть очевидны- ми будущими благами», — писал Т. Гоббс.

Два века спустя А. Гамильтон119 задал риторичес- кий вопрос: «Что есть власть, как не способность или дар что-либо совершить». Вопрос не требовал ответа, поскольку предполагал, что сущность власти в том и состоит, что она открывает путь для любого человека, одаренного способностями и энергией изменять обще- ственные институты во благо людям.

В начале XX в. М. Вебер определял власть как воз- можность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Вебер напоминал, что в зависи- мости от ситуации говорят о власти отца над детьми, о власти денежного мешка, о власти юридической, духов- ной, экономической и т. д. Но в первую очередь под вла- стью подразумевают высшую государственную власть. В середине того же столетия бихевиористы Г. Лассуэлл и А. Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-либо или предопределяющие действия других. Позже известный американский поли- толог Р. Даль утверждал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он не сделал бы по своей воле. По существу, Даль повторил своими словами высказывание М. Вебера.

Немецкий и американский психолог К. Левин пи- сал: «Власть b над а можно определить,...как отношение максимальной силы воздействия Ь на а... к максималь- ному сопротивлению со стороны а». Несколько раньше немецкий философ и социолог X.   отмечала, что власть принадлежит не одному человеку, но лишь группе людей, действующих совместно: «Власть, — писала она, — означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с дру- гими людьми. Власть не является собственностью одно- го индивида — она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно» 121. Власть генери- руется, только при условии и только тогда, когда люди общаются друг с другом и взаимодействуют в тех или иных общих делах.

Возражая Арендт, С. Луке утверждал, что в основе всех определений власти лежит примитивное пред- ставление, согласно которому а тем или иным образом


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.004 с.)