Прикладная социология и рыночные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладная социология и рыночные отношения



Важная проблема, так и нерешенная послевоенной социологией труда, — устранение разрыва между ко-


 

личественными и качественными характеристиками заводской социологии. За 30 лет существования послед- ней численность социологов и психологов на предпри- ятиях и в отраслях увеличилась в 8—10 раз и состави- ла, по разным данным, от 5 до 30 тыс. человек. В то же время общий уровень квалификации заводских соци- ологов за этот период так и не вырос.

Поскольку квалификация социологов-прикладников оставляла желать лучшего, а их статус на предприятиях был невысок, оплата труда работников этой сферы не поднималась выше средней для инженерно-техничес- кого персонала, а иногда опускалась и ниже. Все это порождало высокую текучесть кадров. Иногда заводс- ких социологов «уходили» намеренно, сокращая ставки или расправляясь с неугодными людьми. Однако чаще причиной сокращения штатных должностей социологов служила  невысокая практическая отдача тех,  кто их занимал. В результате параллельно росту потребности народного хозяйства в новых социологических службах и их созданию шел процесс разорения старых служб. В условиях интенсивного кадрового оборота было весьма трудно,  если вообще возможно,  сформировать научные  школы,  традиции,  добиться  преемственности эмпирических результатов и методологических принци- пов. Каждый раз приходилось начинать заново, посколь- ку увольняющийся прикладник уносил с собой накоплен- ный опыт, а учебников, учебных пособий, практикумов или журналов— наиболее эффективных хранителей знаний —

для заводских социологов в СССР не издавалось.

Во второй половине 1980-х годов, когда, казалось бы, заводская социология могла получить второе дыхание и подняться на качественно новый уровень своего разви- тия, резко изменилась экономическая обстановка в стра- не. Отход от социализма и плановой экономики не снял, как прогнозировали некоторые специалисты,  старые препятствия к развитию заводской социологии, а лишь добавил новые, преодолеть которые она уже не смогла. В конце 80-х гг. XX в. большинство промышленных предприятий активно переходило на самофинансирова- ние и хозрасчет. Однако некоторые руководители пони- мали его весьма своеобразно: призывая бороться за со- кращение штатов, они почему-то избавлялись в первую очередь от социологов. После опубликования «Положе- ния о службе социального развития»71  вопреки ожида- ниям заводских социологов ситуация в промышленнос-

158 ти  не  улучшилась,  а  скорее  даже  ухудшилась.  Письма


социологов-тприкладников тех лет, присланные в редак- цию журнала «Социологические исследования», конста- тировали невысокий статус прикладной социологии, наличие устаревшей системы разделения научного тру- да, неудачу попыток наладить творческое сотрудничество с академическими учреждениями, пробуксовку системы научного шефства, дефицит методик и методологий и спе- куляцию ими и т. п.7 2

Переход народного хозяйства вначале на хозрас- чет, а затем на рыночные рельсы изменил отношения в социологии. Многие программные продукты, создан- ные заводскими социологами в предшествующие годы, превратились в легальный товар хорошего качества. С большим трудом социологи отходили от стереотипов социалистического мышления и осваивали новые эко- номические принципы. Если в конце  1980-х  гг.  они просили «выбить почву из-под ног  дельцов  от  социоло- гии», пресечь спекуляции с методиками, то в середине 1990-х их больше интересовало, где можно приобрес- ти понравившийся инструмент и как им пользоваться.

В «застойный»  период существовали надежды на

«выравнивание» научного уровня заводских социологи- ческих служб. Однако позже от них пришлось отказать- ся. При стихийном, никак и никем не контролируемом процессе возникновения новых служб последние неиз- бежно воспроизводили ошибки, свойственные преды- дущим этапам становления прикладной социологии.

В конце 1980-х—начале 1990-х годов службы-флаг- маны чаще всего распадались из-за недостатка средств. Практическая наука захлестывалась рыночной стихией, где властвовали сиюминутный интерес и коммерческая выгода. Прикладная социология вступила в новый и, мо- жет быть, не самый счастливый период своей истории.

** *

Пожалуй, трудно назвать другую прикладную на- уку, которая, подобно заводской социологии, вызвала бы за столь непродолжительный период времени столь широкий  общественный  интерес.  Внимание-к  этой дисциплине не случайно,  ведь поиск социальных ре- зервов производства,  интенсификация человеческого фактора определяются не столько теоретическими ис- следованиями, сколько практической,  социоинженер- ной         деятельностью,   низового  звена социологии. Вместе с тем никакая         другая наука не успела «со-

стариться»такбыстро,какэтосделалазаводскаясо-


 

 

   Теоретический  раздел

циология. Как ни парадоксально, о ней начали гово- рить и писать в тот момент, когда некоторые из преж- них, вовремя не устраненных ошибок превратились в хронический недуг, парализующий ее деятельность, а годы творческого взлета остались позади.

Уже к середине 1980-х годов обнаружились не только пределы, но и противоречия экстенсивного развития заводского сектора социологической науки, происходившего, главным образом,, за счет увеличения числа  служб  и  укрепления  их  штатов  по  принципу

«каждому предприятию — свою социологическую ла- бораторию; чем крупнее предприятие, тем многочис- леннее служба». Социологи начали осознавать, что прежние формы организации науки уже не годятся: необходимо не расширять число служб, а налаживать прочные связи между прикладной и академической ветвями социологии.

Вместе с тем, научно-координационное сотрудни- чество академических ученых с заводскими социоло- гами было достаточно слабым. Оно (хотя и приносило прикладникам, особенно с периферии, несомненную пользу) существовало лишь на уровне личных зна- комств отдельных ученых с отдельно взятыми служба- ми и социологами. Последние, как правило, не были обеспечены стандартными методиками и пособиями, унифицированными документами для сбора первичной информации и ее обработки на ЭВМ. Так и не были созданы фонды рабочих инструментов для проведения на предприятиях социологических исследований и единый банк данных для заводских социологов.

К сожалению, на протяжении многих лет завод- ская социология с энтузиазмом заимствовала у акаде- мической науки все негативное, что у нее можно было взять — квазинаучные приемы социального познания, отсталую теорию, ползучий эмпиризм, иллюстративную фактологичность. В то же время многое из позитивного опыта академической социологии — умение широко мыслить, не замыкаясь рамками отдельного предприя- тия, склонность к выдвижению обоснованных гипотез и проверке достоверности получаемой информации, при- сущее лучшим отечественным социологическим шко- лам, — перенималось заводскими социологами далеко не всегда. Отметим еще один факт: в отличие от США, где движение от академической в прикладную социоло- гию имело двустороннюю направленность, в СССР оно

160 было  однонаправленным.  Из  прикладной  сферы  в  ака-


 

 


Глава 2. Развитие социологии управления в России        

демическую постоянно уходили лучшие кадры, не су- мевшие' творчески  реализоваться  на  предприятиях. Таким образом, взаимоотношения между академической и заводской социологией строились на принципах не- эквивалентного обмена, именуемого «утечкой мозгов». Кроме того, социологи на местах буквально зады- хались от спонтанного и никем не контролируемого процесса возникновения новых служб, зачастую созда- ваемых людьми  некомпетентными,  дискредитировав- шими науку. Естественно, это не могло не сказаться негативно на заводских социологах, которые в течение многих  лет  буквально  по  крохам  сколачивали  свои лаборатории, с огромным трудом расчищая себе место под солнцем. На своих совещаниях они высказывали пожелание  о том,  чтобы процесс  создания  новых  и реорганизации  старых  социологических  служб  был планируемым, четко организованным,  направляемым специалистами академических учреждений и заинте- ресованных  государственных  органов.  Однако  эта

так и не была решена.

Необходимость перехода к интенсивным методам развития субъективно осознавалась социологами в каче- стве единственно разумной альтернативы дальнейшего продвижения заводской социологии. Однако средства, призванные обеспечить такой переход, были предназна- чены для решения старых задач и в новых условиях явно служили тормозом, а не ускорителем движения.

Наиболее перспективный путь выхода из тупика виделся заводским социологам в создании межотрасле- вых внедренческих фирм. Широко обсуждались неко- торые организационные нововведения: самодеятельные фирмы типа новосибирского «Факела», инициативные группы при институтах, работающие на основе коллек- тивного подряда, матричные структуры, паевые нова- торские комплексы и т. д.7 3 Многие из них успешно действовали на практике, реализуя принципы хозрас- четной деятельности и оплаты по конечным результа- там; самостоятельности в выборе межорганизационных связей (с заказчиком, клиентами, соавторами разрабо- ток) и т. п. К работе в них могли привлекаться ведущие — имеющие достаточную квалификацию и большой прак- тический опыт — заводские социологи и психологи, а также специалисты научных институтов и вузов (физи- ологи, медики, экономисты и т.д.).

Подобные межотраслевые организации, состояв- шие из  10—15 человек, могли обслуживать все пред-


 

 

161


 

6 СОЦИОЛОГИЯ


приятия города по очереди. При этом несомненным плюсом структур такого типа ЯВЛЯЛОСЬ отсутствие ве- домственных барьеров. Все это ПОЗВОЛЯЛО решать со- циальные проблемы предприятий комплексно, не в ущерб друг другу; укреплять взаимосвязь отраслевого и территориального планирования, не увеличивая чис- ленности заводских специалистов, а лишь полагаясь на кооперацию и организационную перестройку их дея- тельности"''4.

Таким образом, несмотря на бедственное положе- ние, у заводской социологии были идеи относительно возможностей выхода из кризиса, а потому хочется надеяться, что в будущем еще возможен новый всплеск активности этой науки.


 

 


Глав а 4


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.09 с.)